Так можно привести несколько международных исследований, которые доказывают данный тезис.
Из итогов опроса, проведенного по заказу журнала Economist и международной консалтинговой фирмы Андерсен, явствует, что лишь 21% руководителей крупнейших корпораций мира уверены в эффективном управлении своими компаниями в наступившем веке.
Так, в исследовании Колумбийского университета, предпринятом в 2010 году, было показано, что топ-менеджер современной американской турфирмы держится у руля в среднем 4 года (в некоторых компаниях 2,5 года), то есть в два раза меньше, чем его предшественники несколько десятилетий назад.
В 2010 году в США были отправлены в отставку 33% исполнительных директоров против 20% в 2009 году и 8% в 2008-м. Если прежде, как считают авторы, руководителей увольняли чаще всего за плохие финансовые показатели, то теперь - за отсутствие способностей к лидерству.
Институт стратегических изменений (подразделение Андерсен) опубликовал доклад "Эволюция управленческого лидерства" в рамках исследовательского проекта под названием "Профиль глобального лидера будущего". Проект включал экспертные прогнозы 20 ведущих теоретиков менеджмента, футурологов и профессоров, собеседования с 100 восходящих звезд мирового бизнеса (Нью-Йорк, Сан-Франциско, Лондон, Мельбурн, Сидней, Прага), анкетирование 1100 топ-менеджеров 88 наиболее динамичных компаний США, Европы и Австралии.
Профиль лидера складывается из 14 базовых изменений (характеристик): глобальное мышление, способность предвидеть новые возможности, умение работать с командой и партнерами и т.д. Респондентов попросили ранжировать данные характеристики по их значимости для глобального бизнеса в прошлом (5-10 лет тому назад), настоящем и в будущем (5-10 лет вперед).
Привлеченных к исследованию респондентов попросили проранжировать такие качества лидера в сфере туризма, как глобальное мышление, способность предвидеть новые возможности, умение работать с командой и партнерами, и оценить место этих качеств в бизнесе в прошлом (5-10 лет назад), настоящем и будущем (5-10 лет вперед). Всего для оценки было предложено 14 характеристик глобального лидерства.
По данным исследования, большинство респондентов склоняются к точке зрения, что XXI век потребует модели лидерства в туризме, построенной на принципе командного, а не единоличного лидерства. Речь идет о необходимости постепенного отказа от авторитарной модели лидерства и замены ее моделью солидерства. Интенсивность слияний и поглощений отдельных компаний, характерных для процесса глобализации, неизбежно ставит вопрос о необходимости сознательного отказа топ-менеджеров туризма от части своей власти и полномочий. Кроме того, интеграция рынков и отраслей экономики заставляет крупные туристические компании ослаблять вертикальные иерархии и развивать гибкие горизонтальные структуры, предоставляя высокую степень автономии своим региональным и функциональным подразделениям.
Иными словами, речь идет о размывании модели авторитарного топ-менеджера, за плечами которого впечатляющие успехи в начале и середине XX. Коллективное лидерство приобретает зримые очертания при слияниях, поглощениях, присоединениях, когда вводится институт содиректоров.
Традиционное лидерство, по мнению авторов доклада, строилось на "признании статуса" и личностной харизме. Сегодня и в будущем топ-менеджер на предприятии туризма в большей степени должен стремиться к более мягкому влиянию, основанному на способности интегрировать общекорпоративные интересы, и убедительно транслировать их другим лидерам и подчиненным, используя для этого широкий спектр технологий коммуникаций. Это требует от новых лидеров, занятых в области туризма, большого внутреннего динамизма и восприимчивости с учетом разнородности этнических и возрастных культур, представленных в турфирмах, а также личного мастерства, стремления к самосовершенствованию, высокого уровня самокритичности, технологической компетентности.
Исследование показало также, что соединить все 14 характеристик глобального лидерства в одном лице практически невозможно. При этом для будущего, по оценкам респондентов, характеристики глобального лидерства в туризме выступают как исключительно важные, в то время как в "прошлом" и "настоящем" они имеют более "ломаный профиль".
В ходе исследования выявились различия в оценках характеристик глобального менеджмента в области туризма опрошенных топ-менеджеров из разных стран. Так, для американцев наиболее предпочтительными качествами лидеров в области туризма являлись "глобальное мышление" и "поощрительное отношение к культурному многообразию", в то время как для австралийцев и европейцев более значимым качеством являлось "личное мастерство".
Сравнительный анализ аналогичных расхождений в ретроспективе позволил авторам исследования обозначить тенденции в эволюции спроса на определенные лидерские качества на разных континентах. Как считают исследователи и эксперты, европейские компании, в прошлом уделявшие мало внимания "личному мастерству", в скором времени испытают острую потребность именно в данном качестве топ-менеджеров туркомпаний.
Американцы, вышедшие вперед по параметрам "глобальное мышление", "умение работать с командой и партнерами", "коллективное лидерство", "технологичная компетентность", "стремление к конкурентному превосходству", "поддержка культурного многообразия", несколько опережают европейцев и австралийцев по этим параметрам, однако впоследствии, как полагают эксперты и аналитики, менеджеры в области туризма разных стран в своем развитии будут двигаться навстречу друг другу, что обеспечит развитие перечисленных качеств как у европейских, так и у американских топ-менеджеров.
Новые, постепенно формирующиеся ценности глобального менеджмента в туризме и эволюция этих ценностей позволяют говорить о том, что это, скорее всего, общий процесс, не зависящий в сильной степени от национальных различий.