Как правило, есть три стандартных сценария при выборе решения для корпоративного портала:
покупка готовых решений (платформ или систем высокой готовности);
разработка с нуля (заказные разработки);
комбинированный подход (разработка специфических модулей, но на базе уже готовых решений или платформ).
Каждый из подходов имеет свои плюсы и минусы, но, как правило, при выборе решения происходит оценка всех подходов по множеству критериев, среди которых важное значение имеют: скорость внедрения и поставки готовой системы; подход к внедрению системы – система настраивается под бизнес процессы компании, или компания настраивает бизнес процессы под функциональность системы.
Методология внедрения корпоративных порталов, в целом аналогична внедрению любой информационной системы с большим количеством пользователей. Внедрение таких систем требует профессионального подхода со стороны разработчиков, квалифицированного менеджера проекта и проектной команды, промышленного подхода к разработке и внедрению системы (проектирование, разработка, тестирование, обучение, ввод в эксплуатацию). Но самое основное – то, что при внедрении корпоративного портала на первый план выходят не технические трудности, а административные проблемы, вопросы информационной безопасности, передачи знаний от разработчика к конечным пользователям.
Особенности внедрения корпоративного портала во многом зависят от целей и задач, которые ставит перед данной системой заказчик, от его корпоративной культуры и текущего уровня автоматизации в компании. Проанализировав ряд проектов по внедрению крупных корпоративных порталов, можно выделить следующие этапы данного процесса:
анализ информационных и коммуникационных полей в компании, описание информационных потоков;
разработка плана внедрения и технического проекта по внедрению портала;
инсталляция корпоративного портала на сервер;
настройка структуры, модулей, базовых функциональных возможностей и сервисов портала;
настройка совместной работы сотрудников в портале;
настройка типовых бизнес-процессов компании;
интеграция с внешними и внутренними информационными системами и сервисным программным обеспечением;
бренедирование портала (создание фирменного дизайна);
разработка индивидуальных сервисов и функциональных возможностей портала в соответствии с требованиями заказчика;
тестирование портала;
подготовка комплекта документации по работе с порталом для различных групп пользователей и администраторов портала.
Таким образом, внедрение корпоративного портала организации является важной и достаточно трудоемкой задачей, требующей не меньшего внимания и усилий, чем при его разработке. Успешное использование всех функциональных возможностей портала сотрудниками организации зависит, в том числе и от того, насколько верно была выбрана стратегия его внедрения.