УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 44н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов" ПБУ 5/01" (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 июля 2001 г., регистрационный номер 2806) устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации. В качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

предназначенные для продажи;

используемые для управленческих нужд организации.

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.

Учет материальных запасов на предприятии ООО «Планета вкуса» регламентируется Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально - производственных запасов.

Для учета материально-производственных запасов применяют следующие синтетические счета:

10 «Материалы», субсчет 1 «Сырье и материалы»

43 «Готовая продукция»

Производственные запасы отражаются в бухгалтерском балансе по их учетной цене. Учетной ценой считается цена поставщика с учетом всех затрат по приобретению в момент оприходования материальных ресурсов на склад.

Первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов являются основой организации материального учета. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов.

Поступающие в организацию материалы оформляются следующими бухгалтерскими документами:

счет-фактура;

товарная накладная;

товарно-транспортная накладная;

приходный ордер;

акт на выполнение работ-услуг, если товар из другого города.

Приходный ордер оформляется заведующим складом после проверки соответствия количества и качества материала. Счет-фактура регистрируется в Журнале регистрации счет-фактур.

Первичные документы по движению материалов тщательно оформляются, содержат подписи лиц, совершивших операции, и коды соответствующих объектов учета. Контроль за соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов возлагают на себя главный бухгалтер и руководители соответствующих подразделений.

Резервы под снижение стоимости материальных ценностей на предприятии не создаются. Необходимость создания резервов под снижение стоимости материальных ценностей определена в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». В пункте 25 этого ПБУ указаны три ситуации, приводящие к созданию резерва:

материально-производственные запасы (МПЗ) морально устарели;

МПЗ полностью или частично потеряли свое первоначальное качество;

текущая рыночная стоимость, стоимость продажи МПЗ снизилась.

Резерв создается на разницу между текущей рыночной стоимостью МПЗ и их себестоимостью, по которой они приняты к учету. Порядок образования резервов установлен в п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119 н.

В этом документе определены требования по уровню детализации объектов, для которых создаются резервы. Так, резервы следует формировать по каждой единице МПЗ, принятой к учету, а также по отдельным их видам (группам) — партии товара, номенклатурному номеру материала и т. д. Вместе с тем группы МПЗ не должны быть излишне укрупненными (например, вспомогательные материалы или товары).

При перемещении материалов на склад оформляется Накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары. В которой указывается наименование материала, количество, цена и сумма, наименование склада.

Кладовщик на основании «Рецептуры производства» списывает материалы. Бухгалтер на расход материалов заполняет требование-накладную, в ней указывается, что отпускают, кому и в каком количестве.

Первым этапом в изготовлении полуфабриката является приготовление ингредиентов, к примеру фарша и теста, после того как ингредиенты готовы составляется отчет производства за смену.

Во второй этап входит лепка, ингредиенты переходят в цех к лепщицам. Составляется требование-накладная, где указано наименование ингредиента и его количество. У лепщиц есть план, какое количество продукции они должны налепить за смену. После выполнения плана составляется отчет производства за смену в котором указывается торговая марка продукции и количество. Полученный полуфабрикат сдается на склад.

Третий этап, списание полуфабрикатов на фасовку, проводиться требованием-накладной в которой указано сколько продукции было затребовано и сколько отпущено.

Накладная на передачу готовой продукции в места хранения является завершающим этапом. В ней указывается количество в упаковках либо коробках и цена.

Таблица 1 - Корреспонденция счетов по учету производственных запасов

п/п

Операции

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

1

Оприходованы производственные запасы, поступившие от поставщика

10

60

2

Отражена сумма НДС по поступившим ценностям

19

60

3

Списаны по учетным ценам материалы по направлениям расхода

23

10

4

Учтено производство и оприходование полуфабрикатов собственного производства, выполненное вспомогательным производством организации

21

23

5

Учтена передача полуфабрикатов собственного производства в основное производство для дальнейшей переработки

20

21

6

Учтено производство и оприходование полуфабрикатов собственного производства, выполненное основным производством организации

21

20

7

Оприходована готовая продукция на складе по фактической себестоимости

43

20

8

Выявлена недостача

94

10,21

9

Выявлены излишки

10,21

91

С целью организации текущего контроля за сохранностью запасов, оперативного выявления возможных расхождений между данными бухгалтерского учета и их фактическим наличием на предприятии проводится инвентаризация первого числа каждого месяца.

Инвентаризацию проводят путем осмотра каждого предмета. В описи товарно-материальные ценности заносят по наименованию в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.

В ООО «Планета вкуса» еженедельно кладовщик падает остатки бухгалтеру, который в свою очередь сравнивает их с оборотно-сальдовой ведомостью по счетам 10 «Материалы» или 21 «Полуфабрикаты собственного производства». При инвентаризации первичные документы по движению МПЗ необходимо сдать в бухгалтерию и подвергнуть бухгалтерской обработке. Факт сдачи всех документов в бухгалтерию и отсутствие неоприходованных или несписанных ценностей материально ответственные лица подтверждают письменно. Комиссия состоит из 3 человека в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания.

По результатам инвентаризации составляется инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей. Опись составляют в двух экземплярах:

один экземпляр передают в бухгалтерию для составления сличительной ведомости;

второй экземпляр остается у лица, ответственного за сохранность ценностей.

Данные инвентаризационных описей используются для составления сличительных ведомостей, в которых фактические данные описей сопоставляются с учётными данными. При выявлении недостач или излишков материально ответственные лица должны дать им соответствующие объяснения. Комиссия устанавливает характер, причины выявленных расхождений или порчи МПЗ и определяет порядок регулирования разниц и возмещения потерь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гражданский кодекс Российской федерации.

  2. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет / Н.П. Кондраков // Учеб. пособие. - 6-е изд., перераб. и допл. - М.: ИНФРА-М, 2008. - с.717.

  3. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н)

  4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) (утверждено приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н с изменениями от 27.11.2006 № 156н, от 26.03.2007 № 26н, от 25.10.2010 № 132н)

  5. Федеральный закон Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Просмотров работы: 6785