Комплекс задач учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками, предусматривает обработку информации по значительной группе балансовых счетов, учёт по отдельным из них имеет свои особенности по формам представления первичной информации, способам обработки и форме исходящих информационных массивов[7].
Согласно проведенным исследованиям расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере бюджетного учреждения Муниципальное казенное учреждение «Центр поддержки образования» Саргатского района Омской области были выявлены следующие ошибки и нарушения, при осуществлении процедуры внутреннего контроля по участку:
несвоевременная регистрация оперативного факта на носителе информации;
регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной формы;
отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;
ошибки при регистрации документа (количественные либо качественные расхождения при переносе данных из документа в учетные регистры);
несвоевременная регистрация документа в учетном регистре;
нарушения сроков хранения документации в архиве;
нарушения при оформлении дел с первичной учетной документацией (касается кассовых и банковских документов).
Основа деятельности бухгалтерии МКУ «ЦПО» - формирование полной и достоверной информации о деятельности учреждения, его имущественном положении. Она реализуется через контрольные функции бухгалтеров отдела: соблюдение порядка оформления первичных документов, расчетов и платежных обязательств, проведением инвентаризации основных средств, материально-производственных запасов и денежных средств, а также визирование перечня документов.
В организации бухгалтерского учета МКУ «ЦПО» имеются как положительные, так и отрицательные моменты.
Положительным моментом является четкое разграничение обязанностей между работниками бухгалтерии.
Отрицательным моментом является, что не всегда в установленные сроки проводятся инвентаризации кредиторской задолженности; не проводится ревизия остатков депонентов по состоянию на 01.01; не осуществляется сверка остатков ТМЦ на каждое первое число месяца; своевременно не проводится инвентаризация основных фондов. Что отражается на достоверности данных бухгалтерского учета, появлении ошибок, которые нередко приводят к штрафным санкциям.
Рассмотрим ошибки, допускаемые бухгалтером МКУ «ЦПО» при принятии счетов-фактур.
При принятие счетов-фактур, следует учитывать особенности условии заключения договоров поставки, учета и расчетов при отгрузке товаров (оказания услуг) с отдельными отраслями, связанных с непрерывными долгосрочными поставками с одним и тем же поставщиком, такие, как непрерывное приобретение товаров и оказание услуг по транспортировке одним и тем же поставщикам электроэнергии, водоснабжение, оказание услуг электросвязи, банковских услуг, поставку канцелярских товаров, горюче-смазочные материалы.
В этих случаях допускается составление счетов-фактур в соответствии с условиями договора поставки, заключенного между продавцом и покупателем товаров (услуг), актами сверки осуществленных поставок и выставление счетов-фактур покупателям одновременно с платежно-расчетными документами, но не реже одного раза в месяц и не позднее 5-го числа месяца следующего за истекшим месяцем [4]. Например, в МКУ «ЦПО» за 2011 год был заключено договоров на сумму 1059,24 тыс.руб., а счетов – фактур было выставлено на 1276,52 тыс.руб., что превысило сумму договоров на на 217,28 тыс. руб.
Исследовав проблемы в учете нами разработаны и обоснованы мероприятия по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. В МКУ «ЦПО» заключение и оплата договоров с поставщиками и подрядчиками происходит по следующей схеме:
- директор МКУ «ЦПО» заключает договор с поставщиками;
- ведущий экономист проверяет договор на правильность составления юридически и экономически;
- бухгалтер по расчетам с поставщиками и подрядчиками регистрирует договор, делает платежное поручение;
Директор МКУ «ЦПО» подписывает платежный документ и ставит печать.
Во избежание ошибок в бухгалтерском учете расчетов с поставщиками и подрядчиками МКУ «ЦПО» нужно ужесточить контроль со стороны бухгалтерской службы, чтобы в поступающих товаротранспортных накладных, актах выполненных работ и счетах - фактурах обязательно были заполнены все предусмотренные реквизиты.
Особое внимание необходимо уделить правильному заполнению счетов - фактур в соответствии со ст.169 НК РФ [1] Не все полученные счета - фактуры заполнены правильно. Например:
в счет - фактуре МУП «ТСК 1» № 00000122 от 25.10.2011г. за отопление в графе наименование товара, работ и услуг не указан месяц, за который была выставлена счет –фактура;
в счет – фактуре МУП «Саргатский водоканал» № 0000035 от 25.09.2011г. в графе единица измерения указано вместо «М3» «ШТ» ,а также нет подписи руководителя данной организации.
Необходимо уделить особое внимание правильной организации аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, его своевременности, ежедневному поступлению документов, чтобы оперативно приходовать и использовать материальные ценности по назначению и в хронологической последовательности регистрировать в журнале поступающие счета - фактуры. Регулярно контролировать, расчеты с поставщиками и подрядчиками, чтобы сократить просроченную дебиторскую и кредиторскую задолженности, улучшить расчетно-кассовую дисциплину, правильно выбрать форму расчетов и своевременно отразить обороты в журнале - ордере №4. Правильно выбрав форму расчетов, можно достичь более полного и рационального использования денежных ресурсов, увеличить их кругооборот.
В процессе хозяйственной деятельности большое значение имеет юридически правильно оформленные договора, операции по движению денежных средств и расчетов, исполнение условий договоров. На бухгалтерию возложить полный контроль за сроками исполнения договоров, для того, чтобы избежать начисления пеней, штрафов за невыполнение условий договора [5].
