АНАЛИЗ И СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В ООО «ОМСКИЙ МАЙОНЕЗНЫЙ ЗАВОД» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

АНАЛИЗ И СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В ООО «ОМСКИЙ МАЙОНЕЗНЫЙ ЗАВОД»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Состояние дебиторской задолженности сегодня для многих компаний проблема номер один. С.Г. Брунгильд отмечает основные проблемы возникновения дебиторской задолженности. Увеличение ее может быть вызвано: • неосмотрительной кредитной политикой предприятия по отношению к покупателям, неразборчивым выбором партнеров; • наступлением неплатежеспособности и даже банкротства некоторых потребителей; • слишком высокими темпами наращивания объемов продаж; • трудностями в реализации продукции [1].

Научная новизна данной статьи заключается в рассмотрении теоретических вопросов анализа дебиторской задолженности и выборе наиболее оптимального метода ее регулирования среди всего многообразия, предоставленного различными авторами.

Практическая значимость состоит в рекомендации экономическому субъекту применения оптимального способа уменьшения величины дебиторской задолженности, что приведет улучшению финансового состояния организации. По мнению А.В. Кучерова, в отличие от производственных запасов и незавершенного производства, которые не могут быть резко изменены, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой обездвижение собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна организации, то с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее, этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции [3].

Работа с дебиторской задолженностью, то есть процесс управления ею, является важным моментом в деятельности любого предприятия и требует пристального внима­ния руководителей и менеджеров.

Так как управление дебиторской задолженностью является составляющей системы управления предприятием, то сам процесс управления ею можно осуществлять этапа­ми. Кроме того, управление дебиторской задолженностью происходит во времени, и естественно, что его необходимо представлять в виде некоторой этапной системы.

По мнению И.А. Бланка, формирование алгоритмов управления дебиторской задол­женностью осуществляется по следующим этапам:

 

Анализ дебиторской задолженности организации

 

 

Выбор вида кредитной политики по отношению к покупателям

 

 

Определение возможной суммы оборотного капитала, которая направ­лена на дебиторскую задолженность

 

 

Формирование системы кредитных условий

 

 

Формирование стандартов оценки поку­пателей и дифференциация условий предоставления кредита

 

 

Формирование процеду­ры инкассации дебиторской задолженности

 

 

Обеспечение использования на предпри­ятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности

 

 

Построение эффективных систем контроля движения и своевременной инкассации дебиторской задолженности

 

Рис.1.Алгоритм управления дебиторской задолженностью

Почти к такому же выводу пришел Г.Г. Кирейцев, но дополняя И.А. Бланка, он выделя­ет еще несколько этапов:

  • контроль финансового состояния дебиторов;

  • при непогаше­нии долга или его части установление оперативной связи с дебитором на предмет признания им долга;

  • обращение к хозяйственному суду с иском о взыскании просро­ченной задолженности;

  • компенсация убытков из фонда безнадежных долгов[4].

Дебиторская задолженность организации наряду с выручкой (денежными средствами на расчетных счетах) является одним из основных источников получения денежных средств для исполнения прежде всего краткосрочных обязательств организации. Ибо получение денежных средств по дебиторской задолженности не затрагивает состав производственных активов (оборудование, материальные ценности и т.д.) с целью их использования для погашения задолженности организации-должника.

Б.Е. Бродский, предлагает использовать следующие пути регулирования дебиторской задолженности (табл.1)[2].

Таблица 1-Методы регулирования дебиторской задолженности организации

Метод урегулирования дебиторской задолженности

Содержание метода

1

2

1.Зачет требований

Встречная поставка может быть организована сторонами и после возникновения просроченной дебиторской задолженности. В этом случае возможен зачет (взаимозачет) требований (обязательств). С налоговой точки зрения при проведении взаимозачета компания-кредитор принимает к вычету НДС по приобретенным у должника товарам (работам, услугам) исходя из стоимости встречной поставки, а также уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль на стоимость полученных товаров.

2.Отсрочка платежа

Предоставляя отсрочку (рассрочку) платежа, организация выдает своим покупателям коммерческий кредит (ст. 823 ГК РФ). Согласно ст. 823 ГК РФ к коммерческому кредиту применяются правила главы 42 ГК РФ «Заем и кредит», что дает возможность предоставлять его под проценты. Это позволяет стимулировать покупателя быстрее погасить просроченные обязательства по оплате приобретенных товаров.

