МОЛОДЕЖНАЯ БЕЗРАБОТИЦА: МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА, АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МОЛОДЕЖНАЯ БЕЗРАБОТИЦА: МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА, АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ

Семенова Т.С. 1, Киенко Т.С. 1
1филиал ЮФУ в Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Высокий уровень безработицы среди молодежи сегодня является неоспоримым фактом. Общепризнанно и то, что борьба с молодежной безработицей, порождающей социальную незащищенность и ощущение отверженности, могла бы внести значительный вклад в развитие мировой экономики. По материалам Международной Организации Труда (далее, МОТ), сокращение уровня безработицы среди молодежи вдвое обеспечило бы прирост мирового валовой внутренний продукт (далее, ВВП). Более того, те, кто успешно начал трудовую жизнь, имеют меньший риск длительной безработицы в будущем. Расширение возможностей молодых людей в поиске и сохранении достойной занятости жизненно важно для достижения Целей тысячелетия, сформулированных ООН» 1.

По данным Международной организации труда (МОТ), половина безработных в мире — люди в возрасте до 24 лет. За последнее десятилетие уровень безработицы среди молодежи резко возрос и достиг рекордного уровня в 88 млн. человек. Исследование специалистов Департамента стратегии занятости МОТ «Мировые тенденции занятости среди молодежи в 2011 году»1 показало, что на долю молодых людей, составляющих 25% трудоспособного населения (от 15 до 64 лет), в 2011 г. приходилось 47% из 186 млн. безработных во всем мире.

Однако проблема далеко не ограничивается высоким уровнем безработицы среди молодежи. Из 550 млн. «работающих бедных» во всем мире (т.е. тех, кто работает, но не может вывести себя и свою семью за черту бедности, которая составляет 1 долл. США в день) 130 млн. — молодые люди. Пытаясь выжить, они зачастую трудятся в неудовлетворительных условиях в неформальной экономике.

Рост безработицы в мире негативно сказался на положении молодых людей, особенно молодых женщин. Те, кому удается найти работу, зачастую вынуждены трудиться сверхурочно, на основе краткосрочных или неофициальных контрактов, низкой заработной платы, в условиях недостаточной социальной защиты.

Наиболее высокий уровень молодежной безработицы зарегистрирован в странах Ближнего Востока и Северной Африки (25,6%), за ними следуют государства Африки южнее Сахары (21%), страны с переходной экономикой (18,6%), государства Латинской Америки и Карибского бассейна (16,6%), Юго-Восточной Азии (16,4%), Южной Азии (7%). Сокращение безработицы среди молодежи с 15,4% в 2001 г. до 13,4% в 2011 г. отмечено лишь в группе стран с развитой экономикой.2

Рост численности молодых людей все более опережает возможности стран обеспечить их работой. В то время как общая численность молодежи за последние десять лет выросла на 10,5% (до 1,1 млрд. в 2011 г.), занятость в этой группе населения увеличилась лишь на 0,2% (526 млн. новых рабочих мест). Такой разрыв можно лишь отчасти объяснить желанием молодых людей продолжить свое образование.

Между уровнем молодежной и взрослой безработицы существует корреляция, однако в период экономического спада молодежная безработица, как правило, растет более высокими темпами.

Сложное по сравнению с другими социальными группами положение молодежи еще более наглядно проявляется в развивающихся странах, где молодые люди составляют намного большую долю в общей численности рабочей силы, чем в промышленно развитых странах. 85% молодых людей в мире живут в развивающихся странах, где шанс стать безработными у них в 3,8 раза выше, чем у взрослых (в развитых странах — в 2,3 раза).1

За последнее десятилетие экономическая активность молодежи сократилась почти на 4%. Отчасти это происходит из-за желания молодых людей продолжить образование, но причина и в том, что многие юноши и девушки настолько разочаровываются в поисках работы, что просто выходят из состава рабочей силы. Наиболее высокий уровень экономической активности был зарегистрирован в Восточной Азии (73,2%), государствах Африки южнее Сахары (65,4%), а наиболее низкий — в странах Ближнего Востока и Северной Африки (39,7%).

Молодые люди сталкиваются с дискриминацией по возрасту, полу и социально-экономическому положению. В большинстве стран представители доминирующих этнических групп занимают более выгодное положение на рынке труда, а молодые люди из семей с более низким уровнем дохода в большей степени рискуют стать безработными.

