ВИЗУАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВИЗУАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Здоровье – естественное состояние человека. Значит, все, что не укладывается в понятие «здоровье», противоестественно. И поэтому так понятно стремление человека к здоровью, то есть к своему изначально заложенному природой состоянию. Обеспечить здоровье может только здоровый образ жизни. Как бы ни был велик запас прочности человека, предоставленный ему в качестве бонуса при рождении, он все-таки не бесконечен. А вот распределить с умом этот драгоценный дар так, чтобы его хватило на всю жизнь, можно только прилагая собственные усилия.

Коротко определим суть понятия «здоровый образ жизни»: это поведение человека, направленное на осознанное укрепление собственного здоровья и предотвращение возможных болезней. На здоровье человека так же влияет окружающая среда, в которой он находится. Окружающая среда - это или защитная капсула человека, или травмирующее человека пространство. Постепенно людей, живущих по-принципу экологичности, становится все больше. Например, в речевом обороте европейцев достаточно давно появился термин «greenwashing» - сокрытие корыстных и зачастую вредных для окружающей среды целей под маской активной природоохранной и благотворительной деятельности. Это говорит, что люди начали грамотнее относиться к теме экологии – научились отличать тех, кто приносит реальную пользу, от тех, кто только прикрывается экологическими идеями.

Дизайн сегодня формирует пространство, влияет на культуру его создания. Поэтому экологический дизайн очень актуален. Казалось бы, формулировка понятна и не требует объяснений. Но в реальной жизни экологическому дизайну приходиться «выживать» в атмосфере накала экономических страстей.

«Зеленая экономика» – это, можно сказать, жизненная философия, основанная на принципе здравого смысла: когда человек умудряется сохранять природу, создавая для себя комфортные условия обитания среди природы. В России сейчас сырьевая экономика, и все живут по принципу расточительности сырья, имеющегося в недрах нашей земли, потому что нам кажется, что ресурсы бесконечны. Но ведь это не так. И многие начинают осознавать, что нужно сберегать ресурсы. Самое приоритетное для нашей страны направление в развитии «зеленой экономики» - это энергосбережение, причем на всех уровнях – начиная от строительства экологичных энергостанций и массового перехода на электромобили, до использования энергосберегающих лампочек у себя дома.

В мировой практике у экологичного стиля жизни есть базовый принцип, который заключен в формулу «трех R»: reduse – сокращать использование, reuse – повторно использовать, recicle – перерабатывать. Я добавила к формуле четвертый пункт respect – уважительно относиться к природе и к окружающим тебя людям.

Что такое жить экологично? Это каждое своё действие оценивать с точки зрения вреда или пользы для окружающей среды и для себя. Например, важно, в какое кафе я иду, какую одежду покупаю. На самом деле все можно сделать более здоровым, более правильным и натуральным. Современный экологический стиль находит своих защитников и последователей в таких личностных интересах, как дом, одежда, питание, поддержка здоровья с помощью физической работы на природе. Европейцы очень активно пропагандируют экологический стиль жизни, потому что сами условия малых территорий обязывают задуматься о будущем своих детей. Культура экологии практически не распространена и не привита в российском обществе. Россияне пока еще живут в полной уверенности, что пространство страны растворит все негативы, созданные руками человека. Например, В Москве очень мало мест, где можно провести время в эко-пространстве. Мы считаем, что настало время «колокольного набата» - важно организовать масштабное движение дизайнеров по всей стране.

Эко-дизайн в интерьере (греч. eikos – дом, местообитание) – «экологический» стиль», интерьер, выполненный из натуральных материалов, дающий ощущение свежести и единения с природой. На сегодняшний день он является одним из самых востребованных временем современных стилей.

