Полученные результаты и их новизна: в результате исследования изучена сущность расчетных операций с поставщиками и покупателями, значение и задачи учета и анализа, экономическая характеристика исследуемого объекта, изучена методика ведения бухгалтерского учета расчетных операций по товарным операциям.
Работа имеет практическую значимость для торговых организаций, так как в ней сформулированы предложения по совершенствованию расчетных операций, а также даны конкретные предложения по увеличению эффективности их использования.
Предложения по совершенствованию учета и экономического анализа расчетов с поставщиками и покупателями приняты к практическому использованию на ОАО «Омскхлебопродукт» г. Омска.
ОАО «Омскхлебопродукт» - это крупнейший элеватор города Омска. Он был образован в 1965 году. Элеватор работает на рынке зерна и растениеводства более 45 лет. С момента образования и до настоящего времени элеватор приобрел постоянных заказчиков, которым нравится качество продукции, сроки исполнения заказа и отношение к клиентам. Сотрудники элеватора вот уже более 10 лет успешно продвигают в Западно-Сибирском регионе, Республике Казахстан, Алтайском крае, пшеницу, ячмень, овёс и другие зерновые. У организации имеются собственные производственные помещения и высококвалифицированный персонал, поэтому они постоянно совершенствуют качество и ассортимент выпускаемой продукции.
Количественно-качественное обслуживание технологического процесса производства на предприятии осуществляют специалисты производственно-технологической лаборатории и отдела заготовок. Данные структурные подразделения укомплектованы квалифицированными специалистами и имеют в своем составе современное технологическое и компьютерное оборудование для качественного и точного учета движения всей продукции на предприятии. Специалисты данных отделов ежегодно повышают свою квалификацию.
Цель образования и создания ОАО «Омскхлебоподукт» является извлечение прибыли. Высшим органом управления общества является собрание акционеров и совет директоров.
Для характеристики финансовых результатов ОАО «Омскхлебопродукт» воспользуемся отчетом о прибылях и убытках за 2010- 2011 гг.
Таблица 1 -Характеристика финансовых результатов
ОАО «Омскхлебопродукт» за 2010-2011 гг.
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2011 год в % к 2009 г. |
Выручка |
510419 |
375523 |
210510 |
41,24 |
Себестоимость продаж |
470138 |
285779 |
95403 |
20,29 |
Валовая прибыль (убыток) |
40280 |
89743 |
115107 |
285,77 |
Коммерческие расходы |
59765 |
68748 |
74453 |
124,58 |
Управленческие расходы |
- |
- |
- |
- |
Прибыль (убыток) от продаж |
40280 |
20995 |
40653 |
100,93 |
Доходы от участия в других организациях |
- |
- |
- |
- |
Проценты к уплате |
81430 |
71038 |
45743 |
56,17 |
Прочие доходы |
2853 |
74254 |
34344 |
1203,78 |
Прочие расходы |
5682 |
29532 |
19510 |
343,36 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
3690 |
8321 |
9743 |
264,03 |
Изменение отложенных налоговых обязательств |
22 |
6 |
6 |
27,27 |
Изменение отложенных налоговых активов |
24 |
11 |
12 |
50 |
Прочее |
- |
- |
- |
- |
Чистая прибыль |
1670 |
5544 |
6764 |
405,03 |
По данным таблицы 1 видно, что все основные показатели отчета о прибылях и убытках в 2011 г. по сравнению с предыдущим 2009 годом уменьшились. Например, выручка в 2011 году уменьшилась на 58,76%, себестоимость продаж так же уменьшилась на 79,71%.
Прибыль увеличивается, так как происходит значительное снижение расходов.
На основании данных таблицы можно сделать вывод о том, что чистая прибыль от реализации продукции предприятия ОАО «Омскхлебопродукт» увеличилась на 305,03%. Это свидетельствует о стабильности производства предприятия. [2].
