ПЕРСПЕКТИВ­Ы ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИ­Я НА СОВРЕМЕННО­М ЭТАПЕ ВЗАИМОДЕЙС­ТВИЯ ВУЗА И РЫНКА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПЕРСПЕКТИВ­Ы ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИ­Я НА СОВРЕМЕННО­М ЭТАПЕ ВЗАИМОДЕЙС­ТВИЯ ВУЗА И РЫНКА

фаизов г.к. 1, ладыгина е.а. 1
1ГБОУ СПО СЫЗРАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие системы менеджмента вуза и её адаптация к условиям рыночной экономики имеют исключительно важное значение для российских высших учебных заведений, во многих регионах являющихся ведущими центрами образования, науки и культуры.

В последние десятилетия высшая школа России накопила определённый опыт работы в условиях рыночной экономики. Этот опыт предопределил новые формы работы вузов с потребителями различных образовательных услуг. Однако настоящей конкуренции на рынке образования до сих пор не существует [1]. Утверждаемая государственным вузам норма приёма студентов, финансируемая федеральным бюджетом, несколько притупляет внимание руководства вузов к вопросам управления образованием в условиях жёсткой конкуренции, поскольку создаёт иллюзию стабильных гарантий сохранения и развития вузов. И всё же законы рынка начинают всё более и более вторгаться на рынок высшего образования.

Конечно, выход высшей школы на открытый рынок имеет свою специфику. Это связано с тем, что, во-первых, высшая школа производит товар со своеобразными потребительскими свойствами; во-вторых, высшая школа выполняет в обществе наряду с “производительной” социокультурную функцию; в-третьих, высшая школа за исключением узких направлений подготовки осталась государственным учреждением. Специфика потребления образования состоит в том, что его используют одновременно потребители разных категорий – и сам индивид, и предприятия-работодатели и общество в целом. Участниками “купли-продажи” [2] выступают три стороны: вуз, будущий специалист и работодатель. Однако есть и четвёртая, главная сторона этого процесса – государство, которое определяет перспективу своего развития с пониманием того, что по отношению к образованию судят о будущем страны.

Для успешного ведения дел на рынке вузы должны ориентироваться на экономические законы, что предполагает создание стратегии адаптации к новым условиям и изучение спроса образовательных услуг. Но это в теории.

На практике, оценивая состояние региональных рынков образовательных услуг, можно отметить, что их деятельность в полной мере носит стихийный характер. Не редкость, что расположенные рядом высшие учебные заведения готовят студентов по одним и тем же специальностям: подготовка отличается лишь учебно-методическим, кадровым, материально-техническим и информационным обеспечением учебного процесса. Кроме того, процессы технологического обновления материального производства, становления новых методов организации и управления, определяющие экономический подъём, пока ещё слабо связаны с содержанием региональных компонент реализуемых образовательных программ. Да и доходы от платной формы обучения, направляемые на материально-техническое обновление учебного процесса, чрезвычайно низки, поскольку вузы вынуждены устанавливать демпинговые цены.

Эффективное функционирование системы менеджмента образовательной деятельности требует создания службы маркетинговых исследований регионального рынка труда. По существу рынок образовательных услуг плохо коррелируется с реальным сектором экономики. Это объясняется отсутствием эффективного прогнозирования изменения структуры рабочих мест в ряде отраслей по причине недостаточных, а в ряде мест и полностью отсутствующих баз данных, отражающих спрос и предложение на рынке труда [3]. Результатом деятельности этой службы является изучение регионального рынка труда и формирование рекомендаций к содержанию и качеству подготовки специалистов, которые должны быть учтены академической деятельностью университета. Конкуренцию на рынке труда в настоящее время следует рассматривать не между предложением со стороны молодых специалистов и спросом работодателей, а между качествами, способностями в профессиональной работе самих специалистов. Сегодняшняя ситуация требует формирования эффективной системы адаптации и поддержки занятости (трудоустройства) молодых специалистов на современном рынке труда. Стремительно формирующийся рынок труда требует новых организационно-экономических, технологических и культурно-образовательных форм и способов эффективного использования накопленного отечественного духовно-нравственного и производственного потенциала. Модернизация образования на современном этапе является важнейшей государственной задачей [4, с.12]. Успехи в её решении определяют и будут определять динамику политических, экономических и социальных преобразований в российском обществе, обеспечивают как качественные, так и количественные параметры воспроизводства квалифицированных кадров и, что особенно актуально, способствуют формированию государственной идеологии как базы политического развития гражданского общества.

Почти двадцать лет назад многие политехнические институты страны были преобразованы в технические университеты. В своё время эта акция вызвала немало нареканий и не всеми была понята правильно. Последующая практика показала правильность этих преобразований. Они дали новый импульс процессу перехода от отраслевой системы подготовки инженеров к университетской. Эта система значительно лучше соответствует новому социально-экономическому укладу в стране, где всё большее развитие получают рыночные отношения. Хорошая фундаментальная подготовка, являющаяся отличительным свойством университетского образования, обеспечивает успех выпускнику как в чисто профессиональной области, давая ему основу, фундамент технических знаний, так и в социальной сфере, повышая его социальную защищённость, так как он сравнительно легко адаптируется к изменением в своей профессиональной сфере и совмещает смежные области.

Библиографический список:

  1. Макаркин Н.П., Томилин О.Б. Университет и рынок образовательных услуг. // Высшее образование сегодня №10 2002г.

  2. Мамонтов С.А. Сфера образования как многоуровневая маркетинговая система. // Маркетинг в России и за рубежом. №5 (25), 2001г.

  3. Шевченко Д.А. Маркетинговый анализ молодёжного рынка труда и образования. // Практический маркетинг №2 2002г.

  4. Балакина А.П., Солнцева Н.В. Эффективность управления вузом и педагогический менеджмент. // Высшее образование сегодня. №10. – 2002. Стр. 12.

Просмотров работы: 1772