ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ СОХРАНЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ СОХРАНЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Несмотря на сложившиеся новые условия – модернизации российской экономики с учётом глобализационных процессов, туризм продолжает оставаться важным сектором национальной экономики, а развитие въездного (международного) и внутреннего туризма – приоритетами, роль которых определяется необходимостью перехода к инновационному социально- ориентированному типу экономического развития страны.

Экономические преобразования в России, направленные на формирование постиндустриального общества, в котором сфера услуг и сектор туризма имеют приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного и сельскохозяйственного производства, объективно требуют внесения изменений в методологию и практику регионального и муниципального управления.

Поэтому использование инновационных способов в управлении развитием туристского потенциала на региональном уровне является особенно актуальным.

В условиях экономических преобразований, обусловленных вступлением России в ВТО,в качестве наиболее эффективного и действенного способа решения выявленных проблем и сформулированных государством задач в сфере туризма выступает развитиетесного сотрудничества туристского сектора и государства, т.е. применение инновационных инструментов реализации национальной туристской политики на основе создания программ и проектов с помощью механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), с целью выработки совместных действий для эффективного стратегического развития туристского комплекса страны. В новых условиях развитие государственно-частного партнерства в сфере туризма Российской Федерации обеспечивает установление конструктивного диалога между представителями турбизнеса и органами государственной власти, содействие формированию благоприятных условий для развития предпринимательства в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности, совершенствование действующего туристского законодательства и принятию эффективных нормативно-правовых актов, направленных на развитие туристского комплекса страны1.

Президент РФ В.В. Путин по итогам заседания Совета по культуре и искусству, состоявшегося 25 сентября 2012 года, поручил Правительству Российской Федерации в срок до 30 марта 2013 г. рассмотреть вопрос об использовании механизмов государственно-частного партнёрства для решения задач сохранения, использования и популяризации историко-культурного наследия, развития культурно-познавательного туризма.

Поэтому на территории каждого региона Российской Федерации должна быть выработана собственная стратегия формирования механизма государственно-частного партнерства в целях развития сферы туризма, учитывающая региональную специфику и дополняющая стратегию социально-экономического развития субъекта РФ.

Во все времена частный бизнес был заинтересован в новых объектах инвестирования, являясь тем самым одной из основных движущих сил прогресса. Однако, в связи с направленностью данного субъекта на получение прибыли, решение общественно значимых проблем сильно затрудняется вопросами кредитования, финансирования, окупаемости и даже государственной безопасности. Одной из альтернатив в решении данной проблемы стало государственно-частное партнёрство (Public-Private Partnership). Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, но в России особенно популярным ГЧП стало в последнее десятилетие.

Эксперты не пришли к единому мнению о том, какие формы взаимодействия власти и частного бизнеса можно отнести к ГЧП. Широкая трактовка данного термина подразумевает конструктивное сотрудничество государства и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре и науке.

Уже десятилетие как в нашей стране с трудом проходят через Государственную думу законы о концессиях, о платных дорогах, о морских портах, о трубопроводном транспорте, об федеральных объектах туризма и другие, которые должны регламентировать функционирование отраслей с сегментами естественных монополий. Для государственно-частного партнерства именно эти законы являются основой правового фундамента, без которого система не может полностью функционировать. Закон о государственной собственности в этом плане, является одним из ярчайших примеров. Именно концепцию этого закона должны развивать упомянутые выше отраслевые законы. Наконец, еще один сегмент правового обеспечения ГЧП составляют подзаконные нормативные акты – инструкции, положения, типовые договоры (инвестиционные, концессионные, на строительство, эксплуатацию и т. п.), разрабатываемые в агентствах и службах.

Механизмы ГЧП являются базовой конструкцией привлечения внебюджетных инвестиций в развитие различных типов инфраструктуры и объектов непроизводственных отраслей. С данной точки зрения, подобные механизмы наиболее интересны для туристического комплекса. Туристический потенциал Ростовской области не уступает многим известным туристическим направлениям России и зарубежья, но в отличии от них, мало развит и разрекламирован. Существующие в туризме технологии позволяют сделать привлекательной и посещаемой практически любую местность или город: уникальные объекты наследия являют собой неисчерпаемый источник для создания оригинальных масштабных проектов их туристского использования. Огромный туристский потенциал могут иметь даже небольшие исторические городские поселения. Хорошим примером здесь является уникальный археологический музей-заповедник «Танаис» Ростовской области, исторические места Азова и Таганрога, родного города многих знаменитых людей, начиная с А.П. Чехова, до Ф. Раневской. Необходимо учитывать то, что КПТ и развитие туристской инфраструктуры культурно-исторических центров для актуализации их потенциала является важнейшей стратегической задачей для Российской Федерации. Решение этой задачи требует привлечение достаточно серьезного количества финансовых средств. Поэтому создание новых инструментов финансирования на разных уровнях власти в сегодняшних условиях остро необходимо.

В практике использования проектов ГЧП есть и не положительные примеры, проект, который был реализован на территории РФ под названием «Сахалин-2». В интервью журналистам из стран - членов «Большой восьмерки» В. В. Путин заявил, что компания «Газпром» спасла проект «Сахалин-2», поскольку договор по проекту не соответствовал интересам России. Он также заявил, что подобный «колониальный договор» не имеет ничего общего с интересами и нуждами нашей страны. И остается только сожалеть, что в начале 1990-х годов российские чиновники посмели подписать подобный договор. Исполнение этого договора привело к тому, что Россия в течение долгого времени позволяла эксплуатировать свои природные ресурсы, не получая взамен ничего. По словам В.В. Путина, если бы «наши партнеры еще и исполняли свои обязательства должным образом, то тогда, конечно, у нас не было бы никаких шансов исправить это положение2».