Рассмотрим основные экономические показатели, позволяющие выявить резервы роста финансового состояния предприятия ОАО «Омскхлебопродукт», сформулировать конкретные выводы по результатам анализа, характеризующих экономический потенциал и результаты финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Омскхлебопродукт». Расчет данных показателей представлен в таблице 2.
Таблица 2 - Система показателей, характеризующая экономическую эффективность деятельности по ОАО «Омскхлнбопродукт» за 2009-2011 гг.
Показатель |
Отклонение |
Темп роста, % |
|||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2011-2009 |
2011-2010 |
2011/2009 |
2011/2010 |
|
1. Выручка, тыс.руб. |
510419 |
375526 |
210510 |
-299 909 |
- 165016 |
41,24 |
56,06 |
1. Прибыль, тыс.руб. |
1670 |
5544 |
6764 |
5094 |
1220 |
405,02 |
122,00 |
2. Себестоимость продукции, тыс. руб. |
470138 |
354528 |
95403 |
-374735 |
-259125 |
23,43 |
26,90 |
3.Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс.руб. |
51268 |
45314 |
239121 |
187853 |
193807 |
466,41 |
527,69 |
4. Оборотные средства, тыс.руб. |
737132 |
442041 |
503583 |
-233549 |
61542 |
68,32 |
113,92 |
5.Ср.год.численность персонала, чел. |
120 |
138 |
145 |
25 |
7 |
120,83 |
105,07 |
6.Фонд оплаты труда, тыс.р. |
2979 |
4216 |
4462 |
1483 |
246 |
146,64 |
104,01 |
8. Фондоотдача, руб. |
9,17 |
3,91 |
3,99 |
-5,18 |
0,08 |
43,51 |
102,04 |
9. Фондоемкость, руб. |
0,10 |
0,13 |
0,14 |
0,04 |
0,01 |
140 |
107,69 |
10.Рентабельность производства, % |
0,35 |
1,55 |
7,08 |
6,73 |
5,53 |
2022 |
456,77 |
11.Рентабельность продаж, % |
1,41 |
0,33 |
3,21 |
1,8 |
2,88 |
227,66 |
972,72 |
Исходя из данных значений показателей таблицы 2, можно сделать следующие выводы. За период с 2009 по 2011гг. наблюдалась как положительная, так отрицательная динамика основных показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия ОАО «Омскхлебопродукт» [3].
Как видно из таблицы 2 на предприятии произошло уменьшение выручки на -299 909 тыс.руб. по сравнению с 2009 г, а по сравнению с 2010 годом также уменьшилась на -165016, но при этом прибыль в 2011 году резко увеличилась на 305,02%. Такое соотношение показателей говорит о том, что в отчетном году по сравнению с базисным возросли управленческие расходы, расходы на продажу.
При этом себестоимость произведенной продукции в 2011 году уменьшилась на 76,57% и 73,1% по сравнению с 2009 и 2010 годами соответственно.
Размер оборотных активов увеличился на 13,92%, что говорит о повышении эффективности использования средств предприятия и их экономии.
Одним из важнейших показателей эффективности использования основных средств, а следовательно и финансового состояния предприятия, является фондоотдача и фондоемкость. Фондоотдача показывает размер продукции приходящейся на 1 руб. среднегодовой стоимости ОПФ. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. данный показатель сократился на 56,49%, а в 2011году, прослеживается увеличение фондоотдачи на 2,04%. [4].
Фондоемкость – показатель обратный фондоотдаче. Он показывает размер основных средств, приходящихся на 1 руб. реализованной продукции. За анализируемый период данный показатель увеличился на 47,69%.
В 2011 год наблюдается увеличение численности персонала на 25 чел. В связи с увеличением персонала, увеличивается фонд оплаты труда на 46,64% и 4,01% по сравнению с 2009 и 2010 годами соответственно.