В развивающихся регионах, где молодежь составляет самую большую долю населения работоспособного возраста, судьба юношей и девушек, вступающих на рынок труда, будет зависеть от темпов экономического роста и от развития сферы занятости. В развитых странах, где, по прогнозам, доля молодого населения будет сокращаться, такая демографическая тенденция, по всей видимости, приведет к сокращению молодежной безработицы

Положение молодежи в обществе определяет ряд объективных и субъективных факторов: уровень материальной обеспеченности, возможность реализовать себя в профессиональной сфере, получить образование, сделать карьеру, обеспечить свои гражданские права и социальные гарантии. Молодежная безработица выделяется при рассмотрении проблем занятости населения в силу особой остроты ее негативных последствий.

Выходящие на рынок труда молодые люди (14-30 лет) различаются по возрасту, полу, образовательному уровню, жизненным установкам. В данной социальной группе можно выделить, по меньшей мере, три подгруппы, каждая из которых имеет свои специфические черты.

Молодежь в возрасте от 14 до 18 лет представляют в основном учащиеся школ, училищ, колледжей и вузов. Именно в этот период человек усваивает основные жизненные ценности, нормы поведения в обществе и стремится адаптироваться к существующим условиям. Одной из важнейших задач этого периода является выбор будущей профессии. Однако в отличие от молодежи наиболее развитых стран, где возраст вступления в трудовую жизнь объективно повышается, российская молодежь вынуждена начинать социально-экономические отношения значительно раньше. Уже сейчас почти 80% молодых людей заработали свои первые деньги до 18 лет. Казалось бы, это должно привести к положительным результатам, так как у подростка вырабатывается установка на труд, самостоятельность, инициативность. Однако это не так: ранняя трудовая деятельность не позволяет в полной мере получить должное образование, что изначально предполагает низкий уровень квалификации.

При этом различные отрасли экономики принимают молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. В основном работодатели не заинтересованы в подростковом труде. В большей степени молодежь представлена в сфере услуг и предпринимательстве; ощущается нехватка квалифицированных молодых кадров в бюджетной сфере, на производстве. Это может усложнить вопросы кадрового обеспечения, сделать невозможным проведение государством ряда реформ и привести к кризису в определенных сферах. Продолжается уход молодежи в сферу "теневой" экономики, что может привести к деградации трудового потенциала страны. Для государства это означает потерю большого числа квалифицированной рабочей силы, способной эффективно участвовать в развитии страны.

Вторая категория — молодые люди 18-24 лет, завершающие или завершившие профессиональную подготовку, а так же отслужившие в армии. Данная группа достаточно уязвима на рынке труда, так как не имеет должного профессионального и социального опыта и, как следствие, менее конкурентоспособна.

Трудоустройству мешают уровень и качество полученного образования и невостребованность выпускников учебных заведений на рынке труда. Сейчас более половины выпускников не могут найти работу по специальности, что негативно влияет на профессиональное становление человека и определение его жизненного пути.

Молодые люди, принадлежащие к первым двум подгруппам, как правило, выходят на рынок труда впервые и отличаются более низким образовательным и профессиональным уровнем, не имеют стажа работы. Все эти факторы обуславливают более низкую их конкурентоспособность. Вместе с тем именно на этот период приходится начальный этап карьеры.

В возрасте от 25 до 30 лет молодые люди в основном уже определили свою профессиональную стратегию и имеют определенный опыт работы. В данный период жизни у большинства из них уже есть семья, и они предъявляют высокие требования к предлагаемой (будущей) работе. При этом отсутствие работы данной категорией воспринимается более болезненно, что ведет к тяжелым социальным и психологическим последствиям (распаду семьи, брошенным детям, уходу в криминальную среду, приобщению к наркомании, алкоголизму и др.).

Рост численности молодых людей все более опережает возможности стран обеспечить их работой. В то время как общая численность молодежи за последние десять лет выросла на 10,5%, занятость в этой группе населения увеличилась лишь на 0,2%. Такой разрыв можно лишь отчасти объяснить желанием молодых людей продолжить свое образование.

Особенность положения молодежи на российском рынке труда определяется рядом факторов:

1. Сохранение стереотипов. Многие работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой деятельности и неумение выстраивать взаи­моотношения в рабочем коллективе, излишняя эмоциональность и неустойчивость поведения, т. е. все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации в обществе. Масштабность и устойчивость влия­ния стереотипов такого рода приводят к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда.

