ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сельское хозяйство – отрасль хозяйства, направленная на обеспечение населения продовольствием (пищей, едой) и получение сырья для ряда отраслей промышленности. Отрасль является одной из важнейших, представленной практически во всех странах.

Сельскохозяйственное предприятие – организация, производящая сельскохозяйственную продукцию. Обычно сельскохозяйственное предприятие является площадным объектом1 [6].

К сельскохозяйственным организациям относятся все организации, ведущие производство сельскохозяйственной продукции в качестве основной деятельности, в том числе некоммерческие организации, действующие в аграрном секторе. Среди организаций – сельскохозяйственных товаропроизводителей есть предприятия и организации всех правовых форм, предусмотренных действующим законодательством. В аграрном секторе существуют традиционные организационно-правовые формы предпринимательства (хозяйственные общества и товарищества, государственные предприятия) и специфические организации (сельскохозяйственные кооперативы, крестьянские хозяйства). Вместе с тем, все организации и предприятия, действующие в сельском хозяйстве, имеют своеобразие, обусловленное спецификой производства, социальными и экономическими особенностями [7].

Как отмечает Крюков А.В. [10], в сельскохозяйственных организациях в процессе производства потребляется большое количество разнообразных видов сырья и материалов. Основную роль в их сохранности играют бухгалтерский учет и контроль на всех этапах их движения (приобретение, поступление, хранение, отпуск в производство, использование в производстве и на другие цели). Учет материальных ценностей должен обеспечивать контроль за своевременностью снабжения, нормами складских запасов, выявить неучтенные материалы, следить за правильностью использования ресурсов, вовремя представлять необходимую информацию для целей управления.

Информация о соблюдении каждым производственным участком (бригадой, фермой) режима экономии материалов должна исходить из системы бухгалтерского учета. Особая роль учета состоит в том, чтобы правильно и оперативно выявлять имеющиеся производственные резервы экономии материалов, использование которых обеспечит снижение себестоимости продукции и рост прибыли. Учет должен способствовать улучшению планирования использования материалов, обеспечить правильное включение стоимости потребленных ценностей в издержки производства продукции и списание их на продажи [6].

Материалы представляют собой одну из составных частей имущества предприятия, необходимую для нормального осуществления и расширения его деятельности. Экономический словарь дает следующее определение материалов, материалы – получаемая из природного сырья посредством обработки, переработки материальная субстанция, используемая для производства, изготовления вещей или преобразования в другие материальные субстанции, объекты, предметы [12].

А.В. Крюков [10] рассматривает материалы как предметы труда, то есть имущество, которое расходуется в основном операционном цикле организации.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденным приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н) (с последними изменениями и дополнениями от 25.10.2010 г. № 132н.) [2] (далее ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»), материалы являются одной из составных частей материально-производственных запасов.

Согласно ст. 1 п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов (далее МПЗ) принимаются активы:

– используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

– предназначенные для продажи;

– используемые для управленческих нужд организации [2].

Таким образом, к материально-производственным запасам относятся материалы, готовая продукция и товары.

Согласно Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства от 31.01.2003 г. № 26 [5], к бухгалтерскому учету в сельскохозяйственных организациях в качестве МПЗ принимаются активы, кроме перечисленных в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», также МПЗ принятые организацией на ответственное хранение, переработку (давальческое сырье), учитываемые на забалансовых счетах [5].

Использование на предприятии большого количества разнообразных материальных запасов предполагает грамотную организацию учета, для чего необходима классификация этих запасов.

Как отмечает Н.Г. Волков [7], материалы классифицируются по видам и принадлежности.

По видам запасы подразделяются на:

1) сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, возвратные материалы (отходы);

2) хозяйственные принадлежности и инвентарь – часть материально-производственных запасов организации, которая не используется сразу в процессе производства продукции, работ или услуг, а служит в течение определенного периода, не превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

3) готовую продукцию – часть материально-производственных запасов организации, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством;

4) товары – часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или полученная от других юридических и физических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки;

5) оборудование, требующее монтажа;

6) животные на выращивании и откорме.

По принадлежности материалы подразделяются на ценности, принадлежащие организации по праву собственности (а также праву хозяйственного ведения или оперативного управления) и не принадлежащие ей по такому праву [7].

Согласно Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (с последними изменениями и дополнениями от 07.05.2003 №38н) [4] (далее План счетов бухгалтерского учета) счет 10 «Материалы» предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. ценностей организации (в том числе находящихся в пути и переработке).

К счету 10 «Материалы» могут быть открыты субсчета:

– 10-1 «Сырье и материалы»;

– 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;

– 10-3 «Топливо»;

– 10-4 «Тара и тарные изделия»;

– 10-5 «Запасные части»;

– 10-6 «Прочие материалы»;

– 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;

– 10-8 «Строительные материалы»;

– 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;

– 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;

– 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» [4].

На рисунке 1 рассмотрим классификацию счета 10 «Материалы» согласно Плана счетов бухгалтерского учета.

 

Материалы (счет 10)

К сырью относят продукты добывающей промышленности и сельского хозяйства, поступающие в переработку (руда, хлопок, молоко)

 

 

Сырье и материалы

(субсчет 10.01)

 

 

Материалами считают продукты, прошедшие предварительную промышленную обработку (металл, ткани). Материалы делятся на основные, образующие физическую основу физическую основу изготовляемой продукции (металл – для машин, доски – для мебели) и вспомогательные, которые предают продукции особые качества (краски)

 

 

Покупные полуфабрикаты и комплектующее изделия, конструкции и детали

(субсчет 10.02)

 

 

Наличие и движение покупных полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий (в том числе строительных конструкций и деталей - у подрядных организаций), приобретаемых для комплектования выпускаемой продукции (строительства), которые требуют затрат по их обработке или сборке

 

 

Топливо

(субсчет 10.03)

Материалы, предназначенные для выработки энергии, отопления зданий, эксплуатации транспортных средств (уголь, дрова, нефтепродукты, газ)

 

 

Тара и тарные изделия

(субсчет 10.04)

Тара – упаковка какого-либо изделия

 

 

Запасные части

(субсчет 10.05)

Детали, изготовляемые или приобретаемые для замена изношенных частей и ремонта основных средств

 

 

Материалы, переданные в переработку

(субсчет 10.06)

Отходы производства (обрубки, обрезки, стружка, лоскут), отходы от утилизации неисправного брака, материальные ценности, полученные от списания основных средств (металлолом)

