ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Омарова Д.А. 1, Асланбекова А.Х. 1
1ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Теоретический анализ данной проблемы позволил выделить несколько основных психолого-педагогических подходов к формированию этнической толерантности личности ребенка.

Личностно-ориентированный подход, представленный трудами Г.Адорно, Э.Аронсона, А.Г.Асмолова, З.Ф.Мубиновой, Г.У.Солдатовой, Л.А.Шайгеровой, Е.И.Шлягиной и других ученых, исходит из идеи взаимосвязи личностного развития (зрелости) и толерантности.

Этнические представления формируются в раннем возрасте. Ж.Пиаже выделяет три этапа в формировании этнической идентич­ности: в 6-7 лет ребенок приобретает первые (фрагментарные и несистематичные) знания о своей этнической принадлежности; в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со сво­ей этнической группой, выдвигает основания идентификации — национальность родителей, место проживания, родной язык, в нем просы­паются национальные чувства; в 10-11 лет (младший подростковый возраст) этническая идентичность формируется в полном объеме.

Данный подход к формированию этнической идентификации дает основания считать младший школьный возраст наиболее опти­мальным для формирования толерантных взаимоотношений. У детей с самых малых лет следует развивать нормальную этническую идентичность, предполагающую благоприятное отношение к образу своего народа, его культуре, истории; естественный патриотизм; положительные установки на общение с дру­гими народами; понимание их вклада в миро­вую историю. Российская культура при нор­мальной этнической идентичности будет восприниматься учащимися как «букет» из национальных культур, как единство в много­образии.

Существуют разные интерпретации понятия «межэтническая толерантность». Чаще всего под этим подразумевают индифферентность к этническим различиям, позицию самоограничения и намеренного невмешательства [10], да и просто терпение. Кроме того, имеет место понимание толерантности как стремления к взаимодействию на принципах равноправия и согласия [11]. Всё это, разумеется, свидетельствует о неустоявшейся терминологии, тем более что термин «толерантность», как и само понятие, заимствованы из западной (главным образом англоязычной) литературы без должного этимологического анализа своего содержания.

Известно, что основными критериями этничности по-прежнему продолжают оставаться самосознание, язык, конфессиональная принадлежность, а также особенности культуры (в пище, одежде и т.д.), при этом степень актуализации этничности, как представляется, выступает индикатором современного состояния межэтнических отношений в обществе. Так, чем больше для респондента значима его этническая принадлежность, тем тревожнее он оценивает ситуацию в сфере межэтнического взаимодействия. Однако вряд ли можно утверждать, что повышение этнического самосознания, акцентированность на своей этничности однозначно способствует нарастанию напряжённости, интолерантности в изучаемой нами сфере. Большинство респондентов, даже с высокой степенью осознания значимости своей этнической принадлежности, всё же достаточно позитивно смотрит на развитие межэтнических отношений, как в своём населённом пункте, так и в республике.

Реализация на практике принципа этнической толе­рантности предполагает соблюдение нес­кольких условий:

- первое: не стремиться подчи­нить себе другого. О толерантности можно говорить только в том случае, когда у парт­неров отсутствует стремление подчинить, подавить другого своей властью, авторите­том, материальным достатком, силой ору­жия. Следовательно, толерантность стро­ится только на основе некоторого равенст­ва позиций взаимодействующих субъек­тов. Оно должно обязательно включать уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности, проявление которой ограничивается в той мере, в какой это требуется для достиже­ния общего результата деятельности;

- второе: изучать другого. По­скольку толерантность базируется на уважении достоинства взаимодействующих субъектов, то для партнеров становится обязательным изучение того, что каждый из них считает в себе наиболее ценным, значимым для общения. К сожалению, в современном обществе желание и умение изучать другого человека (тем более этническую общность) редко присутствует не только у детей, но даже и у взрослых. Меж­ду тем подобное умение учит рассматри­вать непривычное, необычное как объект познания, представляющий интерес для партнера. Этот аспект чрезвычайно важен для педагогов, занимающихся толерант­ным воспитанием школьников. Ознаком­ление детей с культурой, традициями, об­разом жизни представителей других наци­ональностей позволит перевести прису­щую многим людям оценочную деятель­ность в познавательную. Это, в свою оче­редь, предполагает активный поиск разными людьми того ценного, что может быть основой для их совместного существова­ния. Тем самым у личности формируется способность признавать наличие иных взглядов, мнений, представлений, спосо­бов поведения, а также плюралистичность ния к нему.

- третье; принимать другого та­ким, какой он есть. Это условие означает, что субъекты по взаимодействию должны стремиться не переделать друг друга, а вос­принимать другого как нечто целое со все­ми индивидуальными особенностями.

- четвертое; акцентировать вни­мание на объединяющих факторах. Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партне­ров, а не разъединяет их. Поэтому необхо­димо сначала выделять общее и лишь по­том фиксировать внимание на противопо­ложном.

В случае межнациональных разногла­сий этим общим могут стать наднацио­нальные, общечеловеческие проблемы, представляющие ценность для представи­телей любого этноса.

Просмотров работы: 2069