2. Необоснованное представление молодежи о путях адаптации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе будущей профессии, а в дальнейшем в определении перспектив собственного трудоустройства. Выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных представлений о будущей работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда, информация о которой к настоящему моменту стала широко доступной для населения.

3. Падение престижа производительного труда для значительной части молодых людей. Особое беспокойство вызывает то, что 25% безработной молодежи составляют выпускники высших учебных заведений. Наибольшим спросом у молодежи пользуются такие профессии, как экономист и бухгалтер, менеджер, юрист, творческий работник, программист, предприниматель. Современный российский рынок квалифицированного труда характеризуется значительными сложностями трудоустройства молодых специалистов. Особенно остро данная проблема стоит в малых городах и сельской местности. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдается не содержательному труду на производстве, а работе, направленной на получение значительной материальной выгоды.

Анализ наиболее востребованных вакансий для молодежи показал, что существует большой спрос на людей, готовых работать в области продаж, на втором месте стоят разнообразные предложения о работе в сфере информационных технологий, далее необходимы молодые специалисты с экономическим образованием. Другие наиболее часто встречающиеся типы вакансий, предлагаемых молодым специалистам, это все, что связано с бухгалтерией, должностями секретарей, администраторов. Есть спрос на людей с техническим образованием.

Для рынка труда молодежи характерны высокая мобильность, низкий уровень квалификации, а также достаточно высокий уровень безработицы. Почти пятую часть безработных составляет молодежь, которая не имеет опыта трудовой деятельности. Сегодня еще нельзя говорить о высоком уровне психологической адаптации к реалиям нашей экономики, а также о верных представлениях молодежи о характере спроса на рынке труда.

Таким образом, сложившаяся ситуация на российском молодежном рынке труда является достаточно напряженной. Проблемы занятости молодежи во многом связаны с объективными процессами сокращением рождаемости, ухудшением физического и психического состояния здоровья, снижением уровня жизни населения и влиянием социально-экономических факторов на образ жизни молодого человека. Трудовая социализация молодежи происходит в условиях противоречивых и неоднозначных структурных изменений в политической, экономической, социальной и духовной сферах. А поскольку молодежный контингент крайне неоднороден по возрасту, образовательному и профессиональному уровню, каждый нуждается в особом подходе к решению проблемы занятости.

Современный молодежный рынок труда России как часть мирового характеризуется увеличивающимся разрывом между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Поскольку молодежь, как правило, не имеет практического опыта трудовой деятельности (либо он недостаточен), ее высокие требования к оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы. Отсутствие соответствующего стажа часто становится препятствием при заполнении вакансий, так как руководители предприятий и организаций предпочитают нанимать специалистов, имеющих достаточный опыт работы.

Неполное использование трудового потенциала молодежи - негативное явление, поскольку замедляется процесс обновления рабочей силы и ротация кадров особенно в тех отраслях, работа в которых для молодых людей не привлекательна. А растрата их трудового потенциала сегодня — это потеря качества рабочей силы в ближайшем будущем.

По данным Госкомстата России1, средний возраст безработных в апреле 2012г. составил 35,2 лет. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 28,1%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,4%, 20-24 лет - 22,7%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (32,7%) и 20-24 лет (13,9%). По сравнению с апрелем 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 4,0%, в возрасте 20-24 лет на 0,3%. В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в апреле 2012г. составил 15,6%, в том числе среди городского населения 14,3%, среди сельского населения 18,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,2 раза, в том числе среди городского населения 4,0 раза, сельского населения 2,5. Самый низкий уровень безработицы, соответствующий критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе .

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам России право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы1.По Трудовому Кодексу. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет в случаях получения общего образования, либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 № 90-ФЗ, от 21.07.2007 № 194-ФЗ, от 01.12.2007№309-ФЗ) (ст. 63)2. Возраст включения гражданина России в трудовую деятельность достигает 15, Но если до достижения 16 лет их уволят, то по Ф Закону РФ «О занятости населения РФ» (ст. 3) безработными они не признаются.