3.Новация

Обязательство по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) заменяется займом, равным сумме просроченной задолженности.

Окончание таблицы 1

1

2

4.Предоставление скидок

Предоставление скидок путем пересмотра суммы задолженности покупателя. Для этого разрабатывается коммерческая политика предприятия. Также для осуществления скидок можно заключать дополнительные соглашения к договору с пересмотром первоначальных цен. При этом главное, чтобы при выборе способа урегулирования задолженности затраты на его осуществление были соизмеримы с результатами от его использования. Следует оценить, насколько изменение цены важно для компании и как оно соотносится с налоговым риском признания вновь установленной цены обоснованной.

5.Лимит на стоимость отгруженной продукции

Определяется предельный лимит дебиторской задолженности по каждому контрагенту.

Проблема высокого уровня дебиторской задолженности в составе оборотных активов касается на сегодняшний день многих экономический субъектов. Данная ситуация коснулась также и ООО «Омский майонезный завод», у которого в составе текущих активов (оборотных средств) значительный удельный вес имеет дебиторская задолженность, предприятие постоянно испытывает недостаток оборотных средств. В связи с этим на примере данной организации будет рассмотрено применение некоторых способов уменьшения дебиторской задолженности.

На первоначальном этапе была рассмотрена динамика и структура дебиторской задолженности экономического субъекта (табл.2).

Таблица 2-Динамика и структура дебиторской задолженности в

ООО «Омский майонезный завод» за 2009-2011 гг.

Показатель

2009г.

2010г.

2011г.

Абсолютное

отклонение

2011г./2009г.

тыс.

руб.

%

тыс.

руб.

%

тыс.

руб.

%

1.Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 мес. после отчетной даты)

22356

100

31906

100

25736

100

+3380

покупатели и заказчики

20992

93,8

25958

81,3

22048

85,6

+1056

В отчетном периоде наблюдается увеличение дебиторской задолженности на 15,1% или на 3380 тыс. рублей. Для того чтобы узнать и проанализировать средний период погашения дебиторской задолженности и объем коммерческого кредита, предоставляемого покупателям, рассчитаны следующие показатели (табл.3).

Таблица 3-Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности в

ООО «Омский майонезный завод» за 2009-2011 гг.

Показатель

2009г.

2010г.

2011г.

Абсолютное отклонение

2011г./2009г.

1.Оборачиваемость дебиторской задолженности

2,92

3,26

3,0

+0,08

2.Период оборота дебиторской задолженности в днях

123

110

122

-1

В 2011 году происходит увеличение оборачиваемости дебиторской задолженности на 0,08 оборота, что говорит об уменьшении объема коммерческого кредита, предоставляемого покупателям. В подтверждение этому наблюдается уменьшение периода погашения дебиторской задолженности на 1 день. Данное явление можно считать положительным, так как уменьшение срока погашения задолженности приводит к увеличению оборотных активов и снижению заемных средств организации.

При анализе текущих активов, особенно дебиторской задолженности следует иметь в виду, что в условиях инфляции всякая просрочка платежа приводит к тому, что предприятие - производитель (продавец) реально получает лишь часть стоимости реализованной продукции.

Падение покупательной способности денег за период характеризуется с помощью коэффициента, обратного величине индекса цен. Если установленная договором сумма к получению составляет величину S, а динамика цен характеризуется индексом I, то реальная сумма денег с учетом их покупательной способности в момент оплаты рассчитывается по формуле:

(1),

где S - установленная договором сумма к получению;

I - индекс цен.

ООО "Омский майонезный завод" заключило договор - поставки продукции с ООО «Лента» в 2010 г. на сумму 3 919 022 руб., в тексте договора указывается, что при условии оплаты в 60- ти дневной срок покупателю предоставляется скидка в размере 5 %. Годовой уровень инфляции составил 8%, ежемесячный темп инфляции равен 0,67% (8%/12 месяцев) получаем, что ежемесячный индекс цен равен 1,0067 (0,67+100/100). Таким образом, месячная отсрочка платежа приводит к тому, что организация получит лишь реально лишь 99% (1/1,0067)*100%). Для сложившегося в организации периода погашения дебиторской задолженности равному 122 дня (4 месяца), индекс цен составит в среднем 1,027 (0,0067+1)4. Тогда коэффициент падения покупательной способности денег будет равен 0,973 (1/1,027). Иначе говоря, при среднем сроке возврата дебиторской задолженности, равном 122 дня, предприятие реально получает лишь 97,3% от стоимости договора, теряя с каждой тысячи 740 рублей.

