Следовательно, каждый объект необходимо проектировать с учетом того, что люди начала третьего тысячелетия вдруг стали требовательнее к собственному комфорту. Например, появились такие направления, как дизайн комфорта, дизайн сервиса. Несомненным фактором или условием развития таких направлений должна стать методика освоения инновационных форм в архитектурном дизайне, что ставит новые задачи перед дизайнерским образованием в вузе (специализация «дизайн среды»).
В данной статье мы кратко рассмотрим четыре важнейшие дефиниции, составляющие основу нового направления: архитектурная форма, синтезированный эко-стиль, метафорическая образность в дизайне, функция объекта в пространстве.
Архитектурная форма. При выполнении проекта современной беседки одной из проблем выступает поиск формы, создание гармоничной взаимосвязи архитектурного объекта и ландшафта.
Как правило, проектируя объект, дизайнер ставит перед собой задачи:
поиск новой, функционально-оправданной архитектурной формы,
синтез художественной образности и технологических новаций, создающих гармонию и красоту объекта,
создание рациональной конструкции с применением современных строительных крепежных материалов,
создание эффектной конструкции в эко-стиле, как наиболее эргономичном и воспринимаемом нашими современниками после агрессивного «индустриального дизайна» конца XIX века,
несомненным условием является создание гармоничного единства архитектурного объекта с окружающей природой.
Вопрос стоит не в том, какое место под солнцем займет придуманная мной архитектурная форма в ближайшем будущем. Мне важно понять, как создается архитектурная форма, синтезированная с дизайном. Гипотетически предполагается, что это будет новая форма, которая отличается от чисто архитектурного объекта и от арт-объекта с эстетической доминантой.
Но подойти к такой постановке вопроса невозможно, не переосмыслив весь исторический опыт в архитектуре и не воссоздав для себя всю историю архитектурной формы. Анализ литературы, различных источников, научных и культурологических диспутов, Интернет-ресурсов и блогосферы позволяет сделать вывод, что с конца ХХ века радикально меняются культурно-исторические контексты в профессиональной деятельности людей.
Это, прежде всего, крушение ряда сменявших друг друга великих культурно-исторических программ или «утопий», в рамках которых развивались прежние архитектурные школы и концепции. Это ощущение “конца истории”. Но “конец” истории обязательно должен быть и началом ее нового этапа. Для того, чтобы понять, как происходит переход из «конца» в «начало» следующего этапа историко-культурного развития, необходимо:
а) своего рода дистанцирование от культурно-исторической инерции;
б) пересмотр всего сделанного под новым углом зрения. Подчеркнем, что таких жестких границ в реальной жизни не бывает.
Есть немало признаков того, что такой теоретический пересмотр традиции уже начался, хотя и не привёл пока к каким-то творческим результатам. Но иначе и не может быть. Вызревание нового взгляда или новой “парадигмы” архитектурной мысли не может дать немедленные результаты. На это требуется историческое время.
Мы вводим понятие «синтезированный эко-стиль», который, на наш взгляд, привносит новые проектные возможности для дизайнера. Если просто «экологический стиль» приводит нас к материалам, традиционным формам предметной среды, то «синтезированный эко-стиль» позволяет использовать новые технологии в материаловедческом контексте. Например, появляются новые архитектонические и цвето-фактурные коды объекта. Поясним: например, деревянная фактура уже используется много десятков лет как визуальный опознавательный знак экологического стиля. Но вот поверхность зеленоватого и белого мха, пятнистый эффект ягодно-травянистой поверхности создают новое чувственное ощущение нового средового пространства.
Метафорическая образность в дизайне для многих дизайнеров является мало изученным пространством. Можно говорить лишь о постепенном проникновении в сферу архитектуры новых идей. Требуется огромная работа по трансформации новых идей, их соединению с традиционными представлениями, чтобы контуры новой формы заняли ведущие позиции в дизайне.
Принцип исследования представлен в виде триады:
метод поиска формы в заданном внешнем пространстве;
метод перехода от функции объекта к его форме;
метод синтеза: комфорт нахождения (игры) формы в пространстве, комфорта и функции объекта.
Принципиально важно отметить, что мы выделяем важным показателем создание композиционно-образных моделей на основе чувственного восприятия этого объекта в окружающем пространстве. Наши поиски завершились выполнением макета. Итоговая графическая композиция генплана получает 3-е измерение.
При поиске формы для своего архитектурного объекта изначально я изучила местность, присутствие пешеходных дорожек - подходов к объекту. Образность плоскостей и конфигураций искусственного и естественного ландшафта, плавные линии дорожек, создали в воображении форму шара с дополнительными деталями, которые также выполнены с помощью плавных линий.
Задачи, которые передо мной стояли, сводились не только к разработке модели архитектурной формы, но и понимания функционального назначения объекта с такой архитектурной формой. Насколько убедительно, корректно, объективно и продуктивно удалось сочетать эти начала, судить не мне.
Таким образом, в процессе выполнения проектного задания были использованы исследовательские, проектно-комбинаторные методы, которые помогли сформулировать архитектоническую образную новизну объекта в форме шара, эстетическую гармонию с окружающим пространством.
В нашей статье мы не рассматриваем внутренний интерьер архитектурного объекта, предназначенного под офис для деловых совещаний. Гипотетически предполагается, что и внутренний интерьер будет разработан в синтезированном эко-стиле.
Список литературы
Артемьев С.М. Современный дизайн и его перспективы в системе эколого-гуманистических детерминант. Статья. //2-я Всероссийская международная научно-практическая конференция «Дизайн XXI века - среда, традиции, новации». Сочи: СГУТиКД, 2009. С.27-29.
Барсукова Н.И. Средовая парадигма современной проектной культуры. Статья.//2-я Всероссийская международная научно-практическая конференция «Дизайн XXI века - среда, традиции, новации». Сочи: СГУТиКД, 2009. С.17-26.
Борев Ю.Б. Культура и историческая парадигма бытия человечества. В книге: Эстетика. М.: изд-во Русь-Олимп, 2004. С. 728-747.
Историческое и вечное в архитектуре. В сб. «Проблемы истории архитектуры» Ч.1, Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции в Суздале. ВНИИТИАГ. М.1991.
Жердев Е.В. Метафорическая образность в дизайне. М.: изд-во МСХА, 2004. 227 с.: илл.
К эстетике тоталитарных сред. «ДИ СССР»,1989. № 11.
Место поэтики в развитии архитектурно-теоретических знаний//Сборник «Проблемы формообразования в архитектуре». М.1985.
Методологические проблемы исследований архитектурной формы. В кн. «Форма в архитектуре. Проблемы теории и методологии». М.Стройиздат.1990
Об интеллектуальном суверенитете архитектуры. В кн: «Архитектура и культура» Ч.1. М.1990.
Природа архитектуры. В кн. «Вопросы искусствознания» М.1991
Раппапорт А.Г. К пониманию архитектурной формы. Дисс. д-ра искусствоведения. М., 2000. Источник: URL http://www.archi.ru./lib/publication.html?id =1850569398&fl=5&sl=2
Среда и архитектура. В кн. «Городская среда: проблемы существования» М.ВНИИТАГ.1990
Ткалич С.К. Стили, рожденные культурно-исторической эпохой.//История дизайна: эволюция, методология, современные тенденции. Учебное пособие для вузов. М., 2007. С.114-118.
Теория архитектуры и теория проектирования. // «Зодчество», вып. 2. М.1978.
Токарев А. Метод А - новая методика архитектурного проектирования на 1 курсе. ИАрхИ ЮФУ (Ростов). Источник: URL http://www.archnest.com/tokarev/blog/2593/