 

 

Строительные материалы

(субсчет 10.07)

Материалы для возведения зданий и сооружения (кирпич, бетон, сталь, стекло, пластмасса, металлопластик)

 

 

Инвентарь и хозяйственные принадлежности

(субсчет 10.09)

Стулья, столы, этажерки, стиральные порошки, мыло, пасты, гели, часы

 

 

Специальная оснастка и специальная одежда на складе и в эксплуатации

(субсчета 10.10 и 10.11)

Рабочая одежда, обувь, головные уборы, респираторы, противогазы, защитные очки

 

Рис. 1. Классификация материалов по видам (по Плану счетов)

Организации, занятые производством сельскохозяйственной продукции, могут открывать к счету 10 «Материалы» отдельные субсчета для учета: семян, посадочного материала и кормов (покупных и собственного производства); минеральных удобрений; ядохимикатов, используемых для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур; биопрепаратов, медикаментов и химикатов, используемых для борьбы с болезнями сельскохозяйственных животных и др. [2].

 

Сырье и материалы

Корма

Удобрения

Медикаменты

 

 

Полуфабрикаты

Топливо

Запасные части

Тара и тарные изделия

 

 

Материалы, переданные в переработку

Строительные материалы

 

Рис. 2. Классификация материалов в сельскохозяйственных организациях

Документальное отражение поступления и выбытия материалов в сельскохозяйственных организациях. Статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», определено, что все хозяйственные операции, осуществляемые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Именно на основании этих документов, которые признаются первичными учетными документами, и ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы фиксируют факт совершения хозяйственной операции и принимаются к учету, если они составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации [1].

Поступление материалов в организацию осуществляется по договорам купли-продажи, договорам поставки, другим аналогичным договорам в соответствии с действующим законодательством; путем изготовления материалов силами организации; внесения в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации; получения организацией безвозмездно (включая договор дарения) и т.д. (табл. 1).

Таблица 1

Документированное оформление поступления материалов

Документ

Характеристика

Приходный ордер

(форма № М-4)

Применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад. Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество ценностей

Карточка учета материалов

(форма № М-17)

Карточка учета материалов по форме № М-17 применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру; заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом). Записи в карточке ведут на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции

Товарная накладная

(форма ТОРГ-12)

Товарная накладная по форме № ТОРГ-12 применяется для оформления продажи (отпуска) товарно - материальных ценностей сторонней организации.

Составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно - материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей

Продолжение табл. 1

Документ

Характеристика

Требование накладная

(форма № М-11)

Требование-накладная по форма № М-11 применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами. Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения

Реестр отправки зерна и другой продукции с поля (форма № СП-1)

Реестр отправки зерна и другой продукции с поля по форме СП-1 применяется для оформления отправки зерна и другой сельскохозяйственной продукции с поля на ток, в кладовые и другие места хранения продукции.

Все имеющиеся в организации реестры нумеруются (причем под одним номером - три экземпляра). Реестры выдаются под расписку комбайнеру. При этом они записываются в специальную книгу, где открываются лицевые счета на каждого работника, которому выдаются реестры

Реестр приема зерна

(форма № СП-2)

Реестр приема зерна и другой продукции по форме СП-2 применяется для учета поступления зерна и другой продукции на ток, зернохранилище и в другие места хранения.

Документ составляется заведующим током (складом) ежедневно по каждой культуре и сорту на основании реестров отправки зерна и другой продукции с поля (форма № СП-1) или путевок на вывоз продукции с поля (форма № СП-4).

В конце рабочего дня реестр вместе с первичными документами, на основании которых он был составлен, передается в бухгалтерию с Ведомостью движения зерна и другой продукции (форма № СП-11). Предварительно данные реестра записывают в Книгу (карточки) складского учета

Путевок на вывоз продукции с поля (форма № СП-4)

Путевка на вывоз продукции с поля по форме СП-4 применяется для оформления отправки зерна и другой сельскохозяйственной продукции с поля на ток, в кладовые и другие места хранения вместо реестра отправки зерна и другой продукции с поля (в случаях, когда нет постоянной закрепленности автотранспорта за комбайнами). Порядок заполнения путевок и их движение аналогичен порядку, описанному по реестру отправки зерна и другой продукции с поля (форма № СП-1)

Ведомость движения зерна и другой продукции (форма № СП-11)

Ведомость движения зерна и другой продукции по форме СП-11 применяется для учета поступления и расхода зерна на току, в зернохранилищах и других местах временного хранения зерна в организациях.

Составляется заведующим током (складом) ежедневно по каждой культуре и сорту продукции.

В ведомости записывается остаток продукции на начало дня, поступление и расход за день и выводится остаток на конец дня. При этом сведения о поступлении зерна и другой продукции записываются на основании реестров приема зерна и другой продукции (форма № СП-2), сведения о расходе зерна - на основании реестров документов на выбытие продукции (форма № СП-3)

Акт на сортировку и сушку продукции растениеводства (форма № СП-12)

Акт на сортировку и сушку продукции растениеводства по форме СП-12 применяется для оформления операций по сортировке и сушке зерна и другой продукции растениеводства.

Акт составляется в одном экземпляре на каждую партию продукции, поступившей в сортировку и сушку. В акте фиксируется поступление продукции в сортировку и сушку (масса, цена, сумма, корреспондирующие счета) и получение продукции (одного или нескольких видов) от сортировки и сушки с отдельным указанием используемых отходов и неиспользуемых (мертвый сор, усушка). Соответственно дается корреспонденция счетов по каждому виду получаемой продукции

Акт приема грубых и сочных кормов (форма № СП-17)

Акт приема грубых и сочных кормов по форме СП-17 применяется для оформления приема, передачи на ответственное хранение и учета заготовленных грубых и сочных кормов.