Молодежь, представляя социально уязвимую группу населения страны, сегодня нуждается в поддержке, в том числе и со стороны государства — гаранта ее прав и свобод как хозяйствующего субъекта, способного сформировать для нее правомочный, справедливый и такой необходимый рынок труда.

Отдельно следует обозначить проблему несовершеннолетних безработных. Согласно исследованиям, они характеризуются, прежде всего, низким уровнем информированности о состоянии рынка труда, возможностях профессионального обучения; незнанием основ трудового законодательства; неготовностью к самостоятельным действиям на рынке труда; низкой инициативой при решении вопросов трудоустройства; отсутствием опыта работы, профессии (специальности). Среди наиболее драматичных, обладающих деградационным социальным эффектом в рамках развития общества характеристик следует отметить отсутствие общего среднего образования у многих несовершеннолетних безработных, причиной чему, во-первых, является имеющаяся у администраций школ, согласно Закону РФ «Об образовании», возможность избавляться от «трудных подростков» и, во-вторых, отсутствие желания у части школьников продолжать образование.1 Наблюдается резкое увеличение числа детей, не включенных в обучение или прекративших его до достижения 15 лет. Поэтому отмена всеобщего, «принудительного», среднего образования поставила определенную часть подростков, не желающих продолжать учиться и оказавшихся на рынке труда до достижения трудоспособного возраста, в очень сложные условия включения в трудовую деятельность.

С целью выявления путей достижения эффективной занятости молодёжи, необходимо проведение комплексного мониторинга молодёжного рынка труда в совокупности с анализом таких характеристик молодёжи, которые способствуют или препятствуют упрочнения положения молодого человека в сфере социально-трудовых отношений. В основном это социально-психологические характеристики, обусловленные особенностями молодёжи как группы трудовых ресурсов.

По видам и сложности работ, которые может выполнять молодой человек в соответствии с российским законодательством, мы предлагаем условно разделить безработную молодежь на следующие группы:

  1. от 14 до 18 лет – несовершеннолетние участники, выполняющие временные работы на основе частичной занятости и ответственности;

  2. от 18 до 30 лет – совершеннолетние участники, в основном обучающиеся и студенты, занятые на сезонных и временных работах, а также участники, частично занятые во время учебы;

  3. молодые люди, получившие профессиональное образование и осуществляющие поиск 1-го рабочего места.

По отношению к 1-й группе предусматривается оказание содействия в организации трудовой практики и приобщение молодых людей к труду и решению задач самообеспечения.

В отношении 2-й группы молодежи будут поддержаны мероприятия, направленные на построение эффективных самостоятельных взаимоотношений с участниками рынка труда, стимулирование развития творческой активности молодежи и ее ответственности за свое будущее.

Применительно к 3-й группе внедряются эффективные формы и механизмы взаимодействия субъектов рынков труда в решении вопросов трудоустройства молодежи.

Участие в труде 14-15-летних подростков является результатом снижения уровня жизни населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращение образования и выход на рынок труда неквалифицированного работника Трудовые перспективы молодого человека в данном случае неблагоприятны: существует реальная опасность закрепиться в сфере неквалифицированного физического труда, что чревато люмпенизацией работника, переходом его в маргинальные слои общества. Эпизодическое участие 14-15-летних подростков в трудовой деятельности, не сопровождающееся прекращением получения образования (например, в период летних школьных каникул), может оцениваться как положительное явление, отвечая интересам подростка и общества. В данном случае речь идёт о начальных этапах адаптации к трудовой деятельности, о выборе стереотипа трудового поведения в рыночной среде. Поэтому федеральные и региональные программы занятости должны предусматривать проведение специальных мероприятий, направленных на привлечение подростков к трудовой деятельности без ущерба в получении образования.

Осознанное формирование материальных стимулов к труду отмечается у 16-17-летних молодых людей. Это связано с расширением объёма их материальных и духовных потребностей, а также продолжающимся процессом социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности. На первый план по отношению к данной группе молодёжи выходят работа по профессиональной ориентации и консультированию, а результатом становится выбор профессии.

Процесс получения профессиональных знаний, умений и навыков наиболее интенсивно протекает в группе 18-20-летних. Конкретные сроки профессионального обучения могут, безусловно, варьироваться в зависимости от специфики жизненных условий молодого человека, выбора им вида и формы получения образования. Поэтому по ряду поведенческих характеристик эта группа примыкает к группе 21-24-летних. В этих рамках большинство молодёжи заканчивает профессиональное обучение и стремится уже не к эпизодической, а к постоянной занятости. Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста Поэтому молодые люди стремятся и к получению дополнительных умений и навыков.