Необходимо повышать уровень квалификации управленческого персонала, рационализировать систему управления предприятием, чтобы добиться достоверного и своевременного оформления первичных документов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Руководство МКУ «ЦПО» должно уделять больше внимания работникам учета и контроля, создавать и улучшать им условия труда, обеспечивать необходимой литературой, инструкциями и новыми положениями по ведению бухгалтерского учета в оперативном режиме, канцелярскими принадлежностями, материально заинтересовать.
По результатам проведенного исследования сформулированы мероприятия по устранению выявленных недостатков и некоторые общие рекомендации по рационализации и улучшению качества учета в целом.
Для соблюдения требований законодательства и рационализации организации учета необходимо:
- в связи с современными требованиями, предъявляемыми к организации учета и изменившиеся структурой бухгалтерии. Пересмотреть должностные инструкции и ознакомить с ними персонал, что позволит повысить ответственность и четкое представление своих обязанностей в учетном процессе, исполнителем которых является бухгалтер, директор;
- для выполнения требований ст.12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» необходимо в плане инвентаризации предусмотреть инвентаризацию расчетов с обязательным составлением актов [3];
- для выполнения требований достоверности и сравнимости информации необходимо привести в соответствие данные рабочего плана счетов и данные главной книги.
Для совершенствования договорной дисциплины и соблюдения требований ГК РФ на предприятии необходимо устранить неточности в типовых формах договоров. Так, необходимо добавить абзац, посвященный правам сторон и раскрыть ответственность сторон в типовом договоре на оказание услуг [2].
Помимо мероприятий по устранению выявленных нарушений можно дать еще некоторые общие рекомендации по улучшению качества учета. Так на предприятии следовало бы разработать план по повышению квалификации бухгалтерского персонала, исполнитель – главный бухгалтер.
Выявив нарушение по отсутствию графика документооборота мы предлагаем свой вариант графика документооборота. Документооборот включает в себя равномерность нагрузки учетных работников, своевременность бухгалтерских записей.
Основные этапы документооборота включают в себя:
1. Составление и оформление документов.
По каждому документу в график документооборота следует включить следующие разделы:
- порядок составления документа;
- порядок проверки документа;
- порядок обработки документа
2. Документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов.
3. Должны быть представлены все необходимые документы (договор и дополнения к нему, накладная или акт о выполнении, счет - фактура, платежное поручение).
Своим распоряжением по бухгалтерии главный бухгалтер обязывает принимать только те документы, которые оформлены в установленном порядке. Бухгалтер, принявший документы, оформленные с нарушением правил, несет персональную ответственность.
Контроль за соблюдением графика документооборота следует осуществлять главному бухгалтеру.
В нем устанавливается: перечень первичных документов, применяемых на предприятии; кто из работников предприятия имеет право подписывать данные документы и несет ответственность за правильность их оформления и своевременность документов является резервом сокращения времени по ведению бухгалтерского учета.
С учетом указанных рекомендаций разработан график документооборота на участке расчетов с поставщиками и подрядчиками, который представлен в табл.1
Таблица 1 - Проект графика документооборота МБУ «ЦПО»
Наименование документа |
Регулируемая операция |
Создание документа |
Проверка документа |
Утверж- дение докумен- та |
Обработка документа |
Передача в архив |
||||||
Ко- ли- чест- во эк- земп- ляров |
От- ветст- венные испол- нители |
Сроки исполнения |
От- ветст- венный за про- верку |
Порядок представ- ления |
Срок представле- ния |
Кто исполняет |
Срок исполнения |
Кто исполняет |
Срок испол- нения |
|||
Акт накладная) приемки-передачи (внутреннего перемещения) ОС формы ОС-1 |
Ввод в эксплуатацию ОС |
1 |
бухгалтер |
в момент ввода в эксплуатацию |
Гл бухгалтер |
после оформления операции |
в день оформления операции |
руководитель |
бухгалтер |
не позднее дня, следующего за представлением документа |
бухгалтерия |
По истечении года |
Инвентаризационная карточка учета ОС |
Ввод в эксплуатацию ОС |
1 |
бухгалтер |
в момент ввода в эксплуатацию |
Гл бухгалтер |
после оформле- ния операции |
в день оформления операции |
главный бухгал- тер |
бухгалтер |
не позднее дня, следующего за представлением документа |
бухгалтерия |
По истечении года |
Акт(накладная) приемки-передачи НА (внутреннего перемещения) |
Ввод в эксплуатацию НА |
1 |
бухгал- тер |
в момент ввода в эксплуатацию |
Гл бухгалтер |
после оформле- ния операции |
в день оформления операции |
руково- дитель |
бухгалтер |
не позднее дня, следующего за представлением документа |
бухгалтерия |
По истечении года |
Внедрение данных рекомендаций учреждением поможет улучшить существующую систему внутреннего контроля как учреждения в целом, так и участка учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, а также избежать ошибок, которые могут привести к материальным потерям для предприятия и отрицательно отразиться на его положении.
Список использованной литературы
Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. I // Российская газета. - 1998. - №146.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I, II и III // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 230
О бухгалтерском учете : федеральный закон от 21.12.96 № 129-ФЗ. [Электронный ресурс]. – [б. м.], [2006]. Режим доступа: информационно-правовая справочная система ГАРАНТ.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях / Н.П. Кондраков. - М., 2008. - 336 с.
Балдина С.В. Бюджетный учет в Российской Федерации. / С.В. Балдина - М.:, 2008. - 816 с.
Маслова Т.С. Теоретические аспекты организации и методики бухгалтерского учета бюджетных учреждений / Т.С. Маслова// Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2007. - № 6. - 16 с.