Акт составляется специальной комиссией в двух экземплярах на каждый вид заготовленных грубых и сочных кормов. К акту прилагаются схемы участков с указанием расположения и номера стогов, скирд, траншей, буртов и овощехранилищ. Принятые комиссией стога, скирды, траншеи, бурты и т.п. закрепляют за фермами и передают под ответственность заведующим фермами, управляющим отделениями или другим материально ответственным работникам

Окончание табл. 1

Документ

Характеристика

Акт на оприходование пастбищных кормов (форма № СП-18)

Акт на оприходование пастбищных кормов по форме СП-18 применяется для учета оприходования зеленой массы культурных, улучшенных и естественных пастбищ, скормленных скоту без предварительной уборки (путем выпаса). Составляется специальной комиссией. В состав комиссии обязательно включаются представители агрономических и зоотехнических служб. Оформленный акт передается в бухгалтерию и служит основанием для учета выхода кормов и включения их в затраты по содержанию поголовья животных, которому скормлены корма

Акт на оприходование приплода животных (форма № СП-39)

Акт на оприходование приплода животных по форме СП-39 применяется для оформления полученного на ферме приплода животных: телят, поросят, ягнят, жеребят, а также новых семей пчел при роении. Акт составляется в двух экземплярах заведующим фермой, зоотехником или бригадиром непосредственно в день получения приплода. Акт составляется отдельно по каждому виду приплода животных.

Оформленные акты используются для зоотехнического учета и записей на ферме в Книгу учета движения животных и птицы. Один экземпляр акта передается непосредственно в бухгалтерию на следующий день после его составления

Приемо-расчетная ведомость на животных, принятых от населения (форма № СП-40)

Приемо-расчетная ведомость на животных, принятых от населения по форме СП-40 применяется для оформления приема и учета животных, принятых от населения.

Ведомость составляется приемщиком животных. В ведомости указывается фамилия, имя, отчество сдатчика, количество принятых от него животных, их упитанность, живая масса, цена, сумма к оплате. Ведомость используется как для оприходования животных, так и для расчетов со сдатчиком (в случае приема животных для дальнейшего доращивания в организации)

Журнал учета надоя молока (форма

№ СП-21)

Журнал учета надоя молока по форме СП-21 применяется для ежедневного учета получаемого молока на ферме.

Журнал ведет заведующий фермой, бригадир, мастер машинного доения или старшая доярка. Записи в журнал делаются ежедневно после каждой дойки по каждой доярке (мастеру машинного доения) по закрепленной группе обслуживаемых коров. Кроме количества надоенного молока в журнале проставляются данные о жирности молока, общем количестве полученных жироединиц, прочие данные о качестве молока (кислотность и др.)

Ведомость учета движения молока (форма № СП-23)

Ведомость учета движения молока по форме СП-23 применяется для обобщения данных по движению молока за отчетный месяц.

Ведомость ведется на каждой ферме (сливном пункте) отдельно. В ведомость ежедневно на основании данных первичных документов заносятся сведения о поступлении молока и его расходовании по основным каналам: реализовано, передано в переработку, израсходовано на выпойку телят, поросят, израсходовано на общественное питание и т.п., выводится итог расхода за день и остаток на конец дня

Акт настрига и приема шерсти (форма № СП-24)

Акт настрига и приема шерсти по форме СП-24 применяется для оформления приема и учета настриженной шерсти. Составляется зоотехником.

В акте указывается порода, возрастная группа, количество и качество настриженной шерсти и настриг шерсти с одной овцы по плану и фактически.

Акт составляется в трех экземплярах, из которых первый прилагается к дневнику поступления и отправки шерсти на заготовительные пункты и служит основанием для оприходования шерсти на складе; второй экземпляр остается у бригадира бригады чабанов (старшего чабана) и служит для начисления заработной платы чабанам; третий экземпляр передается зоотехнику для составления заключительного отчета о стрижке овец

Ведомость переработки молока и молочных продуктов (форма № СП-27)

Ведомость переработки молока и молочных продуктов по форме СП-27 применяется для ежедневного учета переработки молока и молочных продуктов на сепараторном пункте, маслозаводе или других пунктах переработки.

Ведомость составляется ежедневно в двух экземплярах заведующим (мастером) пункта, завода и состоит из двух разделов.

Акт об оприходовании материальный ценностей, полученных при разработке и демонтаже зданий и сооружений

Форма № 35 применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ. Акт составляется в трех экземплярах комиссией, состоящей из представителей заказчика и подрядчика, подписывается представителями заказчика и подрядчика. Первый и второй экземпляры акта остаются у заказчика, третий – у подрядчика. Заказчик, в свою очередь, первый экземпляр акта прилагает к предъявленному счету для оплаты подрядчику

Базарова А.С. [6] отмечает различные способы выбытие материалов. Материалы могут быть отпущены в производство, переданы в использование для собственных нужд, реализованы на сторону или ликвидированы в результате чрезвычайных обстоятельств.

Отпуск материалов в производство оформляются следующими документами, указанными в таблице 2.

Таблица 2

Документированное оформление выбытия материалов

Документ

Характеристика

Требование накладная

(форма № М-11)

Этими накладными оформляются операции по сдаче на склад или в кладовую остатков из производства неизрасходованных материалов, если они ранее были получены по требованию, а также сдача отходов и брака. Накладную подписывают материально ответственные лица соответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения материалов

Товарно-транспортная накладная

(форма № 1-Т)

Товарно-транспортная накладная (ТТН) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов

Лимитно-заборная карта

(форма № М-8)

Применяется при наличии лимитов отпуска материалов для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды и является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада. Лимитно-заборная карта выписывается в двух экземплярах на одно наименование материала (номенклатурный номер). Один экземпляр до начала месяца передается структурному подразделению – потребителю материалов, второй – складу

Требование-накладная

(форма № М-11)

Этими накладными оформляются операции по сдаче на склад или в кладовую остатков из производства неизрасходованных материалов, если они ранее были получены по требованию, а также сдача отходов и брака. Накладную подписывают материально ответственные лица соответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения материалов

Накладная на отпуск материалов на сторону

(форма № М-15)

Накладная на отпуск материалов на сторону по форме № М-15 применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям, на основании договоров и других документов. Накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих документов и предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке.

Первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй – получателю материалов

Акт расхода семян и посадочного материала

(форма № СП-13)

Акт расхода семян и посадочного материала по форме СП-13 применяется для учета списания в расход (с подотчета) семян и посадочного материала на посев и посадку соответствующих культур.

Составляется агрономом по окончании сева (посадки) на отдельных участках и полях севооборота и приемки работ должностными лицами организации (по каждой культуре отдельно).

Подписанный указанными работниками акт утверждается руководителем организации, после чего передается вместе с расходными документами в бухгалтерию для соответствующих записей в регистры бухгалтерского учета

Окончание табл. 2

Документ

Характеристика

Ведомость учета расхода кормов (форма № СП-20)

Ведомость учета расхода кормов по форме СП-20 применяется для оформления и учета ежедневной выдачи кормов на животноводческие фермы.

