ЭКСПРЕССИЯ В ЯЗЫКЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЭКСПРЕССИЯ В ЯЗЫКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Экспрессия - важнейшая стилистическая категория. В стилистике она занимает центральное положение, так как специфика языка публицистики заключается, прежде всего, в образно - экспрессивных свойствах. По мнения профессора Л.Л. Нелюбина: «экспрессияв широком смысле - это выразительно-изобразительные качества речи, отличающие ее от обычной (или стилистически нейтральной) речи и придающие ей образность и стилистическую окрашенность» [1.c.256]. Экспрессивность - это те смысловые признаки слова, части слова, грамматической формы или предложения, которые позволяют использовать их как средство выражения не только предметного содержания, но и отношения говорящего или пишущего к тому, о чем говорится, или к ситуации. И.В.Арнольд под экспрессивностью понимает «такое свойство текста или части текста, которое передает смысл с увеличенной интенсивностью, выражая внутреннее состояние говорящего и имеет своим результатом эмоциональное или логическое усиление, которое может быть, а может и не быть, образным» [2.c.11].

Общей задачей экспрессии является выражение или стимуляция субъективного отношения к сказанному. Со стороны пишущего это – усиление, выделение, акцентирование высказывания, отступление от речевого стандарта, нормы, выражение чувств, эмоций и настроений, наделение высказывания эмоциональной силой, оценивание, достижение образности и создание эстетического эффекта. Со стороны слушателя это – удержание и усиление внимания, повышение рефлексии, возникновение эмоций и чувств.

По словам В.Г. Костомарова, основными функциями экспрессии в газетно-публицистических текстах являются: информационно-содержательная функция, функция убеждения, воздействия[3.c.35].

В последние несколько десятилетий статус газет изменился, появилась конкуренция между изданиями, и это привело к поискам новых способов выражения экспрессивной оценки. Как пишет доктор филологических наук И.Е. Шендельс чем сильнее «желание воздействовать, тем более тщательно производится отбор языковых средств, тем более экспрессивно сообщение». В связи с данными условиями увеличилось обращение к тропам, прецедентным текстам, фразеологизмам, образным номинациям, разговорной и жаргонной лексике и т.д.

В качестве лексического источника экспрессии в газете широко используется метафора, метонимия, гипербола, литота, ирония, оксюморон, эпитет, каламбур, перифраз. Часто употребляются клишированные фразы, фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения, афоризмы, в том числе измененные.

Одним из популярных средств выражения экспрессии становятся иноязычные заимствования. Массовое вхождение в русский язык заимствований (преимущественно из английского языка) вызвано социальной ситуацией - открытостью современного общества для международных контактов: консенсус, приватизация, презентация, менеджер, маркетинг, рейтинг, имидж, саммит и т.д.

В число морфологических средств экспрессивности входит большое количество экспрессивных морфем, прежде всего диминутивных (уменьшительных, ласкательных) и аугментативных (увеличительных, огрубляющих) суффиксов. Безаффиксальные способы словообразования тоже могут создавать эффект экспрессивности.

Синтаксические экспрессивные средства, использующиеся в газетно-публицистическом стиле: параллелизм, анафора, эпифора, риторический вопрос, многосоюзие или бессоюзие, инверсия, антитеза, эллиптические конструкции, градация [4.c.70-80].

Список использованной литературы

1 Нелюбин, Л.Л. Толковый переводческий словарь / Л.Л. Нелюбин. 3-е изд., испр.- М. : Флинта, 2003.- с. 256.

2 Арнольд, И.В. Экспрессивные средства английского языка / И.В. Арнольд. М. : Просвещение, 1982.- с.11.

3 Костомаров, В.Г. Как тексты становятся прецедентными (Русский язык за рубежом) / В.Г. Костомаров, Н.Д. Бурвикова №1. М. : ООО «Деловые Медиа», 1994.- с.35.

4 Воронина, Е.Б. Экспрессивность словообразования в англо-и русскоязычной рекламной лексике (В мире научных открытий) / Е.Б. Воронина №10. - Казань : Изд-во ТГГПУ, 2010.- с.1-3.

Просмотров работы: 3689