Важным показателем успешности экономической деятельности хозяйствующего субъекта является показатель рентабельности продаж, который отражает величину чистого дохода полученного предприятием на 1 руб. проданной продукции. Из выше указанной таблицы видно, что данный показатель в 2010 году снизился на 1,08% по сравнению с 2009 годом. Но не смотря на это рентабельность продаж 2011 увеличивается на 2,88% по сравнению с 2010. Это говорит о том, что доход, получаемый предприятием от продажи продукции, средний.
Показатель – рентабельность производства, который отражает величину прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, значительно увеличивается на 356,77%, что явилось следствием повышения прибыли в 2009 году на 5094 тыс.руб., а так же в 2010 г. на 1220 тыс.руб.
В процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятие осуществляет приобретение сырья, материалов, других запасов, а также с реализацией продукции и оказанием работ, услуг. Если расчеты за продукцию, оказанные услуги производятся на условиях последующей оплаты, в этом случае можно говорить о получении предприятием кредита от своих поставщиков и подрядчиков. В то же время само предприятие выступает кредитором своих покупателей и заказчиков, а также поставщиков в части выданных им авансов под предстоящую поставку продукции. В этих условиях необходимо следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. [2].
Превышение дебиторской задолженности над кредиторской означает отвлечение средств из хозяйственного оборота и в дальнейшем может привести к необходимости привлечения дорогостоящих кредитов банка и займов для обеспечения текущей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Значительное превышение кредиторской задолженности над дебиторской создает угрозу финансовой устойчивости предприятия.
Проведем анализ состава, структуры дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на конец отчетного периода, используя данные баланса.
Анализ дебиторской задолженности проводится с целью оценки отвлечения клиентом средств из хозяйственного оборота.
Рассмотрим состав и структуру дебиторской задолженности ОАО «Омскхлебопродукт» используя данные бухгалтерского баланса и его приложения
Таблица 3 – Анализ состава и структура дебиторской задолженности
ОАО «Омскхлебопродукт» за 2009 - 2011 г.г.
Статья дебиторской задолженности |
Отклонение |
Темп роста, % |
|||||
На конец 2009 г. |
На конец 2010 г. |
На конец 2011 г. |
2011-2009 гг. |
2011-2010 гг. |
2011/2009гг. |
2011/2010гг. |
|
Дебиторская задолженность, в том числе: |
215145 |
178331 |
199006 |
-16139 |
20675 |
92,50 |
111,59 |
Расчеты с покупателями и заказчиками |
89282 |
34604 |
17464 |
-71818 |
-17140 |
19,56 |
50,47 |
Расчеты по налогам и сборам |
181 |
22 |
28 |
-153 |
6 |
15,30 |
127,27 |
Расчеты с подотчетными лицами |
16 |
12 |
23 |
7 |
11 |
143,75 |
191,66 |
Расчеты с разными дебиторами кредиторами |
125666 |
143693 |
181471 |
55805 |
37778 |
144,07 |
126,90 |
Из данной таблицы видно, что в течение анализируемого периода дебиторская задолженность постепенно снижалась. За период 2009-2011 годы данный показатель уменьшился на 7,5%. Это означает, что задолженность контрагентов (покупателей) в ОАО «Омскхлебопродукт» стала гораздо меньше.
Из данных вышеприведенной таблицы видно, что величина дебиторской задолженности на конец 2011года составила 199006 руб., т.е. уменьшилась по сравнению с прошлым годом на 16139 руб., или на 7,3%. Это является благоприятным явлением и говорит о том, что у предприятия ОАО "Омскхлебопродукт" отсутствуют непогашенные долги, а следовательно, данный фактор приводит к улучшению финансового состояния и увеличению прибыли.
Организации следует обратить свое внимание на расчеты с разными дебиторами кредиторами, так как данный показатель постепенно увеличивается, в 2011 году по сравнению с 2009 он возрос на 44,07%. Именно по этому предприятию следует пересмотреть свою политику по отношению к покупателям, усовершенствовать пути расчетов, своевременно оформлять расчетные документы, использовать такой метод расчетов, как предоплату и т.д.