Именно в возрасте 21-24 лет большинство молодых людей испытывают так называемый «шок от реальности», связанный с тем, что их идеальные представления о будущей трудовой деятельности вступают в противоречия с реальной обстановкой на рабочем месте. Специальные адаптационные молодёжные программы призваны помочь молодым сотрудникам адекватно воспринять существующее в социально-трудовой сфере положение вещей. На этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места в ней.

Стремление личности заявить о себе, достичь успеха, завоевать признание в организации характеризуют работника 25-29 лет. В этот период первоначальное освоение профессии закончено, идёт формирование квалифицированного специалиста или руководителя; среди моральных ценностей на первый план выходят потребность в самоутверждении, человек пытается достичь независимости в своих действиях. Успех устремлений зависит от того, насколько удачным было прохождение первой стадии карьеры, проявил ли работник компетентность. Для того, чтобы молодые специалисты не испытывали проблем, связанных с их первым назначением, организация может предпринять следующие действия: предоставлять претендентам ещё на стадии найма максимально реалистическую информацию о будущих условия труда; поддерживать первоначальную инициативу новичков, давая им возможность проявить свои профессиональные способности в полном объёме; обеспечить выбор руководителей-наставников, способных направить новичка в его профессиональных устремлениях; увязать притязания новичка с его способностями и возможностями, с реальными достижениями.

К 29 годам процесс социализации молодёжи завершается, и общество вправе ожидать от полноценной сформировавшейся личности самостоятельного и ответственного поведения в сфере социально-трудовых отношений.

Исходя из этого, молодёжь имеет ряд особенностей, обусловливающих специфику её положения на рынке труда в России. Однако однозначное оценивание специфических черт молодёжи как достоинств или недостатков ограничивает возможности достижения её эффективной занятости. Несовпадение представлений работодателя с реальными характеристиками молодёжи, выходящей на рынок труда, сочетается с далеко не всегда обоснованными представлениями молодёжи о путях адаптации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе профессии в дальнейшем в определении перспектив собственного трудоустройства. Всё это достаточно ярко проявляется в попытках начального самоутверждения молодого человека через выбор престижной профессии.

Эффективным методом решения проблем молодежной безработицы, по мнению автора, является создание молодежных бирж труда. Спецификой деятельности молодежной биржи труда является акцент на решение проблем молодежи силами самой молодежи. Структура молодежной биржи труда может представлять собой системное объединение отделов самопомощи, консультирования, профориентации, работающих в тесной связи Центром занятости населения, органами местного самоуправления и бизнесом.

В отделе самопомощи может работать группа социально активных молодых людей. Они будут создавать банк безработных из чила молодежи (как имеющих, так и не имеющих официального статуса безработного); вести и пополнять банк вакансий, налаживать взаимодействие и обмен информацией с работодателями, Центром занятости населения, кадровыми агентствами и безработной молодежью.

Отдел консультирования, в котором будет работать специалист Центра занятости, может вести прием молодежи в специально отведенные дни как в Центре занятости (например 1 раз в меяц может быть выделен День содействия занятости безработной молодежи), так и в мобильном режиме в поселках, на базе самой биржи; основные направления консультирования - помощь безработным молодым людям в решении правовых вопросов, получении статуса безработного, организации собственного бизнеса и др.

Важное место в работе молодежной биржи труда будет играть отдел профориентации. Этот отдел будет проводить работу со школьниками и студентами еще на ранних этапах профессионального самоопределения и профессионального обучения. В качестве штатного сотрудника отдела может вытупать специалист по социальной работе, а внештатную деятельность могут выполнять молодые люди на добровольных началах, в рамках деятельности самоорганизации молодежи, взаимодействия молодежных и подростковых общественных организаций, волонтерских отрядов, молодежного самоуправления, образовательно-воспитательных учреждений. В целом направление работы молодежной биржи со студентами и школьниками можно обозначить как профилактическое, направленное на предотвращение длительной безработицы среди молодежи. Профилактическое направление деятельности со студенческой молодежью первоочередно предполагает организацию мониторинга и прогнозирование конъюнктуры рынка труда с последующим анализом на предмет потребности в кадрах определенных профессий и специальностей. Следующий этап заключается в профессиональной ориентации молодых граждан в соответствии с потребностями экономики. Параллельно предполагается содействовать перепрофилированию образовательных учреждений в соответствии с меняющимся спросом на работников различных профессий и перейти на регионально-отраслевой принцип планирования потребности в подготовке специалистов всех уровней образования.