Ведомость выписывается в двух экземплярах бухгалтерией или зоотехнической службой. Основанием для выписки ведомости является план кормления животных в соответствии с утвержденным рационом. В ведомости указывается лимит кормов по видам и половозрастным группам животных, для которых они выдаются.

Первый экземпляр ведомости с подписью получателя кормов служит основанием для списания отпущенных кормов с подотчета кладовщика (заведующего складом) или другого материально ответственного лица, второй - с подписью кладовщика (заведующего складом) об отпуске кормов - находится у заведующего фермой или бригадира

Акт на выбытие животных и птицы (забой, прирезка и падеж)

(форма № СП-54)

Акт на выбытие животных и птицы (забой, прирезка и падеж) по форме СП-54 применяется для учета животных, птицы в случаях их падежа, вынужденной прирезки, а также забоя животных всех учетных групп (молодняк животных, животные на откорме, птица, животные основного стада).

Выбраковка животных из основного стада для постановки на откорм и реализации, т.е. без забоя в организации оформляется актами выбраковки животных из основного стада.

Акт на выбытие животных составляется комиссией, в которую входят: заведующий фермой, зоотехник, ветврач (веттехник) и работник, ответственный за содержание данного животного.

При выбытии животных вследствие падежа или вынужденной прирезки в акте указывается причина выбытия и диагноз. Акт составляется в день падежа (прирезки) и немедленно передается на рассмотрение администрации организации. После утверждения руководителем организации акт передается в бухгалтерию для записей по счетам.

В случае падежа или гибели животных и птицы по вине отдельных работников стоимость этих животных и птицы записывается на счет виновного работника с дооценкой до рыночной цены и взыскивается с него в установленном порядке.

Продукция забоя (падежа) животных (мясо, шкуры) сдается на склад организации по накладной, которая с подписью кладовщика, принявшего продукцию, прилагается к акту на выбытие животных и птицы.

Использование продукции допускается лишь строго на те цели, которые указываются в акте

Учетный лист убоя и падежа животных

(форма № СП-55)

Учетный лист убоя и падежа животных по форме СП-55 применяется для использования в специализированных свиноводческих комплексах.

Учетный лист убоя и падежа животных составляется в двух экземплярах под копирку и подписывается работником, принявшим свиней с участков, работником, принявшим продукцию от убоя на склад, и ветеринарным врачом, подтвердившим убой и выход продукции.

Учетные листы убоя и падежа животных рассматриваются и утверждаются начальником свинокомплекса. После этого первый экземпляр документа передается в бухгалтерию для записи произошедших операций в соответствующие бухгалтерские регистры

Отчет о переработке продукции

(форма № СП-28)

Отчет о переработке продукции по форме СП-28 применяется для оформления операций по переработке продукции на подсобных предприятиях организации: мельнице, пекарне, засолочном пункте и т.п

Отчет составляется в двух экземплярах заведующим производством по переработке сельскохозяйственной продукции. В первом разделе отчета ежедневно указывается количество фактически израсходованного при переработке сырья, материалов, тары и количество, которое следовало израсходовать по нормам на фактический расход готовой продукции, во втором разделе отчета ежедневно указывается количество готовой продукции, полученной от переработки по видам в физическом и условном исчислении, а также брак

В соответствие с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета существуют два варианта учета поступления материальных ценностей:

– по фактической стоимости приобретения (заготовления);

– по учетным ценам.

Фактическая себестоимость материалов включает все расходы на их приобретение и заготовление (стоимость по покупной цене, транспортно-заготовительные расходы). Фактическая себестоимость определяется по счетам поставщиков и расчетным документам.

Организации, занятые производством сельскохозяйственной продукции, продукцию собственного производства отчетного года, отражаемую на счете 10 «Материалы», в течении этого года (до составления годовой отчетной калькуляции) учитывают по плановой себестоимости. После составления отчетной калькуляции плановая себестоимость материалов корректируется до фактической себестоимости [4].

Ниже приведены бухгалтерские проводки, отражающие учет поступления материалов от поставщиков по договору поставки.

Таблица 3

Учет поступления материалов по договору поставки

Счет

Дт

Счет

Кт

Описание проводки

Сумма проводки

Документ-основание

Проводки, отражающие учет поставки материалов с оплатой поставщику после получения материалов

10

60

Отражается поступление материалов от поставщика на склад организации. Субсчет счета 10 определяется видом поступаемых материалов

Стоимость материалов без НДС

Товарная накладная (форма № ТОРГ-12)

Приходный ордер (ТМФ № М-4)

19

60

Отражается сумма НДС, относящегося к полученным материалам

Сумма НДС

Товарная накладная (форма № ТОРГ-12)

Счет фактура

68

19

Относится сумма НДС к возмещению из бюджета. Проводка делается при наличии счета фактуры поставщика

Сумма НДС

Счет фактура

Книга покупок

Товарная накладная (форма № ТОРГ-12)

60

51

Отражается факт погашения кредиторской задолженности поставщику за полученные ранее материалы

Покупная стоимость товаров

Банковская выписка

Платежное поручение

Окончание таблицы 3

Счет

Дт

Счет

Кт

Описание проводки

Сумма проводки

Документ-основание

Проводки по учету поставки материалов по предоплате

60

51

Отражается предоплата поставщику за материалы

Сумма предварительной оплаты

Банковская выписка

Платежное поручение

68

76 «НДС»

Относится сумма НДС с аванса к возмещению из бюджета.

Сумма НДС

Счет фактура

10

60

Отражается поступление материалов от поставщика на склад организации. Субсчет счета 10 определяется видом поступаемых материалов

Стоимость материалов без НДС

Товарная накладная (форма № ТОРГ-12)

Приходный ордер (ТМФ № М-4)

19.3

60

Отражается сумма НДС, относящегося к полученным материалам

Сумма НДС

Товарная накладная (форма № ТОРГ-12)

Счет фактура

68

19

Относится сумма НДС к возмещению из бюджета. Проводка делается при наличии счета фактуры поставщика

Сумма НДС

Счет фактура

Книга покупок

Товарная накладная (форма № ТОРГ-12)

60

60

Зачитывается ранее перечисленная предоплата в счет погашения задолженности за полученные материалы

Покупная стоимость материалов

Бухгалтерская справка-расчет

76 «НДС»

68

НДС с аванса зачислен

Сумма НДС

Счет фактура

Рассмотрим бухгалтерские проводки, отражающие учет поступления материалов от подотчетных лиц на основании авансовых отчетов и прилагаемых к ним первичных документов (товарных накладных, счетов фактур). Поступление материалов от подотчетного лица можно отразить в двух вариантах:

1. В первом варианте рассмотрена стандартная схема проводок, отражающая поступление материалов со счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Недостаток данного варианта заключается в том, что в учете не отражается поставщик, от которого получены материалы и по которому возмещен НДС.