Подобные отрицательные примеры доказывают, что специальной проблемой для успешного развития ГЧП является эффективное распределение прав, обязанностей и сфер ответственности между частными партнерами и государством. Особенности государственного регулирования партнерских отношений с бизнесом определяются в значительной мере контрактными отношениями. Такой вид партнерства требует адекватного совершенствования правовых механизмов, гарантий соблюдения сторонами своих обязательств, механизмов разделения рисков и распределения доходов.

Из-за подобных проблем в сфере правового сопровождения механизмы ГЧП используются в сфере туризма недостаточно активно. В настоящее время статистика создания и проведения проектов с использованием механизмов ГЧП для совершенствования туристского потенциала в отдельных регионах такова3:

Таблица 1. Данные по инвестициям в туризм на 2012 год

Регион

Кол-во проектов

Объем инвестиций (млн. руб.)

Рязанская область / ЦФО

2

Все: 1 574,0частные :174,0

Ярославская область / ЦФО

1

все: 15 000,0

Вологодская область / СЗФО

5

все: 3 775,0государственные :386,0частные :815,0

Ямало-Ненецкий автономный округ / УФО

1

все: 8 000,0региональные :2 000,0частные :6 000,0

Республика Бурятия / СФО

1

все: 66 500,0государственные: 6 500,0частные: 60 000,0

ИТОГО:

10

94 849,0

При этом крупных проектов в регионах более расположенным к развитию туризма и имеющих все необходимые рекреационные ресурсы не наблюдается. Данное упущение неотрывно связанно с конкретной деятельностью уполномоченных представителей в отдельно взятых регионах нашей страны. Централизованного управления механизмами ГЧП в России попросту нет, также отсутствует и федеральный закон о ГЧП.4 Определения государственно-частного партнёрства, механизмы и формы сотрудничества присутствуют в законах о ГЧП, принятых в 60 субъектах РФ (по состоянию на сентябрь 2012 года)5, но не везде они хорошо прописаны. Такая проблема существовала и в Ростовской области до недавнего времени. Подобная разобщенность приводит к неверному управлению имеющихся инвестиционных ресурсов и, как следствие, низким показателям развития в туристской сфере России.

Однако, в Ростовской области уже предпринимаются первые шаги на пути устранения данных противоречий. Так на заседании конкурсной комиссии по проведению конкурса на право заключения соглашений об участии сторон государственно-частного партнерства в реализации инвестиционного проекта в 2011 году в тестовом режиме был отработан механизм реализации государственно-частного партнерства и по итогам этой работы внесены необходимые поправки в областное законодательство.

«Кроме того, при принятии трехлетнего областного бюджета в расходах на 2012-2014 годы были предусмотрены средства на реализацию соглашений государственно-частного партнерства в общей сумме 1 млрд 518 млн рублей – это более 500 млн рублей ежегодно. Таким образом, сегодня созданы все необходимые условия для эффективной реализации в области механизма ГЧП»6,- подчеркнул Сергей Горбань, вице-губернатор Ростовской области.

А в начале 2012 года был принят новый областной закон № 448-ЗС «Об основах государственно-частного партнерства» и постановление Правительства Ростовской области от 27.02.2012 № 128 «О порядке участия сторон государственно-частного партнерства в реализации инвестиционного проекта на территории Ростовской области», в которых были установлены дополнительные формы поддержки для инвесторов.

На данном этапе Ростовская область уже сделала огромный шаг вперед по продвижению государственно-частных отношений в бизнесе. Проекты, по которым область уже работает с инвесторами, до выхода на конкурс хранятся в тайне. Область рассчитывает за 2013 год привлечь до 2 млрд рублей инвестиций.7 Подобная работа в направлении правильного правового оформления отношений государства и частного бизнеса призвана помочь в создании доверительной базы дальнейшего сотрудничества по развитию туристской индустрии и сопряженных с ней экономических и социальных областей.

1Саак А.Э., Жертовская Е.В. Государственно-частное партнерство как инновационный механизм реализации туристской политики в РФ // Туризм: право и экономика.- №2, 2011; Жертовская Е.В. Государственно-частное партнерство как современный инструмент реалиизации туристской политики в РФ // Труды VI Международной научно-практической конференции «ТУРИЗМ И РЕКРЕАЦИЯ: фундаментальные и прикладные исследования». – Санкт-Петербург: Балтийская академия туризма и предпринимательства, СПб.: Д.А.Р.К., 2011. – С. 298-305.

2 http://www.utro.ru/news/2007/06/04/053074.shtml_

3 http://www.pppi.ru/tools/ - информационный портал Государственно-частное партнерство в России.

4 http://правительство.рф/gov/results/ - интернет портал правительства РФ.

5 http://www.pppi.ru - информационный портал Государственно-частное партнерство в России

6 http://wwvv.bujet.ru/article/183738.php - информационный портал бюджет.ru

7 http://161bank.ru – информационный портал денежных потоков Ростовской области.

Просмотров работы: 2583