ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Успешная деятельность предприятия - в руках контроля

(К. Досси)

Для успешной деятельности предприятия, повышения уровня рентабельности, сохранения и приумножения его активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает повседневный внутрихозяйственный контроль.

Система внутреннего контроля должна быть экономически оправданной, то есть затраты на ее функционирование должны быть меньше потерь предприятия из-за ее отсутствия. Контроль, выявляя слабые стороны, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, избегать кризисных ситуаций и позволит сократить расходы на проведение внешнего аудита.

В самом узком толковании термин «внутренний контроль» можно определить как сбор информации об объекте контроля.

В широком понимании внутренний контроль - это непрерывный процесс, включающий сбор и анализ информации для принятия управленческих решений, ориентированных на эффективность деятельности компании.

Потребность во внедрении внутреннего контроля возникает вслед за ростом организации: деятельность руководителей усложняется, и они просто бывают вынуждены перейти к делегированию полномочий. Обоснование необходимости внедрения внутреннего контроля на предприятии представлено в таблице.

Таблица- 1 Обоснование необходимости внедрения внутреннего контроля

на предприятии

1

2

3

Предпосылки организации внутреннего контроля

Направленность внутреннего контроля

Преимущества внедрения внутреннего контроля

Системный кризис отечественной микроэкономики

Принятый предприятием курс действий (его ориентиры), цели, стратегии

Достижение предприятием упорядоченной и эффективной деятельности

Усиление рыночной конкуренции

Вид и масштаб деятельности предприятия

Обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником предприятия

Потребность в «чистой» информации для нужд внутренних и внешних пользователей

Неопределенность и риск деятельности

Своевременное обнаружение недостатков в деятельности предприятия и принятие мер к их устранению

Взаимозависимость и взаимообусловленность внешнего и внутреннего контроля

Договорная дисциплина

Выявление и мобилизация имеющихся резервов производства, сверхнормативных запасов

Регламентация государством основных направлений внутреннего контроля

Кадровая политика в отношении материально-ответственных должностей

Обеспечение сохранности собственности, выявление причин и условий, способствующих образованию потерь, недостач и совершению хищений

Реорганизация предприятия в целях «встраивания» в рынок

Конфликтность в коллективах

Повышение эффективности и качества работы, усиление режима экономии

Отсутствие или недостаточность систематической экономической работы на предприятиях

Функционирование системы коммуникаций и системы информационного обеспечения

Получение руководством предприятия "чистой" информации

Обязательность внутреннего контроля для каждого предприятия в соответствии с законодательством

Мотивация трудовой деятельности

Обеспечение финансового благополучия и инвестиционной привлекательности компании

Тенденции развития предприятия и рынка капитала

Профессиональная подготовка кадров

Постоянное совершенствование хозяйственных процессов

Конфликт интересов

Документальное закрепление полномочий и ответственности работников

Объективная оценка работы экономических и других служб предприятия

Направленность предприятия на получение дохода

Регламентация взаимоотношений между звеньями предприятия

Центры внутреннего контроля - центры ответственности

Финансовая самостоятельность

Порядок проведения инвентаризации

Непрерывность осуществления внутреннего контроля

Неэффективное использование вычислительной техники

Правила организации документооборота

Консультирование работников по вопросам, входящим в компетенцию контролеров

Риск банкротства

Внешние влияния

Соблюдение стратегии предприятия

Нарушение режима экономии на предприятии

Система бухгалтерского учета, защиты информации, СВК

информации, СВК

Служебные расследования по ЧП на предприятии

Необоснованное списание

Задолженность по недостачам

Сохранность активов

Организованный внутренний контроль позволяет не только своевременно обнаружить недостатки в деятельности предприятия, но и принять меры по их устранению. Система внутреннего контроля может быть эффективной (или неэффективной) в зависимости от ее способности решать поставленные задачи и обеспечивать защиту организации от принимаемых им рисков.

Для достижения целей системы внутреннего контроля необходимо решение отдельных задач. Руководство предприятия обязано обеспечить организацию и поддержание на должном уровне такой системы внутреннего контроля, которая являлась бы достаточной для того, чтобы:

- в бухгалтерскую отчетность было включено все, что должно быть включено, при этом все было бы правильно определено, классифицировано, оценено и зарегистрировано;

- бухгалтерская (финансовая) отчетность давала бы верное и объективное представление о предприятии в целом;

- компьютерные программы, контролирующие функционирование учетной системы, включающие формирование первичных документов, их анализ и разноску по счетам, не могли быть сфальсифицированы;

- средства предприятия не могли быть незаконно присвоены или неэффективно использованы;

- все отклонения от планов своевременно выявлялись, анализировались, а виновные несли ответственность;

- внутренняя отчетность оперативно передавалась лицам, уполномоченным принимать управленческие решения, для ее оптимального использования.[5]

Системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля должны быть согласованы. Система двойной записи, лежащая в основе любой коммерческой учетной системы, определяет порядок регистрации и обеспечивает контроль, целью которого является предупреждение ошибок, злоупотреблений или возникновения случайных убытков. В свою очередь система бухгалтерского учета может считаться надежной и эффективной, если надежны все стадии обработки информации, выполняемые ею:

- контроль правильности оформления и полноты первичных учетных документов, их систематизация и хранение;

- отражение содержания первичных учетных документов в форме бухгалтерских записей и фиксация фактов хозяйственной деятельности в соответствии с нормативными положениями и учетной политикой;

- расчет оценочных показателей и их отражение в форме бухгалтерских записей;

- ведение регистров учета;

- формирование отчетности

- обеспечение сохранности информации, создание архивов учетной документации и т.д.[3]

Руководство предприятия должно обеспечивать существование надежной системы внутреннего контроля. Система внутреннего контроля как раз и должна в свою очередь обеспечивать надежность выполнения всех стадий учета.

