ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ПРИ ЕСХН И ПУТИ ЕГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ПРИ ЕСХН И ПУТИ ЕГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях реформирования налоговой системы, направленной на сокращение налогового бремени, основным фактором организации и функционирования деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей с точки зрения минимизации налоговых обязательств на длительный период выступает налоговое планирование.

Налоговое планирование, являясь составной частью финансового планирования, представляет собой процесс разработки системы налоговых планов и показателей по обеспечению эффективности деятельности хозяйствующего субъекта в результате оптимизации налоговых платежей.

Актуальность данной темы заключается в том, что с каждым годом все больше сельхозяйственных организаций применяют единый сельскохозяйственный налог.

Научная новизна заключается в том, что налоговые платежи представляют одну из статей расходов, планирование налогов является составным элементом общей стратегии оптимизации расходов.

В настоящее время общераспространенным явлением становится отождествление налогового планирования с бюджетированием и оптимизацией общего уровня затрат, призванных сократить налоговые базы и, таким образом, минимизировать налоговые обязательства. В связи с этим для сельскохозяйственных предприятий определяющим критерием оптимизации налоговых платежей должно стать достижение максимального объема ресурсов, остающихся в их распоряжении при условии дальнейшего обеспечения роста прибыли от хозяйственной деятельности.

Практическая значимость заключается в ведении бухгалтерского учета расчетов по ЕСХН.

Практически все специалисты сходятся во мнении, что следует ограничить возможности крупного бизнеса по применению ЕСХН. В качестве довода в пользу такого решения приводятся факты зарубежной практики налогообложения субъектов сельского хозяйства. Применение вмененных налогов за рубежом возможно только субъектами малого и среднего бизнеса, в то время как крупные сельхозпроизводители исчисляют широкий перечень налогов и сборов в общем порядке. Для крупного бизнеса в сельском хозяйстве необходимо расширить перечень преференций в рамках общей системы налогообложения.

Предлагается расширить сферу применения специального налогового режима сельскохозяйственными товаропроизводителями за счет, во-первых, изменения порядка исчисления 70% доли продукции сельского хозяйства, позволяющей экономическим агентам считать себя сельскохозяйственными товаропроизводителями, во-вторых, снижения значения данного показателя до 50 % и ниже, и, в-третьих, полного отказа от данного показателя. При последнем варианте развития событий предполагается, что налоговое стимулирование должно касаться любой сельскохозяйственной деятельности, независимо от доли доходов товаропроизводителя от нее в их общей величине.

Для усиления социальной функции ЕСХН обосновывается возможность разрешения налогоплательщикам учитывать при исчислении налоговой базы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, а также на приобретение (сооружение, изготовление) объектов внешнего благоустройства (объектов лесного хозяйства, объектов дорожного хозяйства), сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или аналогичного целевого финансирования.

Обязательной мерой совершенствования ЕСХН называется исключение НДС из перечня налогов, заменяемых единым налогом при переходе на данный специальный налоговый режим, или установление права выбора в решении вопроса уплаты данного налога, так же как и на общем режиме налогообложения.

В связи с трансформацией с 2011 года специальных налоговых режимов для малого бизнеса, отказом в перспективе от использования ЕНВД в пользу УСН на основе патента, рассматривая вариант введения усредненного налогооблагаемого дохода за несколько предшествующих лет для представителей малого и микробизнеса с целью расширения в сельском хозяйстве налогообложения на основе патента. Именно данный режим обложения малого бизнеса в сельском хозяйстве будет оптимальным.

Альтернативным вариантом отмены ЕСХН называется разрешение законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации устанавливать дифференцированные ставки этого налога (или полностью его отменять) для отдельных групп налогоплательщиков в зависимости от производимой продукции растениеводства и животноводства. Это позволит мелким и средним сельскохозяйственным и фермерским хозяйствам активно развиваться и конкурировать с крупными сельскохозяйственными структурами.

Таблица 1

Сильные и слабые стороны ЕСХН

Сильные стороны

Слабые стороны

Минимальный размер налоговой ставки наряду с иными режимами налогообложения;

возможность добровольного перехода на уплату ЕСХН, равно как и отказ от уплаты ЕСХН и возврат к общему режиму налогообложения;

отменяется уплата некоторых налогов: налога на прибыль, НДС, налога на имущество.

Использование кассового метода при определении доходов и расходов;

самостоятельная разработка регистров налогового учета;

необходимость ведения налогового учета параллельно бухгалтерскому учету;

строгая регламентация и ограничение классификации расходов, применяемых при расчете налоговой базы по ЕСХН;

ухудшение взаимоотношений с контрагентами из-за потери возможности возмещения из бюджета НДС;

В нынешних условиях, с учетом высокого «рискового» потенциала ЕСХН, целесообразна передача полномочий по управлению им на местный уровень. Аргументом в пользу такого решения служит невозможность экспорта налоговой нагрузки за пределы муниципального образования. Механизм расщепления налога между местными бюджетами, с одной стороны, и региональным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с другой стороны, не способствует заинтересованности представительных органов местного самоуправления в содействии развитию аграрного сектора экономики. Передача налоговых полномочий на уровень местного самоуправления позволит создать в аграрных регионах условия для возрождения сельского хозяйства и за счет налоговых мер стимулирующего характера.

Таким образом, механизм налогового стимулирования развития сельского хозяйства требует серьезной трансформации в сторону увеличения перечня преференций для крупного и среднего агробизнеса в рамках общего режима налогообложения и упрощение процедур налогового производства для малого бизнеса в рамках системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей – ЕСХН.

Важное значение для предприятия имеет правильная организация бухгалтерского и налогового учета при уплате ЕСХН. Следует отметить, что для рациональной организации расчета сумм ЕСХН необходимо вести параллельно с бухгалтерским учетом налоговый учет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев И. М. Условия уплаты единого сельскохозяйственного налога / И. М. Андреев // Бухгалтерский учет. – 2007. – № 12. – с. 45.

2. Касьянова Г.Ю. – Единый сельскохозяйственный налог. Просто о сложном. // Практические рекомендации для бухгалтера и руководителя – М.: - Проспект, 2008. – 365 с.

3. Чипуренко Е.В. Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление. Приложение к журналу «Налоговый вестник» - М.: ИНФРА-М, 2008, - 464 с.

Просмотров работы: 5249