2. Во втором варианте поступление материалов отражается в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и далее, закрывается задолженность перед поставщиком в корреспонденции со счетом 71 «Расчеты с подотчетными лицами». При данном варианте отражения появляется дополнительная возможность анализа поставок в разрезе поставщиков [11].

Таблица 4

Учет поступления материалов на основании авансовых отчетов

Счет

Дт

Счет

Кт

Описание проводки

Сумма проводки

Документ-основание

Вариант бухгалтерских проводок, отражающих поступление материалов от подотчетных лиц по стандартной схеме

71

50

Отражается выдача денежных средств из кассы организации подотчетному лицу

Сумма, выданная в подотчет

Расходный кассовый ордер. Форма № КО-2

10

71

Отражается поступление материалов от подотчетного лица на склад организации на основании первичных документов, приложенных к авансовому отчету. Субсчет счета 10 определяется видом поступаемых материалов

Стоимость материалов без НДС

Товарная накладная (форма № ТОРГ-12)

Приходный ордер (ТМФ № М-4)

Авансовый отчет

19

71

Отражается сумма НДС, относящегося к полученным материалам

Сумма НДС

Счет фактура

Товарная накладная (форма № ТОРГ-12)

68

19

Отражается сумма НДС, относящегося к полученным материалам

Сумма НДС

Счет фактура

Товарная накладная (форма № ТОРГ-12)

Вариант бухгалтерских проводок, отражающих поступление материалов от подотчетных лиц по схеме, использующей счет расчетов с поставщиками

71

50

Отражается выдача денежных средств из кассы организации подотчетному лицу

Сумма, выданная в подотчет

Расходный кассовый ордер. Форма № КО-2

10

60

Отражается поступление материалов от подотчетного лица на склад организации на основании первичных документов, приложенных к авансовому отчету. Субсчет счета 10 определяется видом поступаемых материалов

Стоимость материалов без НДС

Товарная накладная (форма № ТОРГ-12)

Приходный ордер (ТМФ № М-4)

Авансовый отчет

19

60

Отражается сумма НДС, относящегося к полученным материалам

Сумма НДС

Счет фактура

Товарная накладная (форма № ТОРГ-12)

68

19

Отражается сумма НДС, относящегося к полученным материалам

Сумма НДС

Счет фактура

Товарная накладная (форма № ТОРГ-12)

60

71

Отражается оплата поставщику подотчетным лицом за полученные материалы

Покупная стоимость материалов

Бухгалтерская справка-расчет

Авансовый отчет

Бухгалтерские проводки, отражающие учет поступления материалов от поставщиков по договору мены с обычным порядком перехода права собственности на материалы.

Таблица 5

Учет поступления материалов по договору мены

Счет

Дт

Счет

Кт

Описание проводки

Сумма проводки

Документ-основание

10

60

Отражается поступление материалов от поставщика на склад организации. Субсчет счета 10 определяется видом поступаемых материалов

Стоимость материалов без НДС

Товарная накладная (форма № ТОРГ-12)

Приходный ордер (ТМФ № М-4)

19

60

Отражается сумма НДС, относящегося к полученным материалам

Сумма НДС

Товарная накладная (форма № ТОРГ-12)

Счет фактура

68

19

Относится сумма НДС к возмещению из бюджета. Проводка делается при наличии счета фактуры поставщика

Сумма НДС

Счет фактура

Книга покупок

Товарная накладная (форма № ТОРГ-12)

62

91.1

Отражается передача обмениваемых материалов поставщику по договору мены

Рыночная стоимость передаваемых материалов

Накладная (ТМФ № М-15)

Счет фактура

91.2

10

Отражается списание передаваемых материалов с баланса организации. Субсчет счета 10 определяется видом передаваемых материалов

Себестоимость материалов

Накладная (ТМФ № М-15)

Счет фактура

91.2

68

Отражается сумма НДС, начисленная на передаваемые материалы

Сумма НДС

Накладная (ТМФ № М-15)

Счет фактура

Книга продаж

60

62

Зачитывается задолженность второй стороны по договору мены

Стоимость материалов

Бухгалтерская справка-расчет

По учредительному договору учредители (участники) вносит в уставный (складочный) капитал организации различного рода имущество, в том числе и материалы. Согласно п.8 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» фактическая себестоимость материально-производственных запасов (материалов), внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации [2].

Таблица 6

Учет поступления материалов по учредительным договорам

Счет

Дт

Счет

Кт

Описание проводки

Сумма проводки

Документ-основание

10

75.1

Отражаем поступление материалов по учредительному договору. Субсчет счета 10 определяется видом поступаемых материалов

Оценочная стоимость материалов, согласованная учредителями

Приходный ордер (ТМФ № М-4)

Акт приема передачи материалов

19

83

Если учредитель, передающий материалы в уставной капитал организации, согласно п. 3 статьи 170 НК РФ восстанавливает НДС, принимающая сторона должна сделать данную проводку

Сумма восстановленного учредителем НДС

Счет фактура

Акт приема передачи материалов

В бухгалтерском учете, согласно п. 16 Положения по бухгалтерскому учету № 9/99 (ПБУ 9/99) «Доходы организации», утвержденный Приказом Минфина от 6 мая 1999 г № 32Н (с последними изменениями и дополнениями от 27.04.2012 N 55н) доходы в виде безвозмездного получения имущества признаются по мере образования (выявления) [3].

Согласно п. 9 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету [2].

Исходя из вышеприведенных положений, безвозмездное поступление материалов можно отражать в учете ниже следующими проводками.

Таблица 7

Учет безвозмездного поступления материалов

Счет

Дт

Счет

Кт

Описание проводки

Сумма проводки

Документ-основание

10

91.1

Отражаем безвозмездное поступление материалов. Субсчет счета 10 определяется видом поступаемых материалов

Рыночная стоимость материалов на дату принятия к учету

Приходный ордер (ТМФ № М-4)

Акт приема передачи материалов

Ниже рассмотрим два варианта отражения в учете операций поступления материалов, изготовленных собственными силами.