Следовательно, скидка предоставленная покупателю в данных пределах позволит при досрочной оплате снизить потери от инфляции.

Таблица 4- Расчет возможной эффективности мероприятий по регулированию дебиторской

задолженности в ООО «Омский майонезный завод» за 2011 год

Показатель

Вариант I - со скидкой

Вариант II - без скидки

Отклонения (+,-)

Коэффициент падения (повышения) покупательной способности

1/(0,0067+1)2 = 0,986

1/(0,0067+1)4 = 0,973

-0,013

Получено от дебиторов

0,986*3 919 022=3 864 155

0,973*3 919 022=3 813 208

-50947

Влияние инфляции на каждую тысячу рублей договорной цены, руб.

1000 * 0,986-1000=-14

1000*0,973-1000=-27

-13

При периоде погашения дебиторской задолженности 60 дней месячный индекс цен составит в среднем (1+0,0067)2=1,013

Коэффициент падения покупательской способности денег равен 0,986 (1/1,013), т.е. при среднем сроке возврата дебиторской задолженности в 60 дней, ООО «Омский майонезный завод» получит 98,6% от суммы по договору, теряя с каждой тысячи по 14 рублей.

Если же дебиторская задолженность будет погашена в течение 122 дней, то ООО «Омский майонезный завод» получит только 97,3% от основной суммы долга, теряя при этом 27 рублей с каждой тысячи.

Таким образом, увеличение срока возврата дебиторской задолженности приводит к снижению коэффициента покупательной способности и как следствие, увеличению потерь от инфляции с основной суммы долга.

Таблица 5-Оценка влияния применения системы скидок на показатели бухгалтерского баланса в ООО «Омский майонезный завод» за 2011 год

Наименование статьи баланса

С применением скидки

Без применения скидки

1.Дебиторская задолженность, руб.

25 736 000-3 864 155=

21 871

25 736 000-3 813 208=21 922

2.Денежные средства, руб.

1 610 000+3 864 155=5 474

1 610 000+3 813 208=5423

3.Итого по разделу 2,руб.

50913000+3 864 155=54 777

50 913 000+3 813 208=54 726

Проанализировав результаты применения системы скидок можно сделать вывод, что при использовании данного метода величина дебиторской задолженности меньше на 51 рубль.

Данный результат может показаться незначительным, так как расчет применялись только к трем покупателям ООО «Омский майонезный завод».

Далее будет рассмотрено, как применение скидок скажется на значении коэффициентов ликвидности (табл.6).

Таблица 6- Расчет показателей эффективности использования скидок в

ООО «Омский майонезный завод»

Показатель

Без применения скидки

С применением скидки

Отклонение

Коэффициент абсолютной ликвидности

5474/19552=0,2

5423/19552=0,3

+0,1

Коэффициент быстрой ликвидности

(5474+21871)/19552=1,3

(21922+5423+)/19552=1,4

0,1

Коэффициент текущей ликвидности

54777/19552=2,7

54726/19552=2,8

+0,1

Таким образом, применение системы скидок к покупателям приводит к росту показателей ликвидности. Так коэффициент абсолютной ликвидности увеличился на 0,1 пункт и его значение составило 0,3 пункта, что соответствует нормативному уровню. Коэффициент текущей ликвидности находится в пределах нормы до и после применения скидок, то применение скидок вызвало рост показателя на 0,1 пункт, что является положительным моментом для организации. Рост оказался незначительным, так как применялась система скидок только к одному покупателю организации.

Далее рассмотрен еще один способ регулирования дебиторской задолженностью - установление лимита на стоимость отгруженной продукции покупателям.

Сначала необходимо определить размер лимита отгрузки.

Отсрочка платежа предоставляется клиентам, вошедшим в одну из первых трех групп кредитного риска. Чтобы определить, на какую сумму отгружать товар с отсрочкой платежа, сначала нужно рассчитать максимально допустимый лимит по каждому клиенту:

(2),

где Max kp.максимальный кредитный лимит по клиенту;

СО = Среднемесячный объем продаж клиенту за год.

