МОЛОДЕЖНАЯ ЛЕКСИКА В РЕЧЕВЫХ ЖАНРАХ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МОЛОДЕЖНАЯ ЛЕКСИКА В РЕЧЕВЫХ ЖАНРАХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Речевой жанр (РЖ), по определению М. М. Бахтина, это «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний» [1, 164]. Понимание РЖ, намеченное М. М. Бахтиным, находит развитие в отечественной русистике в теории речевых жанров. «Речевой жанр, – пишет Г. И. Богин, – это вид словесности, исторически сложившееся произведение речи. Он имеет форму, порожденную задачами представления действительности и альтернативных миров в речевых произведениях, возникающих в типичных для данного народа ситуациях общения в соответствии с их назначением в личной и общественной жизни представителей этого народа» [2, 12].

Молодежная тусовка – это сообщество молодежи по интересам или социальная группа (молодежь); вечеринка, светское или закрытое мероприятие; традиционное место встреч. Речь молодежи – достоверный и яркий показатель современного состояния общества и его языка. Изучение молодежного дискурса является перспективным для прогнозирования тенденций развития разговорного языка.

Учение о молодёжном жаргоне в лингвистике складывалось в соответствии с развитием идеи о социальном разделении языка. Речь молодежи изначально рассматривалась как разновидность общенародного языка, существование которой обусловлено объективными (прежде всего – социально-культурными) факторами.

С середины ХХ века в соответствии с культурно-речевой политикой государства сформировалось представление о языке молодежи как об «испорченном» языке. В этот период молодёжный жаргон рассматривался как объективный, но нежелательный для нормированного языка феномен (З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, Е.Г. Борисова, О.Б. Трубина и др.).

Поворот лингвистики к личностным аспектам изучения языка, к культурным факторам предопределили понимание молодежного языка как особого явления культуры, как системы, характеризующейся эстетической спецификой и располагающей средствами её вербального оформления, что, в свою очередь, расширило направления исследования речи молодежи. Появляются работы, посвящённые изучению речевых жанров молодёжного сленга, его особенностей. (Е.Н. Гуц, Е.А. Земская, О.П. Ермакова, Л.Л. Фёдорова, А.С. Герд и др.).

Сленг, активно используемый молодежью и являясь лексикой ограниченного употребления, функционирует в пределах ограниченной группы носителей, при этом свободно вступает во взаимодействие с различными лексическими единицами, которые бытуют как внутри данного языка в процессе взаимодействия разных стилей, так и в других языках. Наличие молодежного сленга в языке говорит о его подвижности, т. к. это элемент, «необходимый живому, естественному языку для его нормального развития». Отсутствие кодифицированности позволяет этой подсистеме языка жить по особым законам и расширяет возможности словотворчества отдельной языковой личности.

Одной из основных особенностей данного языка можно считать полифункциональность. Речь молодежи выполняет большое количество функций, часто полярных по целеполагающему принципу, что обусловливает причины масштабности распространения его в разных сферах.

Изучение молодежной тусовки в качестве отдельного функционально-речевого феномена раскрывает особенности молодёжной коммуникации и даёт возможность использовать основные положения исследования в лингвистике и жанроведении.

Список использованной литературы

1. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров. / М.М. Бахтин. - М.: Сов.Энциклопедия, 1996. – 397 с.

2. Богин, Г.И. Речевой жанр как средство индивидуации. / Г.И. Богин. – Саратов: Альта, 1997. – 459 с.

Просмотров работы: 1241