ОБОСНОВАНИЕ АВТОРСКОГО ПОДХОДА К КОНСТРУИРОВАНИЮ БЛОК-МОДУЛЕЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ МЕТОДИКИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ ТИПОГРАФИКИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОБОСНОВАНИЕ АВТОРСКОГО ПОДХОДА К КОНСТРУИРОВАНИЮ БЛОК-МОДУЛЕЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ МЕТОДИКИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ ТИПОГРАФИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность исследования. На протяжении столетий люди разрабатывают различные образовательные методики, которые должны способствовать наилучшему усвоению информации, получаемой от преподавателя.

Дизайн-образование в России накопило определенный фундамент опыта и специализированных профессиональных знаний. Однако изменение коммуникационной стратегии межконтинентального общения, появление информационного пространства обусловило мотивацию учёных, специалистов-практиков к кристаллизации идентификационных параметров российской школы подготовки специалистов мультимедийных технологий. В настоящий момент этот вопрос находит свое развитие в Институте Информатизации Образования МГГУ им. М.А. Шолохова (Вайндорф-Сысоева М. Е., Дмитриева Т.А., Хапаева С.С.).

Многие преподаватели достаточно долгое время использовали методику прямого контакта между педагогом и учеником. За последние 5-6 лет появилось достаточно много новых технологий в сфере образования, которые расширили возможности обучения. Среди новых технологий можно выделить следующие:

- технология F-T-F (face-to-face), базирующаяся на личном общении преподавателя со студентом;

- дистанционные образовательные технологии (ДОТ), предполагающие удаленное общение педагога с аудиторией;

- технология интегрированного обучения (ТИО), предполагающая формирование индивидуального подхода к каждому ученику;

- технология ИКТ. Эта технология предусматривает использование современного оборудования (компьютеров, фотоаппаратов, проекторов, интерактивных досок и т.п.)

- технология e-learning, базирующаяся на использование интерактивных технологий общения и формирования профессиональных навыков.

Развитию данных технологий способствует вступление России в Болонский процесс, который объединяет более 40 стран Европы. В России данные технологии начинают активно развиваться в вузах, школах и других учебных заведениях. Сейчас становится понятным, что свободный выбор технологий и право на смешанный тип авторской методики увеличивают КПД педагога, превращая его в творческого изобретателя и экспериментатора.

Над вопросом построения и внедрения дистанционного образования в России работает достаточно большое количество ученых и педагогов из разных вузов и школ. Каждый пытается адаптировать эту сложную интегративную систему под свой профиль. Среди них можно выделить Б. Поташник (разработка видеокурсов для начинающих дизайнеров), А.М. Анисимова, А.Х. Гильмутдинова (разработка курсов в Moodl), т.Артыкова (разработка видеокурсов по живописи) и т.п. Данная система находит отражение и в корпоративной подготовке кадров на предприятиях (АНО «Оргкомитет «Сочи 2014», Web Design Association, Oriflame и т.п.).

В качестве примера современных тенденций и концептуальных подходов к профессиональной подготовке дизайнеров можно назвать ряд учёных, в работах которых рассматривается роль стилевого эквивалента в развитии графического дизайна (Бородаев Д.С., Ёлочкин М.Е., Серов С.И., Сокольникова Е.В.). Ценный педагогический и научно-методический потенциал сконцентрирован в работах доктора педагогических наук С.К. Ткалич. Автором разработана универсальная модель, где включены методики переноса этнохудожественного и графического наследия в полиэтническом регионе в технологии дизайн-индустрии. Особую ценность представляют разные методики освоения этнохудожественных и графических кодов наследия, представлены результаты адаптации к подготовке дизайнеров в вузах.

Описание подхода к разработке авторской методики по дисциплине «Основы типографики». Целью нашей методики является обучение дизайнеров-графиков креативному подходу применения типографики в оформлении печатной продукции (рекламные материалы, печатные издания для различных сегментов рынка).

