ЛИДЕРСТВО В ТУРИЗМЕ: НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗАПАДНЫХ УЧЕНЫХ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЛИДЕРСТВО В ТУРИЗМЕ: НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗАПАДНЫХ УЧЕНЫХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На пороге третьего тысячелетия западный бизнес, по оценкам некоторых аналитиков, начал переживать кризис лидерства.

Так можно привести несколько международных исследований, которые доказывают данный тезис.

Из итогов опроса, проведенного по заказу журнала Economist и международной консалтинговой фирмы Андерсен, явствует, что лишь 21% руководителей крупнейших корпораций мира уверены в эффективном управлении своими компаниями в наступившем веке.

Так, в исследовании Колумбийского университета, предпринятом в 2010 году, было показано, что топ-менеджер современной американской турфирмы держится у руля в среднем 4 года (в некоторых компаниях 2,5 года), то есть в два раза меньше, чем его предшественники несколько десятилетий назад.

В 2010 году в США были отправлены в отставку 33% исполнительных директоров против 20% в 2009 году и 8% в 2008-м. Если прежде, как считают авторы, руководителей увольняли чаще всего за плохие финансовые показатели, то теперь - за отсутствие способностей к лидерству.

Институт стратегических изменений (подразделение Андерсен) опубликовал доклад "Эволюция управленческого лидерства" в рамках исследовательского проекта под названием "Профиль глобального лидера будущего". Проект включал экспертные прогнозы 20 ведущих теоретиков менеджмента, футурологов и профессоров, собеседования с 100 восходящих звезд мирового бизнеса (Нью-Йорк, Сан-Франциско, Лондон, Мельбурн, Сидней, Прага), анкетирование 1100 топ-менеджеров 88 наиболее динамичных компаний США, Европы и Австралии.

Профиль лидера складывается из 14 базовых изменений (характеристик): глобальное мышление, способность предвидеть новые возможности, умение работать с командой и партнерами и т.д. Респондентов попросили ранжировать данные характеристики по их значимости для глобального бизнеса в прошлом (5-10 лет тому назад), настоящем и в будущем (5-10 лет вперед).

Привлеченных к исследованию респондентов попросили проранжировать такие качества лидера в сфере туризма, как глобальное мышление, способность предвидеть новые возможности, умение работать с командой и партнерами, и оценить место этих качеств в бизнесе в прошлом (5-10 лет назад), настоящем и будущем (5-10 лет вперед). Всего для оценки было предложено 14 характеристик глобального лидерства.

По данным исследования, большинство респондентов склоняются к точке зрения, что XXI век потребует модели лидерства в туризме, построенной на принципе командного, а не единоличного лидерства. Речь идет о необходимости постепенного отказа от авторитарной модели лидерства и замены ее моделью солидерства. Интенсивность слияний и поглощений отдельных компаний, характерных для процесса глобализации, неизбежно ставит вопрос о необходимости сознательного отказа топ-менеджеров туризма от части своей власти и полномочий. Кроме того, интеграция рынков и отраслей экономики заставляет крупные туристические компании ослаблять вертикальные иерархии и развивать гибкие горизонтальные структуры, предоставляя высокую степень автономии своим региональным и функциональным подразделениям.

Иными словами, речь идет о размывании модели авторитарного топ-менеджера, за плечами которого впечатляющие успехи в начале и середине XX. Коллективное лидерство приобретает зримые очертания при слияниях, поглощениях, присоединениях, когда вводится институт содиректоров.

Традиционное лидерство, по мнению авторов доклада, строилось на "признании статуса" и личностной харизме. Сегодня и в будущем топ-менеджер на предприятии туризма в большей степени должен стремиться к более мягкому влиянию, основанному на способности интегрировать общекорпоративные интересы, и убедительно транслировать их другим лидерам и подчиненным, используя для этого широкий спектр технологий коммуникаций. Это требует от новых лидеров, занятых в области туризма, большого внутреннего динамизма и восприимчивости с учетом разнородности этнических и возрастных культур, представленных в турфирмах, а также личного мастерства, стремления к самосовершенствованию, высокого уровня самокритичности, технологической компетентности.

Исследование показало также, что соединить все 14 характеристик глобального лидерства в одном лице практически невозможно. При этом для будущего, по оценкам респондентов, характеристики глобального лидерства в туризме выступают как исключительно важные, в то время как в "прошлом" и "настоящем" они имеют более "ломаный профиль".

В ходе исследования выявились различия в оценках характеристик глобального менеджмента в области туризма опрошенных топ-менеджеров из разных стран. Так, для американцев наиболее предпочтительными качествами лидеров в области туризма являлись "глобальное мышление" и "поощрительное отношение к культурному многообразию", в то время как для австралийцев и европейцев более значимым качеством являлось "личное мастерство".

Сравнительный анализ аналогичных расхождений в ретроспективе позволил авторам исследования обозначить тенденции в эволюции спроса на определенные лидерские качества на разных континентах. Как считают исследователи и эксперты, европейские компании, в прошлом уделявшие мало внимания "личному мастерству", в скором времени испытают острую потребность именно в данном качестве топ-менеджеров туркомпаний.

Американцы, вышедшие вперед по параметрам "глобальное мышление", "умение работать с командой и партнерами", "коллективное лидерство", "технологичная компетентность", "стремление к конкурентному превосходству", "поддержка культурного многообразия", несколько опережают европейцев и австралийцев по этим параметрам, однако впоследствии, как полагают эксперты и аналитики, менеджеры в области туризма разных стран в своем развитии будут двигаться навстречу друг другу, что обеспечит развитие перечисленных качеств как у европейских, так и у американских топ-менеджеров.

Новые, постепенно формирующиеся ценности глобального менеджмента в туризме и эволюция этих ценностей позволяют говорить о том, что это, скорее всего, общий процесс, не зависящий в сильной степени от национальных различий.

Просмотров работы: 2522