В составе источников средств ОАО "Омскхлебопродукт" значительную роль занимают заёмные средства, в том числе кредиторская задолженность. Поэтому в ходе анализа расчётов целесообразно изучить состав и структуру кредиторской задолженности, а также происшедшие изменения. Для изучения состава и структуры кредиторской задолженности составляется аналитическая таблица 4.
Таблица 4 – Анализ состава и структура кредиторской задолженности
ОАО «Омскхлебопродукт» за 2009 - 2011 г.г.
Статья кредиторской задолженности |
Отклонение |
Темп роста, % |
|||||
На конец 2009 г. |
На конец 2010 г. |
На конец 2011 г. |
2011-2009 гг. |
2011-2010 гг. |
2011/2009гг. |
2011/2010гг. |
|
Кредиторская задолженность |
315991 |
47113 |
63373 |
-252618 |
16260 |
20,05 |
134,51 |
в том числе: Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
305681 |
35610 |
52070 |
-253611 |
16460 |
17,03 |
146,23 |
Расчеты с покупателями и заказчиками |
- |
- |
83 |
- |
- |
- |
- |
Расчеты по налогам и сборам |
4034 |
5286 |
4354 |
320 |
-932 |
107,93 |
82,37 |
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению |
702 |
553 |
471 |
-231 |
-82 |
67.09 |
85,17 |
Расчеты с персоналом по оплате труда |
1279 |
- |
1519 |
240 |
- |
118,76 |
- |
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами |
4526 |
5664 |
4645 |
119 |
-1019 |
102,63 |
82,17 |
Данные таблицы 4 показывают, что в составе и структуре кредиторской задолженности произошли изменения.
При рассмотрении структуры кредиторской задолженности можно отметить, что основной удельный вес в общей сумме задолженности принадлежит задолженности перед поставщиками и подрядчиками.
В 2009 году по расчётам с поставщиками и подрядчиками она составила 305681 т. р. то в 2010 г. показатель уменьшился - 35610 т. р. Значительное уменьшение по расчетам с поставщиками подрядчиками наблюдалось и в 2011 году по сравнению с 2009, на 79,95%. Не большое увеличение кредиторской задолженности по социальному страхованию и обеспечению произошло в 2011году на 231 т.р. по сравнению с 2009 г., или 32,91%. В суммарном значении почти по всем статьям, кредиторская задолженность уменьшилась.
В данном случае не наблюдается роста просроченной кредиторской задолженности. Это говорит о том что, лимит по отгрузке товаров покупателям и установленные сроки оплаты ими правильно соблюдены.
В кредиторской задолженности большую роль играют расчёты с поставщиками. Задолженность поставщикам до наступления установленных сроков платежей является нормальной. Однако, если она постоянна и достигает больших размеров, в процессе анализа необходимо рассмотреть возможности сокращения внеплановых финансовых ресурсов в обороте предприятия.
Для более подробного изучения анализа состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности в ОАО «Омскхлебопродукт» необходимо рассчитать дополнительные показатели, представленные в таблице 5.
Таблица 5 - Анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности в ОАО «Омскхлебопродукт» за 2009 - 2011 г.г.
Группа показателей |
Показатель |
Расчет |
характеристика |
||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
|||
Струк тура |
Доля кредиторской задолженности в заемном капитале |
Ув=315991/750471=0,42 |
Ув=47113/454717=0,12 |
Ув=63373/501873=0,13 |
Отражает долю кредиторской задолженности в заемном капитале |
Доля участия кредитовой задолженности в формировании материальных запасов |
Ув=305681/750471=0,40 |
Ув=35610/454717=0,07 |
Ув=52070/501873=0,11 |
Отражает степень участия кредиторской задолженности в формировании запасов сырья и материалов. |
При оценке качество изучаемой задолженности можно сделать вывод об отсутствии просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, следовательно качество у текущей дебиторской и кредиторской задолженности хорошее.
