– соблюдения в учреждении федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства РФ;
– исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;
– организация учета и обеспечение сохранности имущества в учреждении;
– установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;
– установление соответствия проводимых финансовых операций законодательству;
– точность и полнота документации бухгалтерского учета;
– предотвращение ошибок и искажений в учете;
– изучение причин недостатков и нарушений в финансово-хозяйственной деятельности, принятие действенных мер к их устранению;
– изучение опыта практического применения в учреждении действующих распоряжений.
Целью внутреннего контроля является обеспечение эффективности деятельности, приносящей доход учреждению. Кроме того, она может включать иные мероприятия и вопросы, подлежащие внутреннему контролю, [1].
Согласно Васильевой Ю.А. основные виды внутреннего контроля представлены на рисунке 1.
Рис.1. Основные виды внутреннего контроля
В группу - по времени осуществления входят:
предварительный контроль осуществляется для того, чтобы убедиться, что принимаемые работники окажутся в состоянии выполнить порученные им обязанности.
текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Его цель - выявить и своевременно пресечь нарушения и отклонения.
заключительный контроль дает руководителю информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предлагается проводить в будущем, за счет оценки качества выполненной работы способствует совершенствованию мотивации эффективности деятельности персонала.
К группе - по степени охвата наблюдаемых явлений и процессов.
Общий контроль предполагает сплошное изучение производственно-хозяйственной деятельности, социально-экономического процесса.
Выборочный контроль - получил наиболее широкое развитие в проверке соблюдения технологических процессов, прежде всего в изготовлении крупных партий деталей, массовом производстве.
В третьей группу - по установлению рациональных сроков проведения, различают следующие виды контроля:
Систематический контроль - организуется в отношении наиболее важных, ответственных объектов производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Он проводится в заранее установленном режиме.
Особое место в управлении принадлежит разовому контролю. Он, как правило, проводится специализированными функциональными органами и направлен на всестороннюю проверку какого-либо отдельного аспекта или всей производственно-хозяйственной деятельности.
К четвёртой - по форме осуществления. В ней выделяют следующие виды контроля:
Финансовый контроль проводится путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям.
Административный контроль осуществляется за соответствием хозяйственных результатов показателям, запланированным в текущем бюджете: производится сравнение объема фактических и планируемых продаж; анализируются изменение доли фирмы на рынке.
Технический контроль используется для проверки производственных параметров. Он необходим для своевременного устранения технических неполадок, проверки состояния оборудования,[1].
Внутренний контроль в бюджетных учреждениях включает:
- бухгалтерский (бюджетного) учет (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение);
- ревизию, контроль, аудит (проверку документов, проверку арифметических расчетов, соблюдение правил учета отдельных хозяйственных операций, инвентаризацию, устный опрос персонала, подтверждение и прослеживание).
Организация и постановка системы внутреннего контроля начинаются на этапе разработки внутренних локальных актов. Их число может быть различным. Мы приведем только некоторые, свойственные многим бюджетным учреждениям:
- Положение о внутреннем контроле;
- Положение о расчетах с подотчетными лицами;
- Положение о документообороте.
К средствам внутреннего бухгалтерского контроля:
проверка первичных учётных документов;
документальное подтверждение и соответствие плану финансово-хозяйственной деятельности всех бухгалтерских записей; распределение обязанностей между различными лицами;
по санкционированию хозяйственной операции;
по разноске операции по счетам учёта;
контроль за взаимосвязанными операциями;
сверка данных учёт с фактическим наличием средств, например проведение инвентаризаций, оформление сличительной ведомости и инвентаризационной описи;
обеспечение сохранности информации.
В системе внутреннего контроля бюджетного учреждения задействованы в той или иной степени все сотрудники. К органам внутреннего контроля в учреждений относятся руководитель учреждения и назначаемые руководителем ответственные лица: сотрудников организации и руководство учреждения.
По результатам проведенного мероприятия составляется соответствующий акт. В нем следует отразить:
–план контрольных мероприятий для проверки основных средства, утвержденную приказом руководителя учреждения;
– характер и состояние систем бухгалтерского учета основных средств;
– виды, методы и приемы, способы, применяемые при проведении проверки основных средств;
– анализ соблюдения законодательных и нормативных актов РФ;
– выводы о результатах проведения мероприятий внутреннего контроля;
– размеры причиненного материального ущерба, другие последствия допущенных нарушений, а также виновных должностных лиц;
– описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок в дальнейшей работе.
Основными нарушениями при проведении внутренних проверок в учреждении являются технические ошибки, некомпетентность, определенный умысел, ясные противоречия в законодательству, ошибки планирования и стратегического выбора. [3]
Итак, контроль является неотъемлемым элементом управления. Он существует во взаимосвязи с управлением, обеспечивая обратную связь между субъектами и объектами управления, выявляя отклонения, оценивая их влияние и определяя причины возникновения. Важнейшими функциями внутреннего контроля в бюджетных учреждениях являются обеспечение выполнения работниками своих должностных обязанностей и соблюдение государственных гарантий в сфере оказания услуг.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Васильева Ю.А. Ревизии и проверки бюджетных учреждений. Что должен знать бухгалтер? / Ю.А.Васильева. – М.: "Аюдар Пресс", 2009. – 230 с.
Организация внутреннего контроля в бюджетной сфере. Возможные подходы // Т. И Фисенко. // Учет в бюджетных учреждениях – 2011. - №12. – с. 72-75.
Общие правила проведения контрольного мероприятия // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/rx-zakony/y2o.htm. Дата обращения 5.12.2012