Ключевые слова. Ландшафтная архитектура, экологическая ниша человека, эко-стиль, комфортная среда.
Упрощенное понимание роли ландшафтной архитектуры в решении многосложных проблем зоны отдыха в отечественной практике привело к недооценке ее возможностей, а отсутствие широкой палитры современных воплощенных проектов не способствует развитию профессиональной критики.
В последние годы мировое внимание к глобальным экологическим проблемам, исчерпаемости природных ресурсов, и, как следствие, стремление к экологической устойчивости сопровождаются ландшафтной инверсией, что означает развитие архитектуры в диалоге и синтезе с самой природой.
С развитием архитектуры растет потребность в качественном преобразовании открытых пространств, наполнении их индивидуальностью, смысловым содержанием. Несомненно, что экология будет и впредь оказывать влияние на развитие архитектуры, предавая ей легкость и слияние с самой природой.
Пространственно-экологические проблемы остро проявляются на социально-культурном уровне. Это частичная утрата населением традиционной пространственной культуры, связанная с сокращением этнических пространств, недостаточный учет в практике проектирования пространственного взаимодействия человека и социальной среды, неудовлетворённость уровнем эстетической организации окружения.
Данные проблемы и закономерности развития экологического сознания и экологической деятельности человечества приводит к необходимости альтернативного, проблемно ориентированного подхода к решению вопросов улучшения архитектурного пространства. Для этого необходимо знание как общих закономерностей экологии пространства разных масштабных уровней (регионального, городского, локального), так и конкретных аспектов физического и социально-психологического взаимодействия человека с архитектурной средой. Предметом таких исследований является характер экологических связей человека и архитектурного пространства, закономерности архитектурно-экологического формообразования, методы экологизации пространства.
Темой моего проекта выбрана «Беседка для отдыха, как экологический объект (летний вариант)». При выполнении своего проекта передо мной стояли следующие задачи:
использование натуральных материалов для экологичности архитектуры;
поиск легких архитектурных форм, не утяжеляющих окружающий ландшафт;
сделать объект ландшафтной архитектуры пригодным для отдыха;
систематизировать объекты ландшафтной архитектуры в соответствии с принципами их развития.
Прежде всего, формирование внутреннего пространства беседки соответствует комплексу современных потребностей – комфорту. В тоже время внешний вид беседки не должен разрушать исторически сложившуюся среду частного участка.
Помимо активного сохранения природной среды, становится необходимым преобразование нарушенных ландшафтов с воссозданием «Природной зрелищности» и «Натурализма», когда-то присущих данной местности. Приверженцы этого направления стремятся к детальному воспроизведению наблюдаемой действительности, копированию естественного образа жизни или культурных традиций исторических поселений, использованию элементов, по форме имитирующих природные особенности или явления: «поиск художественных форм у природы».
Новизна проектного решения представлена комплексом методов в виде триады:
метод сочетания функциональности и красоты;
метод ландшафтной архитектуры и ее композиции в зависимости от архитектурно-планировочных проблем населенных мест;
метод использования экологических материалов для комфортного отдыха.
В связи с тем, что проектное решение находится на стадии разработки, направленной на попытку синтеза методов и конструктивно-художественных приемов создания экологического объекта дизайна, многие моменты находятся в стадии эксперимента.
Итоги работы могут быть сведены к таким важнейшим моментам, как:
экология прочно связала себя с архитектурой,
«экологическая архитектура» стало отражать очень важную тенденцию движения к человеку, к естеству, к природе, которая набирает силу в современной архитектуре.
В работе предлагается трактовка самой категории «экологичности ландшафтной архитектуры» как системы знаний или описаний, способных конструктивно использоваться в проектировании. По мере того, как современная архитектура накапливала опыт реализации, недостаточность ее исходных посылок, их несоответствие реальным запросам общества становились все более очевидными. Особенно во всем том, что относится к учету природных, биосоциальных, психологических факторов, таких как:
специфика природного окружения,
особенности и традиции места,
разнообразие потребностей различных групп населения,
свобода индивидуального выбора для различных групп поведения.
Обобщение результатов проведенного теоретического исследования позволяет сделать вывод, что архитектура входит в полосу активных перемен, радикального изменения ориентации. По своему значению, масштабам и последствиям новый взлёт в архитектуре «с экологической доминантой» не уступает технической революции, начавшейся более столетия назад. Можно сказать, что мы наблюдаем резкий скачок в системе глубокой, многоплановой перестройки – экологической эволюции.
Таким образом, в процессе выполнения проектного задания сформулирована гипотеза, предполагающая, что активное внедрение таких методов, как:
метод сочетания функциональности и красоты,
метод метафорической образности с природным компонентом,
метод комбинаторики, позволяющий сочетать архитектурный объект и природный ландшафт,
метод комбинаторики, позволяющий сочетать архитектурный объект и культурное наследие регионов России
помогает спроектировать совершенно новую архитектурную культуру средового пространства с доминантой комфорта и экологической визуальной составляющей. Новый синтезированный подход к созданию ландшафтной архитектуры создаёт легкость и эстетическую гармонию объекта с окружающим пространством.
Список литературы
Архитектура и дизайн: теория и практика. Сборник статей.// Вестник ОГУ: ГОУ ВПО Оренбургский государственный университет. 2008. № 76. 302 с.
Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп. Изд-во «Астрель». 2005. 829 с.
К пониманию архитектурной формы. //В сб. «Вопросы искусствознания». М. 2000.
Природа архитектуры. В кн. «Вопросы искусствознания» М.1991.
Среда и архитектура. В кн. «Городская среда: проблемы существования» М.ВНИИТАГ.1990.
Ткалич С.К. История дизайна: эволюция, методология, современные тенденции. Учебное пособие для вузов. М., 2007. С.114-118.
Ткалич С.К. Курс лекций и практикум по предмету «Основы исследовательской деятельности в дизайне». М.: МГГУ им. М.А.Шолохова. Кафедра дизайна. 2012.
Унагаева Н.А. Проблемы типологии и композиции в ландшафтной архитектуре второй половины ХХ – начала XXI вв. зарубежный опыт. Источник: электронный ресурс. НИИТАГ РААСН. Сайт: http://www.niitag.ru/info./doc/?349.