Экологический дизайн в проектной культуре дизайна – это попытка воссоздания природной среды в местах обитания человека. Смысл эко-дизайна заключается в самом названии – интерьер должен оптимально гармонировать с окружающей средой. Именно в «экологичном» помещении человек может почувствовать все преимущества натуральных материалов и отдохнуть от загазованного и вибрирующего от обилия «металлических» звуков мегаполиса. Эко-дизайн или «naturel style» выражается с помощью визуально читаемых компонентов, запахов, тактильных ощущений от предметов, даже звуков естественной природы: стрекотание «кузнечиков» в траве, птичий гомон, шум ручья.

История Эко-дизайна.У этого стиля нет бурной истории развития, его сложно назвать уникальным, так как он вошел в «картотеку достижений» дизайнеров из традиционной культуры обработки натуральных материалов. Дизайнеры использовали традицию в сочетании с новой формой предметной культуры, методами формообразования. «Прародителями» эко-дизайна считают скандинавских и японских дизайнеров (традиционалистов), использовавших традиционный базис изготовления из дерева, особенности текстиля, орнаментации и цветовой колористики для переноса в объекты дизайна. Например, скандинавский архитектор Алвар Аалто проектировал дома с прорастающими сквозь крыши деревьями и обвивающими их вьюнами.

Об эко-дизайне заговорили в России в конце XX века. Такие ученые как академик Д.С.Лихачев, профессор МГХПУ им. С.Г.Строганова К.А.Кондратьева писали книги о проблемах экологии, последствиях экологического кризиса в России. Жители мегаполисов и малых российских городов словно «прозрели», увидев последствия индустриализации как символ перестройки.

Безусловно, обращение к природе встречалось и раньше в других стилях. Оно выражалось в живописи, росписи, текстурах, архитектурных элементах и скульптурах. Наиболее ярко природная тематика отразилась в модерне: это природные линии растений, флоральные композиции в виде орнаментов на плакатах, в интерьерах, в одежде, украшениях. Но если модерн использовал элементы природной тематики только в культуре оформления, то дизайн распространился как инструмент изготовления на формы любой продукции: бытовой, индустриальной, даже на область электроники.

Эко-дизайн сегодня - это важное и конкурентоспособное направление дизайн-индустрии. В его границах уже происходит дифференциация, так как современные дизайнеры находят все новые возможности его интерпретации. Например, стиль «кантри» в повседневной одежде, стиль «этно-шик» в вечерней одежде, стиль «ethnic-style» в изготовлении украшений, обуви, головных уборов базируются на этно-матрице своей территории и являются сегодня важным сегментом коммерческого дохода модных салонов в различных странах, где доминирует туристический бизнес. Среди дизайнеров популярно разрабатывать модули эко-стилизация интерьера.

Основные элементы Эко-дизайна.Экологический дизайн – уникальный стиль. С одной стороны – это сравнительно новое направление, явившее собой некую реакцию человека на гегемонию технократии, царившую в крупных городах конца XX столетия. С другой стороны, идеи эко-дизайна сопровождают человека на протяжении тысячелетий, ведь природные материалы начали использоваться в строительстве и отделке жилья, изготовлении мебели и элементов декора значительно раньше, чем их искусственные аналоги. Таким образом, эко-дизайн – это своего рода обращение к истокам, отражающее волнообразное развитие человеческой культуры, цивилизации.

Основные элементы эко-дизайна – это природные материалы. Но будем честными в этом вопросе. Сегодня натуральные материалы могут позволить себе только очень богатые люди. Для проектного пространства квартиры, коттеджа, «чилаута» в офисе (место для отдыха) и даже престижного «офиса для переговоров» чаще используют имитационные материалы, которые следует проверять на экологичность. Итак, выделим основные компоненты эко-направления в дизайне:

  1. основные материалы: дерево, камень, глина, стекло, ткани из натуральных материалов;

  2. основные цвета: бежевый, коричневый, белый (в контрасте с черным или темным деревом), нежные пастельные тоны. Чаще используют природные цвета: бледно-зеленый, бледно-голубой, цвета травы, воды, камня, дерева, почвы;

  3. присутствие растений, специально подобранных в соответствии с их благоприятным влиянием на микроклимат помещения, в таком интерьере легко дышится;

  4. наличие продуманной системы инсоляции для максимального природного освещения; максимум светового пространства, много света.

