ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВТОРУЮ СМЕНУ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВТОРУЮ СМЕНУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Задачей современного учителя и классного руководителя является рациональная организация учебных занятий, повышение двигательной активности, обеспечение эффективного отдыха, что способствует снижению чрезмерного утомления обучающихся, особенно начальной школы. Для эффективной работы в данном направлении необходим систематический мониторинг функционального состояния обучающихся, разработка и внедрение различных здоровьесберегающих программ, направленных на повышение адаптационных резервов детей в условиях образовательной среды (Овсянникова H.H.; Сонькин В.Д., Хорошева Т.А; Хасанова H.H. и др.).

По мнению многих исследователей (Антропова М.В.; Пермякова В.А.; Мастюкова Е.М.; Гора Е.П. и др.) умственная работоспособность (УР) младших школьников во многом отражает успешность их адаптации к образовательной среде, в том числе является показателем школьной зрелости и одним из факторов обучаемости детей.

Целью нашего исследования явилось изучение особенностей динамики свойств внимания школьников 2-х классов, обучающихся во вторую смену, а так же обучение детей умениям и навыкам оптимизации своей умственной работоспособности..

В обследовании принимали участие 42 обучающихся 2-х классов (18 мальчиков и 24 девочки) в возрасте 8-9 лет. Обследование проходило на втором уроке второй смены и состояло из трех этапов (2-я неделя обучения в начале каждой четверти).

В большинстве научных работ оценку УР изучают чаще всего с использованием методики дозирования работы во времени с применением корректурных проб в различных модификациях, которые позволяют оценить, как согласуются уровни и динамика показателей УР, отражающих функциональное состояние ЦНС.

Оценку продуктивности и устойчивости внимания проводили с помощью корректурной таблицы «Кольца Ландольта».

Известно, что для младших школьников характерна низкая устойчивость внимания, что связано с возрастной слабостью процесса торможения и часто проявляется в рассеянности. Ребенок младшего школьного возраста способен к концентрированному и устойчивому вниманию при определенных условиях организации учебной деятельности (Ермолаев О.Ю; Смирнов В.М., 2006).

Изучение устойчивости внимания в условиях действующего режима занятий показало, что в начале обследования 52,2% обучающихся 2- х классов, имели низкие показатели устойчивости внимания, задания выполнялись быстро с большим количеством ошибок. Равное количество младших школьников имели в начале первой четверти средний и очень низкий уровень концентрации внимания (23,8% соответственно). На последующих этапах обследования произошло перераспределение между группами детей, которое привело к повышению в 1,7 раза количества обучающихся со средним уровнем устойчивости внимания (3 этап). Однако, в результате обследования была выявлена группа младших школьников, имеющих в течение всего обследования очень низкий уровень концентрации внимания (14,3%) и вошедших в дальнейшем в группу риска. Обучающиеся данной группы жаловались на развитие усталости уже после первого-второго урока во второй смене, результативность обучения у детей была самой низкой в классе. Следует отметить, что девочки отличались от мальчиков меньшей скорость выполнения заданий и меньшим числом ошибок, скорость и точность выполнения задания увеличивались в 3 четверти более заметно, чем у мальчиков.

Оценку избирательности внимания проводили с помощью методики «Тест Мюнстенберга». Результаты диагностики обучающихся второй смены показали, что в начале обследования большинство детей (59,5%) имели средний уровень избирательности внимания, который удерживался в течение всего периода обследования. Выполнение данного теста подтвердило низкие результаты оценки свойств внимания у обучающихся группы риска, изучаемый показатель которых в течение трех обследований был низким.

В учебно-педагогическом процессе внимание является необходимым условием оптимального функционирования всей познавательной деятельности ребенка. Свойства внимания относятся к числу хорошо тренируемых качеств, интенсивно развивающихся на протяжении школьного возраста, поэтому после проведения нами диагностики обучающихся 2-х классов была составлена коррекционная программа для дополнительной работы с детьми группы риска, целью которой явилось развитие свойств внимания с отработкой и закреплением полученных навыков.

Просмотров работы: 2714