ИСТОКИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ МЕТОДИКИ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИСТОКИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ МЕТОДИКИ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. Художественная выразительность является важнейшим показателем подготовленности дизайнера к профессиональной деятельности. Подготовка бакалавров на кафедре дизайна требует постоянного обновления информации. В статье рассматривается авторский подход к разработке обучающей методики.

Ключевые слова. Обучающая методика, импрессивное впечатление дизайн-объекта, художественно-выразительные средства, истоки концептуального учебного проекта.

Тема магистерской диссертации «Расширение возможностей художественной выразительности графического дизайна за счёт применения новых средств формообразования на основе концептуальных подходов» (научный руководитель Григорьев Э.П.) поднимает проблему новых решений художественной выразительности, усвоение существующих и выработку собственных концептуальных подходов, как в науке, так и в педагогике.

На наш взгляд, необходимо усилить внимание на информационно-развивающем (или когнитивном) блоке знаний при подготовке бакалавров. Он помогает прочному усвоению большого запаса информации с помощью формирования стройной системы знаний, которая необходима в процессе выполнения практических заданий и курсовых проектов. Традиционная передача знаний и опыта в российском образовании получила в последние два десятилетия возможность функционировать в виртуальном пространстве в виде информационного контента. К сожалению, виртуальное пространство демонстрирует не только интеллектуальный потенциал современного российского общества, но и практически выявляет слабые участки образования у творческой молодежи.

Новизна интерактивной обучающей методики состоит в следующем. В процессе проведенного системного и сравнительно-сопоставительного анализа научной литературы, статей, монографий российских ученых нам удалось выявить и сформулировать две проблемы, существующие в педагогической практике. Первая проблема связана со слабым пониманием студентами взаимосвязей, которые возникают между историко-культурными событиями общества и его научными, техническими и художественными достижениями в изобразительном искусстве. Вторая проблема связана с поиском и достоверностью информации, которая используется студентами при подготовке семинаров, при разработке пояснительных записок к курсовым проектам. Как правило, она формируется с помощью Интернет-ресурса.

Общеизвестно, что художественная выразительность композиций в практических заданиях по графическому дизайну повышается за счёт применения новых средств, дополняющих стандартный инструментальный базис. Обновление знаний об истоках художественно-выразительных средств помогают создать импрессивное (эмоционально воспринимаемое: примечание автора) впечатление от представленного учебного дизайн-объекта.

Динамическое развитие информационных коммуникаций требует постоянного усовершенствования методик образовательной подготовки дизайнеров-графиков. Например, большой интерес вызывает техника «космической живописи» Василия Кандинского (начало ХХ века), воспринимаемая студентами с большим воодушевлением. Активно перерабатываются в творческих решениях идеи футуристов. В процессе поиска мы обратились к работе М.Н.Афасижева, которая посвящена периодам развития изобразительного искусства и науки в ХХ веке. У студентов-бакалавров должно быть философское, искусствоведческое понимание взаимосвязи художественных течений авангардизма, модернизма, постмодернизма, влияющих, в свою очередь, на формирование культурных, эстетических нормативов и потребностей общества.

Это помогает осмыслить динамику эволюционного развития дизайна в мире и в России, в особенности. Новые знания обеспечат им необходимую подготовку для последующей работы в современных направлениях профессионального дизайна, когда любая проектная деятельность требует концептуального обоснования. Авторская новизна должна опираться на концепции современных ученых, выводящих российский дизайн на высокий, конкурентоспособный уровень.

При подготовке материала мы опиралась на работы таких ученых, как М.Н.Афасижев, Э.П.Григорьев, К.А.Кондратьева, Н.М.Сокольникова, И.Н.Стор, С.К.Ткалич, В.А.Трайнёв; зарубежный автор Харт Кевин. Их работы представлены интересными концепциями, которые актуальны для современных дизайнеров-графиков.

История графического дизайна тесно связана с историей развития общества. Если развитие промышленного дизайна и архитектуры в большей степени основывается на научно-техническом прогрессе, то графический дизайн движется в основном социальными и экономическими факторами. Кратко рассмотрим особенность развития художественных направлений в прошедшем столетии, чтобы понимать и «видеть» разграничительную линию между постмодернизмом и модернизмом.

Подробно историческую панораму взаимодействия изобразительного искусства и науки в ХХ веке рассмотрел в своей монографии российский ученый М.Н. Афасижев [1]. Каждая появляющаяся концепция открывала новые возможности художественной выразительности.

Идея авангардного искусства берет начало в изобразительном искусстве Франции XIX века. Рождение этого явления связывают с картинами Эдуарда Мане. В них отвергаются академические условности, рядом с фигурами в современных автору костюмах появляется обнаженная фигура («Завтрак на траве»; 1863 г.), как вызов общепринятым вкусам и нравственным устоям.