Материаловедческие особенности Эко-дизайна. Создание эко-дизайна в интерьере нельзя подчинить каким-либо канонам, аксиомам, кроме правила, которое гласит, что можно использовать только безвредные и натуральные материалы. Одно из наиболее весомых преимуществ эко-дизайна – это большие возможности для воплощения ваших фантазий. Вы можете использовать любые цвета и любые природные материалы в отделке как несущих, функциональных поверхностей, так и мебели. Прекрасно подойдут такие натуральные материалы, как камышовые или другие лиственные обои, речные камни, которые можно использовать в качестве облицовки стен. Этот стиль предлагает нам оценить красоту дерева, камня, лозы, хлопка, льна, шерсти, обожженной глины.

Производство, изготавливающее имитационный «эко-продукт», должно находиться под особым контролем. Сейчас среди крупных производителей своего рода «хорошим тоном» считается создание собственных лесных парков взамен тех деревьев, что были ликвидированы в процессе изготовления мебели. Также многие фабрики внедряют строгий контроль производства в соответствии с принципами экологической безопасности, осуществляется экологическая сертификация и эко-маркировка различных промышленных объектов, технологий, оборудования, продукции, проводится экологическое обучение сотрудников предприятий.

Настенно – потолочные покрытия эко-дизайна. Обои - отделочный материал для внутренних стен и иногда потолков, обычно выпускается в виде рулонов. Могут использоваться как для полной оклейки стен ,так и в качестве эелемента дизайна на ряду с другими видами настенных покрытий. Бумажные обои представляют собой рулонный материал для внутренней отделки помещений, который изготавливается из различных сортов бумаги. Классические бумажные обои характеризуются хорошими показателями как воздухо-, так и влагопроницаемости. Флизелиновые обои - представляют собой рулонный материал для оклейки стен, который изготавливается из длинных волокон целлюлозы и специальных добавок. В составе полученного нетканого материала при этом оказывается около 70% целлюлозного волокна. Флизелиновые обои воздухо-, водо- и паропроницаемы, что позволяет стенам "дышать".

Обои из натуральных материалов.Использованные материалы-тростник-джут, нити папируса, китайская степная трава - демонстрируют все достоинства натуральных и экологически чистых материалов. Отчетливо видна их фактура, сохранены естественные цвета и оттенки. Текстильные обои — рулонный материал для внутренней отделки помещений, состоящий из нескольких слоев. Лицевой стороной текстильных обоев является ткань. Текстильные обои изготавливаются на основе бумаги или флизелина. Поверх базового слоя накладывается текстиль (лён, хлопок, полиэстер, джут). Стоимость того или иного вида текстильных обоев во многом определяется ценностью материала, использованного для верхнего слоя. При этом учитывается степень натуральности, экологичности сырья, его окраска, текстура, устойчивость в внешнему воздействию. На сегодняшний день в зависимости от технологии производства выделяются два основных вида текстильных обоев: на основе нитей и на основе цельного полотна.

Существуют также текстильные бесшовные покрытия для стен, изготовленные из очень плотной ткани. Материалом оформляется весь периметр комнаты, поэтому в итоге имеется всего одно шовное соединение. Выемки для окон и дверей делаются после окончания основных работ по монтажу своеобразного гобелена. Обои на основе текстиля выполняют не только декоративную функцию. Настенное покрытие данного рода характеризуется хорошими тепло-, шумоизолирующими свойствами. Некоторые виды на основе льна проявляют антисептические способности.