Интерактивная методика сконструирована в виде трехуровневого методического комплекса. Для педагога важно дифференцировать совместно со студентами уровни НИД: 1 уровень - «методы исследования»; 2 уровень - «методы создания нового продукта». При этом первый и второй уровни исследовательской деятельности являются единым алгоритмом деятельности. Мы предлагаем следующий алгоритм совместной научно-исследовательской деятельности студентов под руководством педагога:

  1. метод анализа и обобщения источников: педагогических рекомендаций, практик, инновационных предложений, показателей экспериментов, проведенных педагогами-новаторами на аналогичной кафедре по аналогичной дисциплине;

  2. метод систематизации (или группирования) авторских методов, используемых другими педагогами для формирования профессиональных навыков;

  3. изучение методов комбинированной образовательной методики как интерактивного общения со студентами. Для достижения лучшего эффекта от образовательного процесса предлагается использовать комбинированные методики преподавания. На конечном этапе педагогом формируются комбинированные способы конструктивного общения с обучающимися/студентами, такие как FTF, ДОТ, ТИО, ИКТ, e-Learning.

Из опыта работы со студентами-бакалаврами (2011-2012 уч. год). В процессе конструирования авторской методики использован дидактический поэтапный модуль (познавательный, репродуктивный, творчески-репродуктивный, продуктивный). На первом этапе – познавательном, мы комбинировали варианты проведения занятия: лекции в аудитории (F-T-F), визуальное знакомство с образцами типографики с помощью презентаций и интерактивных плакатов, проверку на закрепление знаний с помощью технологии e-learning в аудитории, что включало письменный опрос в режиме он-лайн по вопроснику и устный опрос в аудитории.

На репродуктивном этапе студентам-бакалаврам дается задание на выполнение конкретной темы по типографике. Это может быть персональный разворот в буклете с использованием шрифтов и других элементов. Информационно-коммуникационную технологию мы используем на каждом этапе подготовки студентов, так как без этого в настоящее время практически не обойтись. Для того, чтобы обучение проходило в интерактивном режиме, возможно использование таких программ как PowerPoint, iSpring Suite, сетевого ресурса Moodl. Происходит формирование компетентных знаний о развитии различных стилей в шрифтовом оформлении печатной и допечатной продукции (стили рукописных и печатных шрифтов на протяжении исторического развития человечества).

Для развития квалификационных навыков студентам предлагается воспользоваться видео-уроками по изучению необходимого программного обеспечения современного дизайнера-графика, что дает возможность изучать компьютерные программы самостоятельно. Задачей этого этапа является формирование у студентов производственных навыков, которые не требуют творческого подхода, т.е. студенты копируют работы известных дизайнеров-графиков, выполненные в различных техниках и стилях. На этом этапе мы также формируем знания о стилях в дизайне различных стран и вводим изучение национальных культурных кодов в оформлении работ. Идет комбинация общения преподавателя со студентами с использованием технологий f-t-f, e-learning и т.д. В качестве проверочного задания студент должен выполнить копию известного шрифтового плаката, небольшой сказки или журнальной статьи.

Для поддержания интереса к изучению дисциплины, на наш взгляд, результативно использовать проектный метод преподавания, создающий условия для активного включения студентов в выполнение конкретного проекта.

На репродуктивно-творческом этапе мы усложняем задания для студентов и предлагаем им, используя полученные ранее знания, создать свой дизайнерский продукт на основе известного плаката знаменитых дизайнеров. На этом этапе мы формируем у студентов навыки творческого подхода к выполнению заданий. Проверка умений может осуществляться различными способами, также как и на предыдущих этапах.

На последнем, продуктивно-творческом этапе студенты должны предоставить собственный дизайнерский продукт, который имел бы экономическую значимость. Консультирование и контроль выполнения работ может осуществляться как при личном общении, так и удалённо (с помощью ИКТ).

Таким образом, на протяжении всего учебного процесса мы формируем у студентов знания по стилистическому оформлению печатных продуктов, умения использовать национальные культурные коды, формируем производственные навыки и творческое развитие личности дизайнера.

Применение комбинированных методик обучения по типографике дает возможность выдвинуть в качестве педагогической инновации новую комбинированную образовательную технологию с мультимедийным эффектом художественно-эмоционального восприятия элементов наследия по графическому дизайну. Освоение методики прогнозирует стремление бакалавра создать свою методику, используя опыт учебного проекта.

Литература

  1. Смирнова О. Специфика подготовки интерактивной образовательной методики по дисциплине «Основы типографики» для бакалавров. Статья.//«Истоки»: сборник научно-исследовательской деятельности студентов МГГУ им. М.А.Шолохова. Выпуск 15. 2012. С.149-153.

  2. Ткалич С.К. Курс лекций и практикум по предмету «Основы исследовательской деятельности в дизайне». Кафедра дизайна, МГГУ им. М.А.Шолохова. Осенний семестр 2012. 120 с.

Просмотров работы: 1239