В целостном становлении личности неотъемлемыми составляющими являются позитивная самооценка, адекватная оценка личностного потенциала и уровня притязаний, стремление к достижениям, активность и эффективность процесса овладения разными типами компетентностей, развитая саморегуляция.
Контроль поведения является формой целостной регуляции поведения, включающей в себя специфические ресурсы конкретного человека, что обеспечивает индивидуальные варианты адаптации и позволяет преодолевать трудные ситуации развития, деятельности и собственной жизни.
Мы провели исследование саморегуляции поведения. В качестве испытуемых выступили учащиеся 9-11 классов в Удмуртии в количестве 30 человек. Была использована методика «Выявления стиля саморегуляции поведения» Г.С.Прыгина. В результате были выявлены стили саморегуляции поведения: зависимый стиль имели 53 % испытуемых, автономный всего 13 % испытуемых и у 34 % нельзя вынести определенного заключения. Из этого следует, что у большинства старшеклассников преобладает зависимый стиль. Это говорит о том, что при осуществлении деятельности они опираются на советы, подсказки со стороны, больше ориентированы на внешние факторы. И только у 13 % испытуемых автономный стиль, что характеризует развитый самоконтроль, уверенность в себе, самостоятельность выполнения работы старшеклассниками.