Основными направлениями деятельности отдела будут:

  • мониторинг и информирование о ситуации на рынке труда и рынке образовательных услуг;

  • психологическая подготовка к конкурентной борьбе за рабочие места;

  • адаптация к рынку труда

  • обучение типовым моделям при трудоустройстве, умению презентовать себя;

  • обучение студентов методике поиска работы

  • оказание помощи в объективном оценивании себя и своих способностей;

  • профориентация.

  • реализации интересов; развитии самодеятельности и инициативы учащихся и студентов.

Работа молодежной биржи труда не может быть эффективной без участия органов местного самоуправления и совершенствования механизмов политики занятости. Для этого необходимо на федеральном, региональном и муниципальном уровне активизировать такие направления как:

  1. Содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке и подготовке молодежи к труду, профориентация, информирование о положении на рынке труда, подготавка к конкурентной борьбе на рынке труда;

  2. Содействие трудовой занятости молодежи, поддержку предприятий и организаций, создающих новые рабочие места для молодежи; формирование постоянных рабочих мест; создание возможностей для организации вторичной занятости подростков и молодежи; создание инфраструктуры учреждений и предприятий для занятости молодежи(и в первую очередь - подростков), в том чиле предприятий социального трудоустройства молодежи;

  3. Регулирование рынка труда (правила найма и увольнения работников и характер трудовых договоров; учет фактического исполнения законов; баланс законодательного, коллективного и рыночного регулирования);

  4. Совершенствование системы социальной защиты работников (страхование от безработицы и другие меры поддержки доходов; разработка активных программ развития рынка труда);

  5. Развитие системы подготовки и переподготовки кадров по приоритетным направлениям технического прогресса с учетом потребности экономики.

Итак, мы видим, что предупреждение молодежной безработицы в конкретном городе вполне возможно, но решение этой проблемы требует совместных согласованных усилий Администрации города Новошахтинска, ЦЗН, учебных заведений, работодателей и самой молодежи. Для этого необходимо:

  • повысить уровень информированности молодых людей как о техническом перевооружении, внедрении нового производства, так и о состоянии рынка труда, наличии вакантных рабочих мест, возможностях службы занятости по оказанию помощи в трудоустройстве;

  • проводить постоянную информационную работу с кадровыми службами предприятий о предстоящих выпусках молодых специалистов;

  • совершенствовать систему профессиональной ориентации учащихся в образовательных учреждениях;

  • систематически повышать престижность рабочих специальностей в промышленности;

  • предприятиям и учреждениям образования налаживать работу по совместному участию в процессе подготовки молодых специалистов.

Сегодня российская молодежь - это 39,4 миллиона граждан в возрасте от 14 до 30 лет, или более 27% населения страны. Сейчас более половины выпускников не могут найти работу по специальности, что негативно влияет на профессиональное становление человека и определение его жизненного пути. Чтобы этого избежать нужно на ранних этапах проводить работу со школьниками и студентами, готовить их к конкурентной борьбе, информировать их о спросе на рынке труда.

В настоящее время в России действует стратегия государственной молодежной политики. Она разработана на период до 2016 года и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов. Настоящая стратегия ориентирована преимущественно на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи1.

Для координации и выработки основных направлений молодежной работы необходимо совершенствовать структуру управления молодежной работы от Федерального до муниципального уровня. Молодежная работа должна осуществляться в субъектах Российской Федерации вариативно, с учетом специфики регионов и местных условий, но при безусловном соблюдении базовых федеральных стандартов. Необходимо разрабатывать и внедрять эффективные социальные технологии преодоления молодежной безработицы, к числу которых относится создание молодежных бирж труда. Основным направлением молодежной биржи труда должна стать профилактическая работа, направленная на предотвращение длительной безработицы среди молодежи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. Российская Федерация, Конституция (1993), Конституция Российской Федерации – М, Изд-во Литера, 2004. - 64 с.