При оценке состояния оборотных активов, важно изучить качество и ликвидность дебиторской задолженности и дать обобщающую характеристику портфеля дебиторской задолженности. Одним из показателей, используемых для этой цели, является коэффициент оборачиваемости.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности сопоставляют с коэффициентом оборачиваемости кредиторской задолженности для того, чтобы сравнить условия кредитования компании с поставщиками и кредитования компанией своих покупателей.
Таблица 6 – Оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности в
ОАО «Омскхлебопродукт» за 2009 – 2011 г.г.
Показатель |
На конец 2009 года |
На конец 2010 года |
На конец 2011 года |
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности |
0,74 |
2,07 |
3,81 |
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности |
3,01 |
1,90 |
1,12 |
Период оборачиваемости дебиторской задолженности, день |
120 |
189 |
321 |
Период оборачиваемости кредиторской задолженности, день |
514 |
174 |
944 |
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности меньше коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности на 2,27, по 2009 году. Чем выше данный показатель, тем лучше положение дел. Данная ситуация является благоприятной. Когда коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности больше коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности, т.е. дебиторская задолженность возвращается быстрее, чем кредиторская, и, значит, компания имеет возможность не только оплачивать счета поставщиков из оплат покупателей, но и использовать деньги поставщиков.
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности превышает коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности как 2010 так и в 2011 годах, данная ситуация нежелательна для предприятия. Снижение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности может говорить об увеличении доли неплатежеспособных клиентов, либо переходе к более мягкой политике взаимоотношений с клиентами. Чем ниже данный показатель, тем выше будет потребность компании в оборотном капитале. При нехватке собственных средств придется прибегать к заемным. Таким образом кредитуя своих покупателей, компания сама может попасть в разряд заемщиков.
В 2009 период оборачиваемости кредиторской задолженности гораздо больше периода оборачиваемости дебиторской задолженности. Период оборота кредиторской задолженности характеризует среднюю продолжительность отсрочки платежей, предоставляемой предприятию поставщиками.
Чем он больше, тем активнее предприятие финансирует текущую производственную деятельность за счет непосредственных участников производственного процесса (за счет использования отсрочки оплаты по счетам, нормативной отсрочки по уплате налогов и т.д.) [4].
В 2010 году произошел рост периода оборачиваемости дебиторской и рост кредиторской задолженности.
Когда период оборачиваемости дебиторской задолженности больше периода оборачиваемости кредиторской, то предприятии ОАО «Омскхлебопродук» получает медленнее денежные средства, чем нам надо отдавать.
Состояние дебиторской и кредиторской задолженности оказывает существенное влияние на финансовое состояние предприятия. Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Но на предприятии ОАО «Омскхлебопродукт» ускорения оборачиваемости не наблюдается, что является отрицательным моментом для деятельности организации.
По результатам проведенного анализа необходимо разработать меры, направленные на уменьшение дебиторской и кредиторской задолженности.
Для снижения дебиторской и кредиторской задолженности, в ОАО «Омскхлебопродукт» предлагаем следующее:
− необходимо следить за соотношениями дебиторской и кредиторской задолженности;
− производить классификацию покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;
− разрабатывать разнообразные модели договоров с гибкими условиями оплаты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете [Электронный ресурс].- М., [2013].-Режим доступа: информационно – правовая справочная система «КонсультантПлюс».
Агеева В.И. Дебиторская задолженность: правовые и налоговые аспекты, риски и рычаги влияния //Менеджмент сегодня.-2010. - №1.
Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет и контроль дебиторской и кредиторской задолженности: учеб. пособие / Ю.А.Бабаев. - М.: Дашкова и К, 2009.
Войко А. В. Оценка влияния дебиторской задолженности на формирование финансовых результатов предприятия // Финансовый менеджмент. - 2011. - N 4.