Малый бизнес – это сектор национальной экономики, включающий в себя индивидуальное предпринимательство и небольшие частные предприятия. Государственная поддержка субъектов малого бизнеса в России регулируется Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[1], в котором описаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу, а также Налоговым кодексом РФ.
Для отнесения хозяйствующих субъектов к категории «малых» или «средних», численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно – для средних предприятий;
до ста человек включительно – для малых предприятий;
среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек;
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Основными плюсами для субъектов малого предпринимательства является льготный налоговый режим, который выражается, во-первых, в уменьшенном объеме налоговых платежей, а, во-вторых, в упрощенном порядке налоговой отчетности, установленном в главах 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса РФ[2].
Для сравнения: в США под малым бизнесом понимается компания с численностью занятых не более 100 человек, в Европейском Союзе – 50 человек. Средний бизнес по численности занятых имеет следующие верхние границы: в США – до 500 чел., в ЕС – до 250 чел. В Австралии предприятие считается малым, если его численность занятых составляет 1-19 чел., средний бизнес – от 20 до 200 человек. Кроме трудовых ресурсов, малый бизнес может быть квалифицирован по объему продаж, стоимости активов, чистой прибыли. Также в США и ЕС существует понятие микропредприятия (microbusinesses) с численностью занятых до 10 человек [3]
Что касается России, малый бизнес в последние годы развивается и во многом благодаря поддержки субъектов малого и среднего бизнеса на разных уровнях.
Основные цели поддержки предпринимательства на разных иерархических уровнях управления в РФ представлены на рисунке 1 [4].
Рисунок 1. Иерархическая структура целей
поддержки малого предпринимательства
Судя по информации, представленной на рисунке 1, можно сделать выводы, что цели поддержки малого и среднего предпринимательства на разных уровнях управления различны. Исходя их этого, нами были выделены три основных направления формирования региональных инструментов поддержки предпринимательства и даны рекомендации по применению этих инструментов:
Задействование муниципальных властей в региональной поддержке предпринимательства
Создание рыночной инфраструктуры.
Формирование информационно-аналитической системы поддержки предпринимательства[5].
Одной из основных проблем реформирования территориального управления является рациональное разделение функций между органами власти субъекта федерации и муниципальным самоуправлением. Ведь в случае избыточной централизации полномочий на уровне субъекта Федерации блокируется функционирование органов местного самоуправления, а в обратном случае — чрезмерная децентрализация препятствует осуществлению субъекта федерации необходимых интеграционных функций[5].
Субъекты РФ должны конкретизировать и детализировать направления этой политики применительно к условиям своих регионов, а также применять дополнительные меры по поддержке малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов.
Малые предприятия являются неотъемлемой частью социально-экономической системы региона. Значение субъектов малого предпринимательства в экономике отражается в следующих моментах:
малый бизнес позволяет наиболее полно удовлетворить потребности населения в товарах и услугах;
для старта дела нужны инвестиции в размере меньшем, чем для создания крупных компаний;
развитие малого предпринимательства – одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
малыми предприятиями проще управлять – для них не требуются сложные управленческие структуры;
развитие малого бизнеса в значительной степени позволяет смягчить проблему безработицы;
малое предпринимательство более гибкое, чем средний и крупный бизнес: быстрее реагирует на спрос потребителей.
Что касается непосредственно Ростовской области, то малый и средний бизнес на Дону с каждым годом наращивает обороты и укрепляет свои позиции не только внутри области, но и за её пределами. Но, несмотря на это он нуждается в региональной поддержке.
По данным Росстата число малых предприятий в Ростовской области на 1 июля 2011 года составило 6,2 тыс. (без учета микропредприятий) [6].
Поддержка малого и среднего предпринимательства в Ростовской области направлена на увеличение конкурентоспособности экономики за счет создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности и обеспечения устойчивого развития малого и среднего предпринимательства, в том числе микропредприятий и индивидуальных предпринимателей[6].
Программно-целевой и комплексный подход к решению проблем предпринимательского сообщества, многолетний последовательный курс на динамичное развитие малого и среднего бизнеса призваны решить приоритетные задачи социально-экономического развития Ростовской области - обеспечение экономического роста и занятости населения, повышение инвестиционной и инновационной привлекательности области и благосостояния жителей Донского края.
В Ростовской области принята и реализуется Областная долгосрочная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2014 годы. Ее паспорт приведен в Таблице 1.
Таблица 1 - Паспорт основной программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, действующей в настоящий момент в Ростовской области
Название программы |
Областная долгосрочная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009 – 2014 годы (далее – Программа) |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение Администрации Ростовской области от 12.05.2008 № 106 «О разработке Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009 – 2011 годы» |
Государственный заказчик Программы |
Департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области |
Разработчик Программы |
Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области (управление развития малого предпринимательства и межрегиональных связей) |
Основная цель Программы |
Обеспечение равных и благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП) |
Основные задачи Программы |
|
Продолжение Таблицы 1.
Сроки реализации Программы |
2009 – 2014 годы |
Структура Программы, перечень подпрограмм, основных направлений и мероприятий |
|
Исполнители и соисполнители Программы |
Департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области; Областные органы государственной власти |
Участники Программы |
Органы местного самоуправления, банковские учреждения, микрофинансовые организации, лизинговые компании, общественные объединения предпринимателей, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов МСП |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за реализацией Программы по итогам каждого года осуществляют Правительство Ростовской области и Контрольно-счетная палата Ростовской области в соответствии с их полномочиями, установленными областным законодательством. |
Общие средства бюджетного финансирования представлены в Таблице 2.
