ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основными документами, на основании которых совершаются все внешнеторговые импортные операции, являются:

внешнеторговый договор (контракт) на поставку товаров;

паспорт импортной сделки;

таможенная декларация (ТД);

товарно-транспортные документы (накладные, коносаменты и т.п.).

По своей сути внешнеторговый договор (контракт)является договором купли-продажи (поставки) товаров. По договору поставки организация — поставщик (продавец), обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые ею товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (статья 506 ГК РФ).

Содержание таких договоров (реквизиты, сроки поставки, порядок расчетов и т.п.) определено гражданским законодательством (статьи 507–524 ГК РФ).

Во внешнеторговом контракте на поставку импортных товаров целесообразно указывать следующие реквизиты:

1) унифицированный номер контракта;

2) дату подписания контракта;

3) место подписания контракта;

4) полные официальные наименования сторон (продавца и покупателя);

5) страну иностранного партнера (продавца) и страну назначения товара (соответственно при импорте товаров — Российская Федерация);

6) в Предмете контракта должны быть указаны:

- наименование и полная характеристика товара (полное коммерческое наименование товара, ассортимент, размеры, модели, комплектность, страна происхождения товара и другие данные, необходимые для описания товара, включая ссылки на международные и/или национальные стандарты на продукцию);

- тара/упаковка, маркировка товара;

- описание и требования к маркировке товара;

- объем, вес (с упаковкой (брутто) или без нее (нетто) в согласованных единицах измерения), количество товара;

7) в разделе «Цена и сумма» контракта указываются общая сумма договора-поставки и цена за единицу товара в иностранной валюте [1];

8) при описании условий платежа приводятся наименование и код валюты, в которой будет производиться платеж, в соответствии с классификатором, используемым для целей таможенного оформления, сроки платежа и условия рассрочки при ее предоставлении;

9) полные наименование и почтовые адреса банков (филиалов) сторон, номера счетов, платежные реквизиты;

10) обязательно должен быть указан порядок поставки товаров (дата завершения поставок и/или график поставок конкретных партий товара) с указанием срока действия контракта, в течение которого должны быть завершены поставки товаров и взаимные расчеты по контракту;

11) в числе условий приемки товара по качеству и количеству указываются место и сроки проведения инспекции качества и количества товара, наименование независимой экспертной организации, порядок предъявления рекламаций (ст. 432— 444 ГК РФ);

12) в разделе «Форс-мажор» формулируются форс-мажорные обстоятельства;

13) в специальных пунктах или разделах контракта могут оговариваться и другие условия и обстоятельства сделки (страхование груза, гарантийные обязательства, лицензионные платежи, техническая помощь, сборка, наладка, монтаж и другие услуги);

14) за ненадлежащее исполнение обязательств сторон, в частности, за просрочки в поставке товара и/или просрочки в оплате стоимости товара, а также поставки товара ненадлежащего количества и качества, указываются соответствующие санкции (пени, неустойка и т.п.);

15) в заключении указываются юридические и почтовые адреса (включая индексы) продавца и покупателя, контактные телефоны, факс, адрес электронной почты организаций продавца и покупателя, а также подписи лиц, уполномоченных организациями продавца и покупателя заключить данный контракт, заверенные печатью, с указанием их Ф.И.О. и должностей [1].

Заключение внешнеторгового договора (контракта) свидетельствует о намерениях сторон совершить сделку купли-продажи товара (продавца — продать, а покупателя — приобрести этот товар). Однако в целях государственного контроля за подобными операциями необходимо оформить еще паспорт сделки (п. 2 ст. 432 ГК РФ).

Паспорт сделки представляет собой документ валютного контроля, содержащий необходимые для его осуществления сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом (юридическим лицом или физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя) и нерезидентом, предусматривающего оплату иностранной валютой товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ.

Паспорт сделки оформляется резидентом, от имени которого заключен контракт (российской торговой организацией — импортером). При этом по каждому контракту оформляется один паспорт сделки, подписываемый уполномоченным банком российской стороны — импортера [4].

В этих целях импортер (торговая организация) представляет в банк следующие документы:

1) два экземпляра паспорта сделки;

2) контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по импорту;

3) разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту, а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте, в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства Российской Федерации;

4) иные документы, указанные в части 4 статьи 23 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле, необходимые для оформления паспорта сделки.

Если по объему полный текст контракта занимает более 5 листов, импортер с согласия уполномоченного банка может вместо копии всего контракта представить в банк только выписки из контракта, содержащие сведения, необходимые для контроля за правильностью составления паспорта сделки.

Копия контракта, составленного на иностранном языке, представляется импортером в банк обязательно с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.

Паспорт сделки, представляемый в банк резидентом, подписывается этим резидентом либо лицом, уполномоченным им на основании доверенности, и заверяется его печатью (при ее наличии).