Таблица 8

Учет поступления материалов, изготовленных собственными силами

Счет

Дт

Счет

Кт

Описание проводки

Сумма проводки

Документ-основание

Учет материалов по нормативной (плановой) себестоимости

10

40

Отражается выпуск (изготовление) материалов по плановой себестоимости

Плановая себестоимость

Приходный ордер (ТМФ № М-4)

40

20

Отражается фактическая производственная себестоимость

Фактическая себестоимость изготовленных материалов

Счет фактура

Бухгалтерская справка-расчет

10

40

Отражается списание отклонений между стоимостью материалов по фактической себестоимости от стоимости их по нормативной (плановой) себестоимости

Сумма отклонения «черным» или «красным» в зависимости сальдо отклонения

Бухгалтерская справка-расчет

Учет материалов по фактической себестоимости

10

20

Отражается выпуск (изготовление) материалов по фактической себестоимости

Фактическая производственная себестоимость

Приходный ордер (ТМФ № М-4)

Н.Г. Волков[7] выделяет другой способ оценки материалов: в текущем учете по неизменным (постоянным) учетным ценам (планово-расчетным ценам). В условиях рыночной экономики покупная цена часто меняется. Рекомендуется использовать в качестве твердой оценки материалов их планово-расчетную себестоимость. Она определяется предприятием на квартал или год и складывается из предполагаемой покупной стоимости материалов и предполагаемых расходов на их заготовление и доставку. По этой планово-расчетной цене предприятие и оценивает материалы в первичной документации по мере поступления. Поскольку фактические затраты на приобретение материалов могут оказаться больше или меньше планово-расчетной себестоимости, в учете отдельно учитываются отклонения фактической себестоимости материалов от их учетных цен (перерасход или экономия). При обособленном учете отклонений фактическая себестоимость материалов определяется путем суммирования их стоимости по учетным ценам плюс перерасход или минус экономия по материалам, поступившим в текущем месяце.

В таком случае, организация может использовать счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Таблица 9

Поступление материалов по учетной цене

Счет

Дт

Счет

Кт

Описание проводки

10

15

Оприходованы материалы по учетным ценам

15

60

Отражена покупная стоимость материалов

15

76

отражены транспортные расходы по приобретению материалов

19

60 (76)

Учтен НДС по оприходованным материалам (транспортным расходам, вознаграждению посреднику) на основании счетов-фактур

60 (76)

51

Оплачены расходы на приобретение материалов

68

19

Принят к вычету НДС по расходам, связанным с приобретением материалов

16

15

Списано превышение фактической себестоимости запасов над их учетной ценой (перерасход)

15

16

Списано превышение учетной цены запасов над их фактической себестоимостью (экономия)

Пункт 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н [5], определяет, что неотфактурованными поставками считаются материальные запасы, поступившие в организацию, на которые отсутствуют расчетные документы (счет, платежное требование, платежное требование-поручение или другие документы, принятые для расчетов с поставщиком).

Иными словами, неотфактурованными поставками признаются материально-производственные запасы, по которым из имеющихся документов не представляется возможным установить их стоимость. Однако в то же время возможно установить поставщика и количество.

Пункт 37 Методических указаний предусматривает, что неотфактурованные поставки принимаются на склад с составлением акта о приемке материалов. Акт о приемке материалов составляется не менее чем в двух экземплярах. Оприходование неотфактурованных поставок производится на основании первого экземпляра указанного акта. Второй экземпляр акта направляется поставщику.

Представляется, что в зависимости от вида материально-производственных запасов составляются:

– «Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика» (унифицированная форма ТОРГ-4 утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132);

– «Акт о приемке материалов» (типовая межотраслевая форма М-7 утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а).

Согласно п. 39 Методических указаний неотфактурованные поставки приходуются по соответствующим счетам учета материальных запасов (в зависимости от назначения принимаемых материальных запасов) [5].

Данные материальные запасы приходуются и учитываются в аналитическом и синтетическом бухгалтерском учете по принятым в организации учетным ценам. В случаях, если организация использует в качестве учетных цен фактическую себестоимость материалов, указанные материальные запасы приходуются по рыночным ценам.

И.П. Комиссарова [9] выделяет два вида корректировки оприходования неотфактурированных поставок материала. Эти виды представлены в таблице 10.

Таблица 10

Неотфактурированные поставки

Счет

Дт

Счет

Кт

Описание проводки

Сторнирование первоначальных записей по оприходованию материально-производственных запасов и формирования записей по соответствующим счетам в правильной сумме

10 (41)

60

НП

Принята к учету неотфактурованная поставка по рыночной цене

Сторно 10 (41)

60

НП

Сторнированы ранее учтенные суммы по неотфактурованным поставкам при получении документов поставщика

10 (41)

60

Отражена стоимость материально-производственных запасов в соответствии с документами поставщика

19

60

Отражается сумма НДС

68

19

Принят к вычету НДС

60

51

Оплачена поставка

Формирование дополнительных проводок на разницу в стоимости материально-производственных запасов

10 (41)

60

НП

Принята к учету неотфактурованная поставка по рыночной цене

Окончание табл. 10

Счет

Дт

Счет

Кт

Описание проводки

10 (41)

60

На разницу скорректирована (увеличена) стоимость материально-производственных запасов

60

НП

60

Отражена задолженность перед поставщиком

19

60

Отражается сумма НДС

68

19

Принят к вычету НДС

60

51

Оплачена поставка

Списание материалов. Под отпуском материалов в производство понимается их выдача со склада организации (цехов) непосредственно для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также расход материалов для управленческих нужд организации [8].

Отпуск материалов на склады подразделений (цехов) организации и на площадки строительства рассматривается как внутреннее перемещение.

По мере отпуска материалов со складов подразделений (цехов) на рабочие места они списываются со счетов учета материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета учета затрат на производство. Стоимость материалов, отпущенных для управленческих нужд, относится на соответствующие счета учета этих расходов.