Таблица- 2 Цели и средства внутреннего контроля и системы бухгалтерского учета

Цели внутреннего контроля в области системы бухгалтерского учета

Примеры средств внутреннего контроля, служащих для достижения целей

Система бухгалтерского учета должна отражать все санкционированные, и только санкционированные операции

Контроль доступа к терминалам, с которых осуществляется непосредственный ввод информации (пароли и прочие идентификационные процедуры):

- исключительный доступ для ограниченного круга пользователей;

- контроль за взаимосвязанными операциями;

- документальное подтверждение и санкционирование всех бухгалтерских записей;

-проверка полноты бухгалтерских записей при разноске их по счетам бухгалтерского учета и при вводе в компьютер;

- разделение обязанностей между подготовкой первичных документов, санкционированием хозяйственных операций и разноской по счетам бухгалтерского учета

Точная входящая информация

Внутренняя проверка начальной стадии:

- выборочные проверки суммирования и расчетов;

- использование внутрифирменных должностных инструкций, профессиональная подготовка и эффективный надзор;

- регулярные проверки качества выполненного анализа;

- анализ внутренними аудиторами ошибок кодирования

Точная разноска по регистрам бухгалтерского учета

Регулярное составление пробного баланса;

- использование документов дебиторов и кредиторов для проверки точности остатков в журналах учета расчетов с дебиторами и кредиторами;

- сверка выписок банка и кассовой книги

- контроль соблюдения сметы и прочие виды контроля за существенными суммами

Сохранность учетных документов

Создание надежных копий банка данных и файлов данных, изменяющихся при каждом новом появлении информации:

- ограниченный доступ к массиву информации или проверка персонала;

- обеспечение конфиденциальности и сохранности всех недублируемых данных;

- дублируемое электропитание на случай сбоев в сети

Предотвращение злоупотреблений в результате тайного сговора работников предприятия

Разделение обязанностей:

- ротация обязанностей;

- обязательные регулярные ежегодные отпуска для всех сотрудников;

- своевременная регистрация документов, активов;

- регулярная сверка счетов бухгалтерского учета;

- достаточные трудовые ресурсы и пиковые периоды

Обеспечение оперативной управленческой информацией

Использование предельных сроков представления внутренней отчетности:

- регулярные консультации о ценности и достаточности представляемой управленческой информации

Выявление необычных или аномальных фактов

Обязательное представление документов, если операция превышает установленные лимиты времени:

- регулярный анализ существенных отклонений

Связь контроля с управленческим учетом характеризуется тем, что с одной стороны, при помощи данных учета осуществляется контроль за результатами производственно-хозяйственной деятельностью предприятия и его структурных подразделений, за соблюдением норм, правил, положений. А с другой стороны, контроль предоставляет более широкие возможности использования учетной информации для обоснования управленческих решений.[4]

Основной задачей управления организацией является обеспечение выполнения следующих требований:

1) своевременное обнаружение недостатков в деятельности предприятия;

2) своевременное принятие мер по устранению недостатков.

Процесс управления организацией включает следующие основные стадии:

1. планирование - сбор и обработка информации, выработка управленческого решения;

2. организация и регулирование реализации управленческого решения;

3. учет - сбор, измерение, регистрация и обработка информации, касающейся выполнения управленческого решения;

4. анализ - разложение информации, полученной на стадии учета, на отдельные компоненты; их изучение и оценка для принятия оптимальных управленческих решений.

Каждая из перечисленных стадий чередуется со стадиями контроля. Затем следует новый цикл непрерывного процесса управления организацией. Следовательно, стадия контроля в процессе управления имеет двойственную роль. С одной стороны, стадии контроля неизменно чередуются с другими стадиями в процессе управления, как бы проникая в каждую стадию. С другой стороны, контроль обеспечивает оптимальный процесс управления на каждой стадии. Поэтому стадию контроля по отношению к остальным следует рассматривать как упорядочивающее звено управленческого процесса.

В связи с тем, что на любой стадии процесса управления неизбежны различные отклонения действительного состояния от требуемого, то для того, чтобы своевременно располагать информацией об отклонениях, превышающих допустимые значения, необходим внутренний контроль.[2]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. О бухгалтерском учете : федеральный закон от 21.12.96 № 129-ФЗ. [Электронный ресурс]. – [б. м.], [2012]. Режим доступа: информационно-правовая справочная система ГАРАНТ.

  2. Конторин А.А. Внутренний контроль и аудит: Учеб. пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 341с.

  3. Бурцев В.В. Внутренний контроль: методологические вопросы // Управленческий учет- 2010. - №4. - с.65-70.

  4. Меринов А.Ю. Контрольная среда компании как основной компонент системы внутреннего контроля // Креативная экономика- 2012.- №3.- с. 13-18.

  5. Соловьев А.В. Организация внутреннего контроля на предприятии // Кадры предприятия- 2011. - №6. - с.56-63.

Просмотров работы: 5928