  2. Российская Федерация, Кодексы, Трудовой кодекс Российской Федерации – М, Изд-во ЛИТ, 2005.

  3. Российская Федерация Приказ Министерства труда от(16,02,2001 № 21) Российской Федерации об Утверждение положения о реализации мероприятий по содействию занятости населения и направлениях расходования средств федерального бюджета. - URL: http//www.referent.ru/1/43879

  4. Ростовская область Областная целевая программа (от 30.12.05 № 456 - ЗС) Молодежь Дона на 2006-2010 годы [Утверждена Областным законом]. – URL: http//www.donland.ru/Default.aspx?pageid=81375

  5. Аврамова Е.М. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания. / Е.М.Аврамова // Социологические. Исследования.- 2006. - № 4.

  6. Бабушкина Т. Молодежь на рынках труда и образовательных услуг. / Т.Бабушкина, М.Гарсия-Исер // Человек и труд.- 2011. - № 6.

  7. Багаев В. Занятость молодежи - задача государственная. / В.Багаев // Человек и труд.- 2008. - № 12

  8. Боровик В.С. Занятость населения. / В.С.Боровик // Ростов н/Д. Феникс.- 2001 – 204 с.

  9. Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью. / С.И.Григорьев. и др. // Учебник для студентов вузов. – М.: Изд-во ИНФРА-М.- 2009.-с. 28.

  10. Долгова А. Полная и эффективная занятость молодежи - условие повышения конкурентоспособности страны / А.Долгова // Человек и труд.- 2007. - № 8.

  11. Жидкова Е.М. Ориентация на незанятость среди проблемных групп рынка труда / Е.М.Жидкова // Социологические исследования.- 2005. - №3.

  12. Зубок Ю.А. Молодежь между интеграцией и исключением: социально- экономический аспект / Ю.А.Зубок // Социально-гуманитарные знания.- 2010. - № 2

  13. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. / С.П.Иваненков. // Оренбург: Печ дом. Димур. - 2009.- 291 с.

  14. Калибеков Д. Современные проблемы молодежи. / Д.Калибеков // Вопросы экономики.- 2010. - № 8.

  15. Климова Е.А. Пути преодоления безработицы / Е.А.Климова // Человек и труд.- 2003. - № 2.

  16. Лапин А Е. Неполная занятость и скрытая безработица: региональные аспекты / А.Е.Лапин // Вопросы. Статистики.- 2002. - № 9.

  17. Ручкин Б.А. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения. / Б.А.Ручкин и др. - М.:Социум.- 2010. - 144 с.

  18. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации 2006-2016. - URL: // http://www.mbnews.ru

  19. Государственная молодежная политика: опыт, прогнозы, приоритеты/Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №4 (116)-2008. - URL:htpp/www.budgetrf.ru/publications/magazines/vestniks-index14.htm

  20. Положение молодежи в Российской Федерации: Аналитический доклад». – URL: htpp/www.twirx.com/file/342472/

  21. Федеральный сайт государственной статистики. - URL: http://www.gsk.ru.

Официальный сайт Администрации Ростовской области.- URL: http://www.rost.ru/.

1 Государственная молодежная политика: опыт, прогнозы, приоритеты // Аналитический вестник Совета Федерации. - 2008. - № 4 (116). - с. 61.

1 Бабушкина Т. Молодежь на рынках труда и образовательных услуг / Т.Бабушкина, М.Гарсия-Исер // Человек и труд. - 2011. - № 6. - с. 40.

2Бабушкина Т. Молодежь на рынках труда и образовательных услуг / Т.Бабушкина, М.Гарсия-Исер // Человек и труд. - 2011. - № 6. – с. 42

1 Бабушкина Т. Молодежь на рынках труда и образовательных услуг / Т.Бабушкина, М.Гарсия-Исер // Человек и труд. - 2011. - № 6. – с. 43.

1 Федеральная служба государственной статистики - URL: http://www.gks.ru/wps/wkm/connect/rosstat/rosstatsite/main/

1 Конституция Российской Федерации ст. 37

2Российская Федерация, Кодексы, Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: «Изд-во ЛИТ». - 2005.

1 Лещинская Г. Молодежный рынок труда. / Г.Лещинская // Экономист.- 2006.- № 6.-с. 64

1 Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. - URL: http://www.molodost..ru/text/1151.
Просмотров работы: 24725