Общей задачей экспрессии является выражение или стимуляция субъективного отношения к сказанному. Со стороны пишущего это – усиление, выделение, акцентирование высказывания, отступление от речевого стандарта, нормы, выражение чувств, эмоций и настроений, наделение высказывания эмоциональной силой, оценивание, достижение образности и создание эстетического эффекта. Со стороны слушателя это – удержание и усиление внимания, повышение рефлексии, возникновение эмоций и чувств.
По словам В.Г. Костомарова, основными функциями экспрессии в газетно-публицистических текстах являются: информационно-содержательная функция, функция убеждения, воздействия[3.c.35].
В последние несколько десятилетий статус газет изменился, появилась конкуренция между изданиями, и это привело к поискам новых способов выражения экспрессивной оценки. Как пишет доктор филологических наук И.Е. Шендельс чем сильнее «желание воздействовать, тем более тщательно производится отбор языковых средств, тем более экспрессивно сообщение». В связи с данными условиями увеличилось обращение к тропам, прецедентным текстам, фразеологизмам, образным номинациям, разговорной и жаргонной лексике и т.д.
В качестве лексического источника экспрессии в газете широко используется метафора, метонимия, гипербола, литота, ирония, оксюморон, эпитет, каламбур, перифраз. Часто употребляются клишированные фразы, фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения, афоризмы, в том числе измененные.
Одним из популярных средств выражения экспрессии становятся иноязычные заимствования. Массовое вхождение в русский язык заимствований (преимущественно из английского языка) вызвано социальной ситуацией - открытостью современного общества для международных контактов: консенсус, приватизация, презентация, менеджер, маркетинг, рейтинг, имидж, саммит и т.д.
В число морфологических средств экспрессивности входит большое количество экспрессивных морфем, прежде всего диминутивных (уменьшительных, ласкательных) и аугментативных (увеличительных, огрубляющих) суффиксов. Безаффиксальные способы словообразования тоже могут создавать эффект экспрессивности.
Синтаксические экспрессивные средства, использующиеся в газетно-публицистическом стиле: параллелизм, анафора, эпифора, риторический вопрос, многосоюзие или бессоюзие, инверсия, антитеза, эллиптические конструкции, градация [4.c.70-80].
Список использованной литературы
1 Нелюбин, Л.Л. Толковый переводческий словарь / Л.Л. Нелюбин. 3-е изд., испр.- М. : Флинта, 2003.- с. 256.
2 Арнольд, И.В. Экспрессивные средства английского языка / И.В. Арнольд. М. : Просвещение, 1982.- с.11.
3 Костомаров, В.Г. Как тексты становятся прецедентными (Русский язык за рубежом) / В.Г. Костомаров, Н.Д. Бурвикова №1. М. : ООО «Деловые Медиа», 1994.- с.35.
4 Воронина, Е.Б. Экспрессивность словообразования в англо-и русскоязычной рекламной лексике (В мире научных открытий) / Е.Б. Воронина №10. - Казань : Изд-во ТГГПУ, 2010.- с.1-3.