Начальный курс географии благодаря большому количеству краеведческих заданий имеет прекрасные возможности для изучения предмета как в кабинете, так и на природе. А если учесть, что в настоящее время большинство школ России переходит на ФГОС второго поколения, то начальный курс изучается два года, т.е. в V и VI классах. Значит, и времени для изучения родного края у учителя будет больше.
Программа географии в V-VI классах включает достаточно широкий круг краеведческих сведений, правильное использование которых способствует формированию у учащихся многих общих и единичных географических понятий.
Но не все учителя используют краеведческие задания. Порой это вызвано нехваткой времени на уроке, а порой – нежеланием учителя составлять подобные задания. Чаще всего учитель применяет задания о своей местности, но не на каждом уроке. Поэтому на уроках географии нарушается главная задача – системность в обучении, а у учащихся пропадает интерес к предмету.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего и основного общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения [3]. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями и как следствием – формирование основных результатов обучения: личностных, метапредметных и предметных [3].
Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственного поиска, необходимо организовать этот поиск, управлять школьниками, развивать их познавательную деятельность.
Одним из средств достижения основных результатов обучения на наш взгляд, является система краеведческих заданий, которые можно использовать на каждом уроке географии при рассмотрении всех разделов и тем курса. Задания составлены с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и соответствуют требованиям стандарта второго поколения.
Таблица 1
Система краеведческих заданий в начальном курсе географии
(на примере отдельных разделов)
Раздел курса |
Личностные результаты обучения |
Метапредметные результаты обучения |
Предметные результаты обучения |
Пример краеведческого задания |
Географическое познание нашей планеты |
Овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях |
|
||
Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся |
|
|||
Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов |
|
|||
Изображение земной поверхности |
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона) |
|
||
Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения |
|
|||
Геосферы Земли |
Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования |
(Джагды) |
||
Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся |
(Амур) (Зея) 2
|
|||
Формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования |
Пятачок сказал, что лучше всего махнуть в Австралию, в самый центр, в гости к мишке коале. Давление воздуха там подходящее — в тропиках высокое, и осадков в избытке. Только вот зонтик у него сломался (на него Винни Пух упал). Кролик рассуждал практически: «Я известный овощевод, и мне не безразлично, будет дождь или нет. Можно побывать в Амурской области. Говорят, в Благовещенске в среднем за год около 65 дней с осадками. За летние месяцы выпадает 60-70% годовой нормы осадков, с максимумом в конце июля начале августа. Связано это с приходом морского тропического воздуха (МТВ) из-за муссонной его циркуляции». «А вот мне дождик ни к чему – о перья намочит, еще чихать начну. Оставаться надо здесь – в Англии и зонтик купить», – заявила Сова. «А я бы отправился на Северный полюс, летом там хорошо, и от частых дождей зонтик пригодится», – задумчиво размышлял Иа.
|
Список литературы
Летягин, А.А. Программа и тематическое планирование по курсу «Начальный курс географии» (V-VI классы) / А.А. Летягин // География в школе. – 2012. – №8 – С. 23-27
Примерные программы по учебным предметам. География. 6-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 71 с. (Стандарты второго поколения).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.