САМООБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА

Лысых Н.В. 1, Шатова А.В. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Адаптация личности ко всем более быстрым и резким изменениям в экономической, общественной, политической, культурной жизни будет проходить с минимальными издержками при условии многоплановой и разноплановой подготовки личности к производственной и социальной жизни. Другими словами, от системы образования сегодня требуется не просто снабжение молодого поколения определенным запасом социального опыта, достаточным для функционирования в конкретных общественных условиях на протяжении всей жизни человека, вооружение его способами строительства собственной личности на фундаменте опыта предшествующих поколений.

Таким способом, является самообразование, овладение навыками которого позволяет личности вырабатывать жизненную стратегию, не зависящую от частных обстоятельств и ситуаций, складывающихся в его профессиональной и социальной биографии. Поэтому самообразование - это не только одна из предпосылок выживания личности в современных условиях, но и способ достижения жизненного успеха.

В педагогической литературе существуют различные определения термина «самообразование». По мнению А.К. Громцевой и Л.С. Колесник, самообразование – это целенаправленная, самостоятельная познавательная деятельность по усовершенствованию имеющихся и приобретению новых образовательных знаний [2]. А.Г. Мысливченко, И.Л. Наумченко и др. под самообразованием понимают высшую форму самовыражения личности, в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человека [3]. А.Я. Айзенк и Б.Ф. Райский считают, что самообразование по своей природе - процесс социальный, связанный с практической деятельностью человека. Самообразование авторы рассматривают как целенаправленную систематическую педагогическую деятельность, управляемую самой личностью, служащую для совершенствования ее образования, а также как непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания, восполняются пробелы в духовном развитии человека [1].

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием. Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

В исследованиях упоминаются традиционные формы организации самообразования с помощью средств массовой информации, вычислительной техники, библиотек, музеев, выставок, театров, клубов, экскурсий, научных, технических, художественных, спортивных обществ, исследований, экспериментов, творческих дел и заданий, общения с учеными, интересными людьми, осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности и т.д.

Важную роль в формировании навыков самообразования играет школа. Организация самообразования как взаимодополняющего процесса образования в общеобразовательной школе способствует раскрытию индивидуальных особенностей и реализации интеллектуального потенциала детей.

Задача современной школы состоит в стимулировании потребности учащихся в расширении и углублении знаний, потребности в познавательной деятельности и формировании системы умений ее организации.

Выработке мотивации учеников к самообразованию способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая интерес учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение учителем поощрения и порицания. Особое значение здесь приобретает закрепление умений и навыков школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

Навыки самообразования (самостоятельно работать над книгой, экономить время и энергию, правильно распределять время, заниматься по плану, пользоваться пособиями и справочными материалами) вырабатываются, прежде всего, в процессе самостоятельной работы учащихся, предусмотренных школьными программами. Учителя на уроках показывают способы решения различных познавательных задач, с которыми приходится встречаться в жизни, учат их выбору необходимой для работы литературы, выделению из прочитанных книг главного: умения делать необходимые выписки, составлять тезисы, конспекты, пользоваться энциклопедиями, справочниками, словарями, таблицами, компьютером и т.д. Способствует формированию навыков самообразования подготовка докладов, рефератов, сообщений, работа с первоисточниками.

Большая роль отводится внеклассному чтению, а также внеклассным, внешкольным занятиям в различных кружках, лекториях, разнообразных курсах и т.п. Навыки самообразования, полученные в школе, углубляются и совершенствуются в процессе учебной работы в средних специальных и высших учебных заведениях.

Таким образом, самообразование может обеспечить устойчивый прогресс в информационном развитии нашей страны, поскольку нарастающие потоки информации, умение ориентироваться в этой информации, внедрение новых информационных технологий, ситуации, заставляющие принимать быстрые решения, требуют от учащихся всех ступеней образования высокого уровня готовности к самообразованию. И насколько современный школьник будет занят своим самообразованием, настолько в дальнейшем будет успешной деятельность по получению образования, приобретению высоких профессиональных качеств и реализации жизненных планов и идеалов.

Список литературы :

  1. Айзенк Г., Вильсон Как измерить личность. – М: просвещение / 2000 г. - 284 с.

  2. Громцева А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. – М: Просвещение, 1983 г.

  3. Наумченко И.А. Самообразования будущего учителя. – Саранск: Мордгиз, 1974. – 252 с.

Просмотров работы: 4200