Пробковое настенное покрытие, делается из коры пробкового дуба, который в основном растет в Португалии. Этот материал интересен тем, что он не просто является натуральным, он еще относится к категории возобновляемых. Чтобы сделать настенное пробковое покрытие, кора дуба срезается раз в несколько лет (чаще всего – в десять). После этого дуб оставляют в покое и не трогают, пока он не нарастит новую кору. Такое дерево может прожить свыше двухсот лет, постоянно обеспечивая людей материалом. Назовем основные преимущества, которыми обладают пробковые покрытия.

  1. Комфортность. Этот природный материал с характерной эластичностью и упругостью очень приятен на ощупь и хорошо выглядит.

  2. Высокая степень звуко- и теплоизоляции. За счет специфической структуры коры в слое пробки создаются пустоты, поглощающие звуковые колебания. В связи с этим пробковые покрытия для стен помогают создавать звуко-изолированные помещения.

  3. Экологичность (совершенно натуральный материал, не вызывающий аллергию, не подверженный гниению и практически не поддающийся горению).

Деревянные панели.Для изготовления панелей используются только природные материалы, безвредные для здоровья человека и окружающей среды. За счет использования современных технологий обработки, панели обладают хорошими акустическими и пожаростойкими характеристиками и присущими дереву высокой теплоизолирующей способностью, стабильностью при изменении температуры и т.д. Для облицовки панелей используется натуральный шпон. В стандартный набор входят: бук, дуб, клен, береза, ясень, песчаный клен, вишня, тик, орех, махагон и другие. Использование деревянных панелей для отделки стен и потолка помещений дает замечательный декоративный эффект

Натуральный камень.Для облицовки стен можно использовать натуральный камень, как в виде "диких плит", так пиленый и тесанный известняк, песчаник (практически всех типов), серпентинит, сланец, морской (плоский) валун, гальку, гранитный и кварцевый окол и др. Возможно использовать также искусственный камень изготовленный по методу вибролитья. Самым впечатляющим украшением стен, способным превратить любой интерьер в нечто доисторическое и одновременно максимально модное, можно назвать декоративной панно из сланца с застывшими окаменелостями. Имеется в виду посидониевый сланец, очень интересный и эффектный декоративный материал. Это единственный материал на планете, в толщах которого сохранились окаменелости ископаемых существ: морские лилии, ихтиозавры, аммониты, древние рыбы. Так перед человеком обнажаются черты не выдуманного, а реального прошлого нашей планеты.

Растительные стены. Природа показывает их во всем мире, эти растительные стены. Сегодня, благодаря французскому архитектору Патрику Блану (Patrick Blanc) и другим многочисленным ландшафтным дизайнерам, растительные стены вырастают во всех городах и странах. Во внешней или внутренней архитектуре, общественных зданиях или частных домах, они - источник наслаждения и удивления для всех. Интересным и одновременно простым выбором для вертикального озеленения считаются ампельные растения, многие из которых относятся к альпийской флоре, сейчас уже активно культивируются в садах и подверглись селекции. Как правило, все ампельные растения роскошно цветут, имеют различные декоративные формы, многие из них разводятся в специальных селекционных питомниках. Такие растения имеют креативные формы цветков и листьев. Составить удачную цветочную композицию можно, если следовать простым изобразительным правилам относительно: цветовой гаммы; времени цветения; ритмического рисунка фактуры «зеленого» панно; объема взрослых растений.

Сегодня при разработке проекта многие дизайнеры используют компьютерные программы. Одним из способов планирования рисунка растительной стены будет компьютерное проектирование с разбивкой основы по квадратам, такой подход значительно упростит высадку растений, а посадка растений будет напоминать процесс вышивки крестиком по схеме. Можно также выполнить разметку с помощью бечевки, лучше применять несложные композиции с использованием диагоналей, окружностей, а также метода золотого сечения Пифагора. Для создания вертикального сада понадобиться специальная конструкция — металлическая рама, разделенная на ячейки, куда будут крепиться блоки с плодородным составом. Каждая ячейка должна иметь в стенках свободные пространства или отверстия для полива и подкормки с помощью ирригационной системы. Каждый почвенный блок дополнительно должен быть укреплен проволокой, это позволит избежать выпадения растений вместе с «землей».