С авангардом ассоциируются художественные течения первых десятилетий ХХ века: кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм. Они дали жизнь такому глобальному явлению в искусстве, как модернизм. Полный или частичный отказ от принципа изобразительности старых стилей в искусстве, поиски новых визуальных приемов, революционная направленность, радикализм – наиболее характерные черты этого течения. Основной целью провозглашалось создание пластического языка будущего, свободного от украшательств, состоящего из простых форм, где основным фактором является композиция, плоскостная или объемно-пространственная.

С течением времени в искусстве постепенно происходит смещение акцентов с художественно-интеллектуальной деятельности на проектную, то есть деятельность дизайнера. Причем важным становится не само пересоздание мира, его вещное изменение, а изменение угла зрения, концептуальной позиции зрителя. Таким образом, работа художника обрела системно-организующее дизайнерское начало, а зритель стал со-творцом, интерпретатором. Художник задает лишь структуру, контур, контекст ситуации, а зритель наполняет и завершает произведение. Налицо выступила взаимосвязь проблематики интерпретирующего искусства и проектного творчества.

Авангардное направление заняло относительно небольшой отрезок времени и после Второй мировой войны движение сюрреализма постепенно теряет свои ведущие позиции в западной художественной культуре, уступив место более умеренным и позитивно настроенным направлениям постмодернизма, в частности, поп-арту.

«Постмодернизм – открытый набор подходов, позиций и стилей в искусстве и культуре, заявивших о себе с позиции протеста, развития или издевки над одним или несколькими аспектами модернизма» [10; С.30]. Пестрая и неясная по очертаниям группа идей оказалась в центре внимания в 1950-1960-е годы в Америке. «Пастиж (как отрицательный пафос; примечание автора) и ирония, коллаж и нефункциональность формы – все это превращалось в отличительные признаки различных форм американской художественной антикультуры. В 1970-е годы эти тенденции проявились во Франции и дополнились тремя характеристиками: отказ от корней, отказ от реализма, отказ от гуманизма. Человек, как субъект и объект познания, считается уже не повелителем, а производным от желаний и дискурсов систем власти. Преподаватели и студенты в разных городах мира стали исследовать экспериментальное искусство в свете новой теории» [10; С.32].

«Переживание реальности многие постмодернисты именуют гиперреальностью. Мы живем в мире образов, представляющихся более реальными, чем окружающий нас мир. Птицы, показанные по цифровому телевидению, имеют более интенсивную окраску, более четко очерченные детали, чем в лесу. Префикс «гипер» указывает также на то, что какие-то вещи мы уже перестаем замечать: для постмодернистской жизни характерно состояние постоянной сверх-стимулированности. Людям эпохи постмодерна прекрасно знакомо чувство неудовлетворенности, питающее их жажду приключений» [10 c.94]. В наше время термином «постмодерн» широко пользуются для обозначения исторической эпохи, в которую мы живем.

Однако, прослеживая развитие тенденций далее, мы видим, как в конце ХХ века произошло смещение интереса от безликого «интернационального» дизайна, получившего распространение в рамках постмодернистской парадигмы, к дизайну экологическому, насыщенному этнокультурными кодами. Термин «экология культуры» рассматривался в работах многих специалистов. Считаем, что для бакалавров важно познакомиться: с монографией К.А.Кондратьевой «Дизайн и экология культуры», изданной в 2000 году [4]; познакомиться с работами С.К.Ткалич, развивающими практическую реализацию регионального вектора модернизации российского образования, заявленную на 1-ом Каспийском Международном образовательном Форуме [5]. При этом выявляется концептуальная взаимосвязь между экологической культурой общества, региональным дизайном и обучающей методикой для бакалавров [9].

Немаловажно, что в последние два десятилетия мы становимся свидетелями развивающейся экологической катастрофы. В этой связи для дизайнеров важно знать существующие подходы к решению проблемы. Время призывает графических дизайнеров активно включиться в этот процесс.

Особенность дизайна состоит в том, что наряду с эстетической, он выполняет и социальную функцию. Выступая проводником между высоким искусством (живопись, музыка, поэзия), и массовой культурой потребления, культурой быта и культурой рабочего пространства в офисе, дизайн исполняет роль своеобразного «стыковочного мостика». Выразительный дизайн позволяет ясно и четко донести свое послание по преобразованию мира до других людей. Не стоит забывать об этом и сейчас, в условиях реалий современной жизни, когда так сильно начала проявляться тенденция смещения с концептуальности к чувственности, делая дизайн простым украшательством, рекламой, нивелируя его мощный инструментарий пересоздания и благоустройства мира (об этом можно судить, например, по экспозиции международного конкурса дизайнеров «Золотая пчела - 2012», совсем недавно прошедшего в Москве). Разрабатываемая авторская методика служит своеобразным якорем, концентрирующем внимание студентов на концептуальном поиске, в основу которого должна ложиться высокая миссия по преобразованию жизни, включение аксиологической составляющей в творчество. Современному дизайнеру важно не только понимать роль экологии в формировании культурного фона общества, но и искать методы эмоционального дизайна, используя не только аудиальные и визуальные, но теперь уже и мультимедиа формы воздействия на разные социальные слои населения.

