Таким способом, является самообразование, овладение навыками которого позволяет личности вырабатывать жизненную стратегию, не зависящую от частных обстоятельств и ситуаций, складывающихся в его профессиональной и социальной биографии. Поэтому самообразование - это не только одна из предпосылок выживания личности в современных условиях, но и способ достижения жизненного успеха.
В педагогической литературе существуют различные определения термина «самообразование». По мнению А.К. Громцевой и Л.С. Колесник, самообразование – это целенаправленная, самостоятельная познавательная деятельность по усовершенствованию имеющихся и приобретению новых образовательных знаний [2]. А.Г. Мысливченко, И.Л. Наумченко и др. под самообразованием понимают высшую форму самовыражения личности, в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человека [3]. А.Я. Айзенк и Б.Ф. Райский считают, что самообразование по своей природе - процесс социальный, связанный с практической деятельностью человека. Самообразование авторы рассматривают как целенаправленную систематическую педагогическую деятельность, управляемую самой личностью, служащую для совершенствования ее образования, а также как непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания, восполняются пробелы в духовном развитии человека [1].
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием. Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
В исследованиях упоминаются традиционные формы организации самообразования с помощью средств массовой информации, вычислительной техники, библиотек, музеев, выставок, театров, клубов, экскурсий, научных, технических, художественных, спортивных обществ, исследований, экспериментов, творческих дел и заданий, общения с учеными, интересными людьми, осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности и т.д.
Важную роль в формировании навыков самообразования играет школа. Организация самообразования как взаимодополняющего процесса образования в общеобразовательной школе способствует раскрытию индивидуальных особенностей и реализации интеллектуального потенциала детей.
Задача современной школы состоит в стимулировании потребности учащихся в расширении и углублении знаний, потребности в познавательной деятельности и формировании системы умений ее организации.
Выработке мотивации учеников к самообразованию способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая интерес учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение учителем поощрения и порицания. Особое значение здесь приобретает закрепление умений и навыков школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность.
Навыки самообразования (самостоятельно работать над книгой, экономить время и энергию, правильно распределять время, заниматься по плану, пользоваться пособиями и справочными материалами) вырабатываются, прежде всего, в процессе самостоятельной работы учащихся, предусмотренных школьными программами. Учителя на уроках показывают способы решения различных познавательных задач, с которыми приходится встречаться в жизни, учат их выбору необходимой для работы литературы, выделению из прочитанных книг главного: умения делать необходимые выписки, составлять тезисы, конспекты, пользоваться энциклопедиями, справочниками, словарями, таблицами, компьютером и т.д. Способствует формированию навыков самообразования подготовка докладов, рефератов, сообщений, работа с первоисточниками.
Большая роль отводится внеклассному чтению, а также внеклассным, внешкольным занятиям в различных кружках, лекториях, разнообразных курсах и т.п. Навыки самообразования, полученные в школе, углубляются и совершенствуются в процессе учебной работы в средних специальных и высших учебных заведениях.
Таким образом, самообразование может обеспечить устойчивый прогресс в информационном развитии нашей страны, поскольку нарастающие потоки информации, умение ориентироваться в этой информации, внедрение новых информационных технологий, ситуации, заставляющие принимать быстрые решения, требуют от учащихся всех ступеней образования высокого уровня готовности к самообразованию. И насколько современный школьник будет занят своим самообразованием, настолько в дальнейшем будет успешной деятельность по получению образования, приобретению высоких профессиональных качеств и реализации жизненных планов и идеалов.
Список литературы :
Айзенк Г., Вильсон Как измерить личность. – М: просвещение / 2000 г. - 284 с.
Громцева А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. – М: Просвещение, 1983 г.
Наумченко И.А. Самообразования будущего учителя. – Саранск: Мордгиз, 1974. – 252 с.