Дизайнер, поставивший задачу разработки эко-системы пространства, должен учитывать возможность распределения визуальных компонентов (максимум или минимум зависит от возможностей заказчика проекта) в проектном пространстве: пол эко-дизайна, мебель эко-дизайна, ткани эко-дизайна, предметы декора в эко-дизайне. Например, посуда в эко-дизайнедолжна быть простой и однотонной мягких цветов. Сложные рисунки не допускаются, лучше всего подойдет узор в этническом стиле. Лучшим материалом будет керамика или цветное стекло. Хороши будут деревянные принадлежности, а также хлопковые салфетки.

Стать ближе к природе поможет наличие не просто нескольких цветов в горшках, а созданного зимнего сада или его мини-версия, когда цветами оформляется только одна зона. Декорировать можно даже камнями, отдельно лежащими или в виде сада камней в небольшой зоне комнаты. Также украсят интерьер аквариум, террариум или клетка с птицами.

Комната, выполненная в эко-дизайне, должна быть хорошо освещена, в ней не просто светло, в ней чувствуется своя погода, хмурая или солнечная – все зависит только от вашего настроения. Для достижения такого высокого результата, в качестве источников света применяются люминесцентные лампы, которые помимо выполнения основной функции (освещение) еще и сберегут электроэнергию.

Вывод:мы рассмотрели в статье визуальные компоненты экологического дизайна. Эко-дизайн сегодня – это целостная система создания пространства и всех его зональных преимуществ. Экологическая культура в проектах дизайна определена идейно-ценностным и социально-ценностным ориентиром третьего тысячелетия. Вместе с тем выявляется потребность в дизайнерах-экспертах, контролирующих развитие имитационного дизайна на российских предприятиях, изготавливающих продукцию под «эко-дизайн».

Литература

  1. Алдашева А.А., Медведев В.И. Глава 10. Экологическое сознание и личность. Статья.// Экологическое сознание. 2005. 116 с.

  2. Архив//Экологическая Жизнь. http://www.ecolife.ru/arhiv/2009.htm.

  3. Борев Ю.Б. Эстетика. Глава «Виды искусства» М.: издательство Русь-Олимп, 2005. 239 с.

  4. Кондратьева К.А. Культура и экология дизайна. Монография. М.: МГХПУ им. С.Г.Строганова. 2000.

  5. McAloone, TC & Bey, Н. Улучшение состояния окружающей среды путем разработки продукта – руководство. 2009. 46 с.

  6. Назаров Ю.Вл. Служить российскому дизайну. Избранные статьи и выступления. М.: издательство Союз Дизайнеров России. 2008.334 с.

  7. Павловская Е.Э., Постникова Е.П. Дизайн-образование: в поисках стратегии развития. Статья.//Вестник ОГУ. Раздел «Архитектура и дизайн. Теория и практика». Оренбург, 2008.С. 22-28.

  8. Ткалич С.К. Глава 3. Современные тенденции дизайна. Культурно-экологическое направление дизайна// История дизайна: эволюция, методология, современные тенденции» учебное пособие для дизайнеров. М., 2007. С.89-96.

  9. Ткалич С.К. Курс лекций по дисциплине «Основы исследовательской деятельности в дизайне». М.: МГГУ им. М.А.Шолохова, 2012.

  10. Тягунов Г.В., Ярошенко Ю.Г. Экология. Учебник для вузов. М., 2005.

  11. Шлеюк С.Г. Красота как неотъемлемая составляющая объектов дизайна в предметно-пространственной среде. Статья.//Вестник ОГУ. Раздел «Архитектура и дизайн. Теория и практика». ОГУ: Оренбург, 2008. С. 157-164.

Просмотров работы: 6645