Новое видение в свою очередь порождает и новую материальную и техническую базу для достижения иной художественной выразительности. В отличие от инструментально-технологической подготовки дизайнеров-графиков в 1990-е годы, сегодня помимо знания новых приёмов формообразования в трёхмерной визуализации, является обязательным привлечение мультимедиа возможностей. На основе концептуального подхода, включающего пространственное и сценарное моделирование с помощью компьютерных технологий (Adobe Premiere Pro, Adobe After Effects и другие), появляется новая импрессивная выразительность. Сегодня дизайнеру подвластно в буквальном смысле оживить картинку. Возвращаясь к уже сказанному, мы видим, что все это делает идеи, например, футуристов как нельзя актуальнее, и их современное переосмысление дает новые пути развития дизайна.

И все же не стоит преувеличивать возможности компьютерных технологий и забывать о человеческом разуме. М.Н.Афасижев в главе «Искусство и технология» пишет: «Более всего успехи достигнуты в создании рисунков для тканей, обоев, витражей, геометрических композиций. Однако создаваемые машиной графические и живописные опусы остаются на уровне чистых эстетических структур, не обладающих духовным содержанием. Машина может лишь бесконечно перебирать и комбинировать элементы – символы, знаки, цифры, буквы» [1; С.162]. Можно сделать вывод, что с развитием компьютерных технологий не исчезает, но возрастает ценность уникальной графики, причем отражающей знания этнохудожественных кодов, присущих только человеку.

Из всего вышесказанного можно заключить, что в ходе выполнения практических заданий студенту бакалавриата важно изучить все средства художественной, цвето-фактурной, анимационной выразительности, определяющие знаково-символьный язык современности. Наблюдения на выставках показывают, что, наряду с восторженным отношением к компьютерному дизайну и его возможностям создавать новые «интерактивные феномены»: световые, цвето-фактурные, с пульсирующей формой, привлекающие внимание детей и взрослых, не менее эмоционально воспринимается сегодня также эффекты состаренных, вручную сделанных объектов, например техника «палимпсест», передающая эффект рукописи на пергаменте поверх смытого или соскобленного текста[2].

Теоретический блок авторской интерактивной методики должен помочь студенту-бакалавру самостоятельно наращивать объем знаний и навыков с элементами исследовательского поиска. Для формирования мотивации к такому поиску необходимо предложить студентам-бакалаврам лабораторный практикум. В качестве практических заданий студентам предлагается создание собственных концептуальных продуктов графического дизайна:

  1. разработка графологем с орнитоморфной и зооморфной составляющей в помощь разработчикам логотипов. Территория РФ по выбору;

  2. разработка логотипа для фирмы с экологической стратегией деятельности.

В процессе выполнения первого задания перед студентами поставлена задача, связанная с освоением природного наследия территорий Российской Федерации: например, орнитоморфной, зооморфной фауны, растительной флоры – по выбору. В процессе выполнения второго задания перед студентами поставлена задача освоения существующей концептуальной типологии смыслообразования в графическом дизайне [6].

Выполнение учебных работ графического дизайна на основе обновления информации о возможностях художественно-графической выразительности усилит качественный уровень подготовки бакалавров-дизайнеров.

Список литературы

  1. Афасижев М.Н. Изобразительное искусство и наука. - М.: Государственный институт искусствознания, 2002. - 183 с.

  2. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. - М.: Русские словари, 2003. - С.562.

  3. Герман М. Модернизм. Искусство первой половины XX века. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. – 480 с.

  4. Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры: Монография. – М., 2000.

  5. Материалы 1-ого Каспийского Международного образовательного Форума «Модернизация профессионального образования в России: региональные аспекты в контексте глобальных вызовов». г.Астрахань, РФ. 2010. Источник: URL http://[email protected].

  6. Симонов А.Б. Проектная идея и визуальное воплощение в дизайне печатной рекламы: Автореф. дис.. к-та искусств. ВНИИТЭ, - М., 2006.

  7. Стор И.Н. Смыслообразование в графическом дизайне: Учебное пособие. МГТУ им. А.Н.Косыгина. - М., 2003. - 296 с.

  8. Ткалич С.К. История дизайна. Эволюция, методология, современные тенденции. В 2-х частях. Учебное пособие для вузов. - М., 2007. - С. 106-107.

  9. Ткалич С.К. Профессиональная подготовка творческих кадров в контексте регионального аспекта модернизации содержания образования: от теории к технологии реализации// - М.: Вестник МГОУ. - Серия «Педагогика», №4, 2011. - С.149-154.

  10. Трайнёв В.А., Трайнёв И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии: учебное пособие. - М., 2005. - 280 с.

  11. Харт Кевин. Постмодернизм. Пер. с англ. К.Ткаченко. - М.:ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 272 с.

Просмотров работы: 1992