Таблица 11

Учет расхода (отпуска) материалов в производство

Счет

Дт

Счет

Кт

Описание проводки

Сумма проводки

Документ-основание

Учет материалов по нормативной (плановой) себестоимости

20

10

Отпущены материалы в основное производство. Учтен расход материалов в основном производстве

Себестоимость материалов

Лимитно-заборная карта

(ТМФ № М-8)

Требование-накладная

(ТМФ № М-11)

Накладная

(ТМФ № М-15)

23

10

Отпущены материалы во вспомогательные производства. Учтен расход материалов

Себестоимость материалов

Лимитно-заборная карта

(ТМФ № М-8)

Требование-накладная

(ТМФ № М-11)

Накладная

(ТМФ № М-15)

Окончание табл. 11

Счет

Дт

Счет

Кт

Описание проводки

Сумма проводки

Документ-основание

25

10

Отпущены материалы на общепроизводственные нужды. Учтен расход материалов

Себестоимость материалов

Лимитно-заборная карта

(ТМФ № М-8)

Требование-накладная

(ТМФ № М-11)

Накладная

(ТМФ № М-15)

26

10

Отпущены материалы на общехозяйственные нужды. Учтен расход материалов

Себестоимость материалов

Лимитно-заборная карта

(ТМФ № М-8)

Требование-накладная

(ТМФ № М-11)

10

10

Отпущены материалы на склады (кладовые) подразделений (цехов)

Себестоимость материалов

Накладная на внутреннее перемещение

Списание материалов может осуществляться в следующих случаях:

1) пришедшие в негодность по истечении сроков хранения;

2) морально устаревшие;

3) при выявлении недостач, хищений или порчи, в том числе вследствие аварий, пожаров, стихийных бедствий.

Подготовка необходимой информации для принятия решения о списании материалов осуществляется Комиссией с участием материально ответственных лиц. По результатам осмотра Комиссия составляет Акт на списание материалов по каждому подразделению организации, по материально ответственным лицам [13].

Таблица 12

Учет прочего выбытия (списания, безвозмездной передачи) материалов

Счет

Дт

Счет

Кт

Описание проводки

Сумма проводки

Документ-основание

Учет материалов по нормативной (плановой) себестоимости

94

10

Отражено списание балансовой стоимости материалов на основании акта списания, составленного комиссией

Фактическая себестоимость списанных материалов

Акт списания материалов

20

94

Отражено списание недостачи (потери от порчи) материалов в пределах утвержденных норм естественной убыли за счет расходов основного производства

Норма естественной убыли

Бухгалтерская справка-расчет

Акт списания материалов

Окончание табл. 12

Счет

Дт

Счет

Кт

Описание проводки

Сумма проводки

Документ-основание

23

94

Отражено списание недостачи (потери от порчи) материалов в пределах утвержденных норм естественной убыли за счет расходов вспомогательных производств

Норма естественной убыли

Бухгалтерская справка-расчет

Акт списания материалов

25

94

Отражено списание недостачи (потери от порчи) материалов в пределах утвержденных норм естественной убыли за счет общепроизводственных расходов

Норма естественной убыли

Бухгалтерская справка-расчет

Акт списания материалов

26

94

Отражено списание недостачи (потери от порчи) материалов в пределах утвержденных норм естественной убыли за счет общехозяйственных расходов

Норма естественной убыли

Бухгалтерская справка-расчет

Акт списания материалов

29

94

Отражено списание недостачи (потери от порчи) материалов в пределах утвержденных норм естественной убыли за счет расходов обслуживающих производств

Норма естественной убыли

Бухгалтерская справка-расчет

Акт списания материалов

73.2

94

Отражено списание недостачи (потери от порчи) материалов на виновных лиц сверх норм естественной убыли

Сумма превышения нормы естественной убыли

Бухгалтерская справка-расчет

Акт списания материалов

91.2

68

Восстановлен НДС, ранее предъявленный к вычету, по недостачам (потерям) материалов сверх норм естественной убыли

Сумма НДС

Бухгалтерская справка-расчет

Акт списания материалов

50

73.2

Отражено погашение виновным лицом задолженность по недостачам денежными средствами

Сумма недостачи

Приходный кассовый ордер. Форма № КО-1

70

73.2

Отражено погашение виновным лицом задолженность по недостачам за счет заработной платы

Сумма недостачи

Бухгалтерская справка-расчет

Особенности учета недостачи (порчи) материалов при отсутствии виновных лиц. В данной ситуации сумма превышения нормы естественной убыли списывается не на счет 73, а на счет 91

91.2

94

Отражено списание недостачи (потери от порчи) материалов сверх норм естественной убыли при отсутствии виновных лиц либо недостачи, во взыскании которых отказано судом

Сумма превышения нормы естественной убыли

Бухгалтерская справка-расчет

Акт списания материалов

Учет утраты материалов в результате стихийных бедствий

99

10

Отражено списание материалов, утраченных в результате стихийных бедствий

Себестоимость утраченных материалов

Акт списания материалов

99

68.2

Восстановлен НДС, ранее предъявленный к вычету, по утраченным материалам

Сумма НДС

Бухгалтерская справка-расчетСчет фактура

Учет безвозмездной передачи материалов

91.2

10

Отражено выбытие материалов

Фактическая себестоимость материалов

Накладная

(ТМФ № М-15)

Счет фактура

91.2

68.2

Начислен НДС в бюджет со стоимости безвозмездно переданных материалов

Сумма НДС

Накладная

(ТМФ № М-15)

Счет фактура

Книга продаж

При продаже организацией материалов физическим и юридическим лицам цена продажи определяется по соглашению сторон (продавца и покупателя). Исчисление и уплата налогов осуществляется организацией в порядке, предусмотренном действующим законодательством [11].

Продажа материалов оформляется путем выписки накладной на отпуск материалов на сторону, на основании договоров или других документов и счета фактуры. При перевозке грузов автотранспортом оформляется товарно-транспортная накладная.

Ниже приведены бухгалтерские проводки, отражающие продажу материалов.

Таблица 13

Учет продажи материалов

Счет

Дт

Счет

Кт

Описание проводки

Сумма проводки

Документ-основание

Продажа материалов с оплатой после отгрузки (передачи)

91.2

10

Отражается выбытие материалов. Сумма проводки зависит от методики оценки стоимости материалов при выбытии (по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по способу ФИФО)

Себестоимость материалов

Накладная

(ТМФ № М-15

62

91.1

Отражается выручка на продажную стоимость материалов с НДС

Продажная стоимость материалов (сумма с НДС

Накладная

(ТМФ № М-15)

Счет фактура

91.2

68

Отражается сумма НДС на проданные материалы

Сумма НДС

Накладная

(ТМФ № М-15)

Счет фактура

Книга продаж

51

62

Отражается факт погашения задолженности покупателя за отгруженные ранее материалы

Продажная стоимость материалов

Банковская выписка

Платежное поручение

Продажа материалов по предоплате

51

62

Отражается факт погашения задолженности покупателя за отгруженные ранее материалы