Коэффициент 3 из формулы означает, что за максимальный кредитный лимит берется квартальный торговый оборот по клиенту. Чаще всего такая сумма устраивает как контрагента, так и саму компанию. Кредит в размере месячного оборота для клиента слишком мал, тогда как свыше квартального оборота - рискован для компании-продавца.

Таблица 7 - Основные покупатели ООО «Омский майонезный завод» с высоким уровнем задолженности

Покупатель

Задолженность на 31.12.2010 г.

Задолженность на 31.12.2011 г.

ООО «Алпи»

2 669 575

2 656 691

ООО «Лента»

4 099 161

3 919 022

ООО «Продторг»

2 699 437

2 699 437

Итого

9 468 355

9 275 150

Далее будет рассмотрено применение вышеописанного метода.

В 2010 году ООО « Омский майонезный завод» произвел отгрузку продукции ООО «Алпи»,ООО «Лента» и ООО « Продторг». Всем трем покупателям предоставляется отсрочка платежа в 30 дней. Все расчеты предоставлены в таблице.

Таблица 8 - Расчет лимита рассрочки платежа в ООО «Омский майонезный завод»

Поставщик

Среднемесячная задолженность, руб.

Расчет

Лимит на 30 дней, руб.

ООО «Алпи»

222 464,5

222,464,5*3

667 393,5

ООО «Лента»

341 596,75

341 596,7*3

1 024 790

ООО «Продторг»

224 953

224 953*3

674 859

Итого

   

2 367 043

Таким образом, даже если до истечения 15 дней, покупатель закупит продукцию на 667 393,5 рублей и в последующие 3 дня захочет закупить продукции еще на 150 000 рублей, ему придется оплатить сразу 150 000 руб., чтобы не превысить стоимостного лимита.

Из этого следует, что применение лимита снизило бы задолженность в 2011 году по этим покупателям на 2 367 042 рублей (9 275 150-2 367 043) и составила бы 6 908 108 рублей.

Далее произведен расчет показателей ликвидности с учетом применения лимита и без него.

Таблица 9-Сравнение показателей ликвидности до и после применения лимита в

ООО «Омский майонезный завод» за 2011 год, тыс. руб.

Показатель

Без лимита

С лимитом

Отклонение

Дебиторская задолженность

25 736

23 369

-2367

Денежные средства

1 610

3 977

+2367

Коэффициент абсолютной ликвидности

1610/19552=0,08

3977/19552=0,2

+0,12

Коэффициент быстрой ликвидности

(25736+1610)/19552=

1,3

(23369+3977)/19552=

1,4

+0,01

Коэффициент текущей ликвидности

50913/19552=2,6

53280/19552=2,7

+0,1

Как видно из таблицы, применение лимита позволит увеличить коэффициент абсолютной ликвидности на 0,12 пунктов, коэффициент быстрой ликвидности на 0,01 пункт и коэффициент текущей ликвидности на 0,1 пункт.

Рассмотрев применение двух методов на примере ООО «Омский майонезный завод» можно отметить, что их применение равноценно сказывается на показателях ликвидности организации. Небольшим преимуществом обладает способ применения лимита, которое заключается в большей величине снижения дебиторской задолженности.

Таким образом, в статье показано, что анализ дебиторской задолженности является одним из важнейших факторов увеличения ликвидности, кредитоспособности и минимизации финансовых рисков организации. Правильно разработанная стратегия анализа дебиторских долгов и применение способов регулирования задолженности позволяет своевременно и в полном объеме выполнять возникшие обязательства перед клиентами, что способствует созданию репутации надежной и ответственной организации.

Литература:

1.Брунгильд С.Г. Управление дебиторской задолженностью [Электронный ресурс].-[2012].-Режим доступа: http://thelib.ru/books/s_g_brungild/upravlenie_debitorskoy_zadolzhennostyu-read.html

2.Бродский Б.Е.Анализ реструктуризации дебиторской задолженности[Электронный ресурс].-[2012].-Режим доступа: http://www.ieay.ru/nauch/sc_article/2005/02/AbraititeBrodskiy.shtml

3.Кучеров А.В.Планирование оборотного капитала, авансированного в дебиторскую задолженность [Текст]/А.В.Кучеров//Молодой ученый.-2012.-№2.-С.128-130

4.Смачило В.,Дубровская Е.Управление дебиторской задолженностью[Электронный ресурс].-[2012].-Режим доступа: http://www.intalev.ru/agregator/ssp/id_28490

Просмотров работы: 21700