Таблица 2- Средства бюджетного финансирования Областная долгосрочная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009 – 2014 годы
Общий объем финансирования |
502 810 212,5 тыс. рублей |
в том числе: |
|
средства областного бюджета |
1 474 395,5 тыс. рублей |
в том числе: |
|
2009 |
227 350 000 рублей |
2010 |
248 040 000 рублей |
2011 |
268 130 000 рублей |
2012 |
242 875 500 рублей |
2013 |
244 000 000 рублей |
2014 |
244 000 000 рублей |
средства федерального бюджета |
|
в том числе: |
|
2010 |
472 804 000 рублей |
2011 |
453 701 903 рублей |
2012 |
589 015 150 рублей |
Общие средства внебюджетного финансирования представлены в Таблице 3.
Таблица 3- Средства внебюджетного финансирования
Средства внебюджетных источников |
499 839 298 000 рублей |
2009 |
58 542 482 000 рублей |
2010 |
71 033 754 000 рублей |
2011 |
86 199 414 000 рублей |
2012 |
91 849 388 000 рублей |
2013 |
94 987 679 000 рублей |
2014 |
97 226 581 000 рублей |
В данной программе, предусмотрено 120 мероприятий, нацеленных на достижение к 2014 году темпов роста числа малых и средний предприятий не менее 102,6 процентов, среднесписочной численности работающих на малых и средних предприятиях - не менее 103,6 процентов, объема инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий - не менее 111,0 процентов, среднемесячной заработной платы на малых и средних предприятиях - не менее 114,5 процентов, доли производимых субъектами МСП товаров (работ, услуг) в объеме ВРП в 2014 году не менее 20,5 процентов, доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в 2014 году не менее 26,1 процентов.
Прогнозировать такие результаты позволяют следующие факторы:
сложившееся деловое партнёрство с банками и микрофинансовыми организациями;
работа Совета по предпринимательству при администрации Ростовской области и аналогичных Советов при администрациях муниципальных образований;
деятельность областной межведомственной комиссии по устранению административных барьеров и соответствующих комиссий на местах;
расширяющийся доступ к информации, консультационным услугам и повышению образовательного уровня.
По важнейшим показателям развития малого предпринимательства Ростовская область занимает следующие места в Российской Федерации: по количеству малых предприятий – 5, среднесписочной численности работающих на них – 6, обороту – 9, инвестициям в основной капитал – 6[6].
В настоящий момент данная программа успешно реализуется, около двух третей из выделенных бюджетных и внебюджетных средств уже израсходовано. Направления поддержки расширяются, суммы увеличиваются.
Несмотря на это существенную поддержку малого и среднего предпринимательства, оказываемую в Ростовской области, следует отметить ряд проблем
институционально-информационные проблемы;
лоббирование интересов отдельных бизнес-структур в органах власти,
не снижающиеся объемы правонарушений, связанных с коррупцией,
высокие административные барьеры,
низкая инновационность малых и средних предприятий области.[4]
Их большое число искажает положительный вектор развития предпринимательства в Ростовской и обосновывает необходимость в совершенствовании и усилении мер региональной поддержки.
Помимо существующих институциональных проблем доступа к государственным кредитным ресурсам в Ростовской области, обусловленных неразвитостью организаций финансирования в регионе, а также общих конъюнктурных проблем, необходимо выделить внутренние проблемы сферы малого предпринимательства. Последние включают в себя низкую залогоспособность, слабую финансовую устойчивость, высокую долю невозвратов в общем объеме вложений. Решение перечисленных трудностей вряд ли возможно путем использования государством директивных мер, однако, очевидно, что государственные органы могут участвовать в формировании экономических стимулов для решения указанных проблем
В среде малого предпринимательства имеются отдельные группы, которые плохо ориентируются в ситуации, питая завышенные ожидания в отношении государственной поддержки, не рассматривая других возможностей, связанных с услугами различных субъектов инфраструктуры. Это налагает на региональную администрацию обязанность усилить информационно-разъяснительную работу, с целью предоставления предпринимателям более конкретной и детальной информации о возможностях, заложенных в различных направлениях государственной финансовой поддержки.
По нашему мнению, системное решение возможно в том случае, если формирование и стабильность региональной инфраструктуры финансовых услуг для субъектов малого бизнеса станут целью региональной политики администрации региона, средством для решения конкретных экономических задач. И все это необходимо сочетать с применением корректных форм и методов регулирования финансового рынка со стороны государственных органов власти региона.
Список использованных источников:
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)/ http://base.garant.ru/12154854/
Налоговый кодекс Российской Федерации/ http://base.garant.ru/10900200
Мазоль С.И. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие. – Мн.: Книжный дом, 2009.–272 с.
Мечикова М.Н. Структурно-уровневый подход к развитию институционально-экономического механизма промышленной политики: Дис. канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2011, 185с.
Гуриева Л. Стратегия устойчивого развития региона [Текст]// Проблемы теории и практики управл. - 2007. - N 2. - С.46-57.
http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=100901;