Представленный резидентом паспорт сделки проверяется ответственным лицом уполномоченного банка в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его представления резидентом в банк.

В случае надлежащего заполнения и оформления резидентом паспорта сделки оба экземпляра подписываются ответственным лицом банка и заверяются его печатью [5].

Один экземпляр паспорта сделки, подписанный ответственным лицом банка и заверенный печатью банка, а также копии представленных резидентом обосновывающих документов помещаются банком в досье по паспорту сделки.

Другой экземпляр паспорта сделки, подписанный ответственным лицом банка и заверенный печатью банка, в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его представления в банк, возвращается резиденту в порядке, установленном банком (ст. 20, ФЗ №173 от 10.12.2003 (с изм. и доп., от 01.01.2013).

Все платежи по контракту осуществляются банком только после подписания им паспорта сделки.

При этом банк может отказать импортеру в подписании паспорта сделки по следующим основаниям:

- несоответствие данных, содержащихся в контракте, данным, указанным в паспорте сделке;

- несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций законодательству РФ;

- непредставление импортером в банк какого-либо из необходимых документов (указанных выше);

- отсутствие в контракте условий, предусматривающих ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Перечень некоторых изменений, которые приняты с 01 октября 2012 г., после вступления в силу ИнструкцииБанка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»

- Бланк Паспорта сделки, оформляемого по контракту, будет содержать только один лист. Изменяется форма, порядок заполнения и представления в банк паспорта сделки, оформляемого по контракту.

По контрактам, сумма обязательств по которым не превышает эквивалента 50 тысяч долларов США, оформление Паспорта сделки не требуется.

Паспорт сделки должен будет представляться в банк только в одном экземпляре.

В перечень сделок, по которым должен быть оформлен Паспорт сделки, кроме операций, связанных с экспортом и импортом товаров, выполнением работ, оказанием услуг, передачей информации и результатов интеллектуальной деятельности, кредитами и займами, включены также следующие операции связанные с:

- с реализацией агентских договоров (договоров комиссии, поручительства);

- с передачей недвижимого имущества по договору аренды, финансовой аренды (лизинга);

- с продажей (приобретением) на территории РФ или за пределами территории РФ ГСМ (бункерного топлива), продовольствия, МТЗ и иных товаров, необходимых для эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств;

- с оказанием услуг, связанных с продажей (приобретением) на территории РФ или за пределами территории РФ ГСМ (бункерного топлива), продовольствия, МТЗ и иных товаров, необходимых для эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств [3].

Паспорт сделки должен быть оформлен резидентом в следующие сроки:

- при списании иностранной валюты или валюты РФ по контракту в пользу нерезидента со счета резидента – не позднее дня осуществления платежа по контракту и представления Справки о валютной операции;

- при зачислении иностранной валюты или валюты РФ по контракту от нерезидента на счет резидента – не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления на транзитный валютный (расчетный) счет резидента и представления Справки о валютной операции.

- при вывозе (ввозе) товаров - не позднее даты подачи таможенной декларации (ТД).

- при вывозе (ввозе) товаров без оформления ТД и при оказании работ (услуг) – не позднее срока оформления Справки о подтверждающих документах.

Основным документом, подтверждающим факт ввоза товаров при импорте, является Таможенная декларация (ТД) (Приказ от 16 декабря 1998 г. N 848 с изм. и доп. от 10.09.2001).

Декларирование товаров с использованием грузовой таможенной декларации (ГТД) осуществляется в формах письменного заявления сведений, необходимых для таможенных целей. При этом декларация оформляется на бланке ТД1 (основной лист ГТД), а при необходимости дополнительно на бланке ТД2 (добавочный лист).

ГТД заполняется на русском языке на печатающем устройстве компьютера.

С момента оформления принятия ГТД она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение [4].

Наряду с ГТД, первичными документами, подтверждающими получение груза (товаров) являются также товарно-транспортные документы— транспортная накладная, коносамент или иные документы на груз, получаемые российской торговой организацией от перевозчика (транспортной организации).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Колбасов А.Н. Экспортные и импортные операции //Бухгалтерские ведомости. – 2010. - № 4. – с.5-14.

  2. Самсонова Л. И. Бухгалтерский учет и валютный контроль во внешнеэкономической деятельности/ Финансы. 2010г. - с 52-56.

  3. Договор во внешнеэкономической деятельности [Электронный ресурс].- М., [2012].- Режим доступа: http://bookfi.org/book/528879

  4. Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» [Электронный ресурс].- М., [2012].- Режим доступа: http://na.buhgalteria.ru/document/n65629

  5. Таможенный кодекс таможенного союза [Электронный ресурс].- М., [2012].- Режим доступа:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=100808;fld=134;dst=4294967295;rnd=0.8640671547036618

Просмотров работы: 11831