Продажная стоимость материалов

Банковская выписка

Платежное

Поручение

62

68

Начисляется НДС с предварительной оплаты

Сумма НДС

Платежное поручение

Счет фактура

Книга продаж

Окончание табл. 13

Счет

Дт

Счет

Кт

Описание проводки

Сумма проводки

Документ-основание

91.2

10

Отражается выбытие материалов. Сумма проводки зависит от методики оценки стоимости материалов при выбытии (по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по способу ФИФО)

Себестоимость материалов

Накладная (ТМФ № М-15

62

91.1

Отражается выручка на продажную стоимость материалов с НДС

Продажная стоимость материалов (сумма с НДС

Накладная (ТМФ № М-15)

Счет фактура

91.2

68

Отражается сумма НДС на проданные материалы

Сумма НДС

Накладная (ТМФ № М-15)

Счет фактура

62

62

Зачитывается ранее полученная предоплата в счет погашения задолженности за переданные материалы

Сумма предварительной оплаты

Бухгалтерская справка-расчет

68

62

Зачитывается НДС с погашенной предварительной оплаты

Сумма НДС

Счет фактура

Книга покупок

Бухгалтерский баланс – это документ, при составлении которого можно в одной форме бухгалтерской отчетности собрать все сведения о составе имущества и средств компании, их размещении и источниках. Составление бухгалтерского баланса является способом получить полную картину, описывающую материальное положение юридического лица [13].

Для обеспечения достоверности бухгалтерского баланса при его составлении следует использовать и отражать актуальную информацию обо всех активах и пассивах компании, распределяя их при составлении бухгалтерского баланса по активам и пассивам.

В бухгалтерском балансе по статье «Запасы» отражается стоимость числящихся в учете сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива, смазочных материалов, тары и тарных материалов, запасных частей, строительных материалов, инвентаря и хозяйственных принадлежностей и т.п., а также ценностей, переданных в переработку и находящихся в пути [8].

Для того чтобы правильно отразить в балансе стоимость сырья, материалов и других аналогичных ценностей, необходимо учесть все величины, учтенные на субсчетах, открытых к счету 10 «Материалы».

Использование учетных цен требует дополнительной корректировки счета 10 «Материалы» на величину возникающих отклонений. И в этом случае себестоимость материалов формируется с использованием дополнительных счетов – 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Накопленные на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» разницы в стоимости приобретенных материально-производственных запасов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления), и учетных ценах списываются (сторнируются – при отрицательной разнице) в дебет счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) или других соответствующих счетов [8].

В остатке по счету 15 «Заготовление и приобретение материалов» у организации-покупателя может числиться только стоимость материалов, указанная в расчетных документах поставщика (счет, счет-фактура, платежное требование-поручение и т.п.), на которые к покупателю перешли права владения, пользования и распоряжения, но сами материалы еще не поступили.

Гетьман В.Г. [10] говорит, чтобы правильно отразить в балансе стоимость материалов, необходимо по строке «сырье, материалы и другие аналогичные ценности» отразить, помимо дебетового сальдо собственно по счету 10, дебетовые сальдо по счету 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», относящиеся к материалам предприятия.

На величину показателей, числящихся на счетах бухгалтерского учета и отражаемых в бухгалтерской отчетности, влияет и метод оценки материалов при их выбытии.

Образование резерва под снижение стоимости материальных ценностей отражается в учете по кредиту счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».

В следующем отчетном периоде по мере списания материальных ценностей, по которым образован резерв, зарезервированная сумма восстанавливается: в учете делается запись по дебету счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс]. – М., [2013]. – Режим доступа: информационно-правовая справочная система Консультант Плюс;

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утверждено приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н, (в ред. Приказов Минфина России от 27.11.2006 г. № 156н, от 26.03.2007 г. № 26н) [Электронный ресурс]. – М., [2013]. – Режим доступа: информационно-правовая справочная система Консультант Плюс;

3. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32 н (в ред. Приказов Минфина России от 30.12 1999 г. № 107н, от 30.03.2001 г. № 27н, от 18.09.2006 г. №116н, от 27.11.2006 г № 156н) [Электронный ресурс]. – М., [2013]. – Режим доступа: информационно-правовая справочная система Консультант Плюс;

4. План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2002 г. № 94н (в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 г. № 38н, от 18.09.2006 г. № 115н) [Электронный ресурс]. – М., [2013]. – Режим доступа: информационно-правовая справочная система Консультант Плюс;

5. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 119Н [Электронный ресурс]. – М., [2013]. – Режим доступа: информационно-правовая справочная система Консультант Плюс;

6. Базарова А.С. Документооборот по учету сельскохозяйственной продукции и сырья [Электронный ресурс] / А.С. Базарова. – [М]. , [2012]. – Режим доступа: http://referent.mubint.ru/50/175087.

7. Волков Н.Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету / Н.Г. Волков. – М: РОСБУХ, 2010. – 261 с.;

8. Гетьман, В.Г. Финансовый учет: Учебник / В.Г. Гетьман, В.А. Терехова, Л.З. Шнейдман; под общ. ред. В.Г. Гетьмана. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010. – 816 с.

9. Комиссарова И.П. Неотфактурированные поставки [Электронный ресурс] / И.П. Комиссарова. – [М]. , [2012]. – Режим доступа: http://www.rnk.ru;

10. Крюков А.В. Бухгалтерский учет с нуля. / Крюков А.В. – М: ФЕНИКС, 2009. – 52 с;

11. SysTecs: Бухгалтерский справочник [Электронный ресурс]. – [М]., [2012]. – Режим доступа: http://sprbuh.systecs.ru/uchet;

12. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь [Электронный ресурс / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева]. – [М]., [2012]. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru;

13. Сорокина Е.М. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации / Е.М. Сорокина. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 129 с.

1 Площадный объект – площадной объект определяется своей внешней границей и, возможно, набором внутренних границ. Как внешняя, так и все внутренние границы представляют собой замкнутые полилинии. Площадь, занимаемая объектом, определяется площадью полигона (многоугольника), задаваемого внешней границей, за вычетом суммарной площади внутренних областей, т.е. полигонов, задаваемых внутренними границами. Граница объекта не должна пересекаться сама с собой и с другими границами. Каждая внутренняя граница должна лежать целиком внутри внешней границы, но не может лежать внутри другой внутренней границы. Каждая граница должна содержать не менее трех точек

Просмотров работы: 18558