ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ КАК ПРОБЛЕМА НАУЧНОГО АНАЛИЗА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ КАК ПРОБЛЕМА НАУЧНОГО АНАЛИЗА

Абасалиева А.З. 1
1ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вопрос о гендерных различиях всегда интересовал врачей, анатомов, педагогов, психологов, социологов, а также других специалистов, которые, в силу своей профессии, занимаются изучением человека.

Нередко мы слышим от них, а чаще от педагогов и психологов о том, что представительницы прекрасного пола пассивнее представителей сильного пола, что первые чувствительнее к оценке их поведения со стороны, что девочки могут похвастаться лучшей памятью, чем мальчики, но зато последние превосходят их в абстрактном мышлении и поэтому они лучше разбираются в математических вычислениях, чем первые.

Психологи изучали гендерные особенности проявления способностей, а также другие личностные качества и пришли к выводу о том, что между представителями обоих полов нет существенных различий в интеллектуальном развитии. Вспомните хотя бы одаренную Софью Ковалевскую. Она писала о себе следующие строки: «Я понимаю, что вас так удивляет, что я могу заниматься зараз и литературой и математикой. Многие, которым никогда не представлялось случая более узнать математику, смешивают ее с арифметикой и считают ее наукой сухой и бесплодной. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего столетия говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе. Только, разумеется, чтобы понять верность этого определения, надо отказаться от старого предрассудка, что поэт должен что-то сочинять несуществующее, что фантазия и вымысел – это одно и то же. Мне кажется, что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это же должен и математик».

Позвольте напомнить об этом талантливом человеке. С.В. Ковалевская (1850-1891) – выдающийся русский математик, первая в мире женщина-профессор, член-корреспондент Петербургской академии наук. Ее перу принадлежат важные работы по теории дифференциальных уравнений и по механике. В решении задачи о вращении твердого тела Софья нашла новый случай вращения не вполне симметричного гироскопа, когда решение задачи доводится до конца. Гироскоп – это прибор, основной частью которого является вращающийся диск со свободной осью, сохраняющей неизменное положение при любых положениях прибора. Также Ковалевская занималась проблемой устойчивости колец Сатурна, выступала также как писательница.

Когда я была старшеклассницей, в моем классе учились две ученицы, которые показывали высокие результаты по алгебре. Наш учитель по алгебре давал им решать задачи, примеры, уравнения не только по учебнику, которым пользовались все мы, но и по учебнику, предназначенному для людей более старшего возраста.

Но в то же время специалисты обращают внимание на небольшие различия возрастного характера в проявлении частных способностей. Неравномерность психофизиологического развития у представителей обоих полов дает о себе знать в младшем школьном возрасте. В темпах развития мальчиков и девочек сохраняются различия. Девочки продолжают опережать мальчиков. Некоторые ученые, подчеркивая это, констатируют, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте».1

Девочки рождаются более зрелыми (на 3-4 недели), чем мальчики. Последние на 4-6 месяцев позже начинают говорить. Эта разница достигает примерно двух лет к периоду половой зрелости. По своему биологическому возрасту мальчики бывают младше девочек в начальной школе на год. Девочки превосходят мальчиков по вербальным способностям. Они не отличаются от мальчиков по скорости овладения речью, но после двух лет девочки, в среднем, более охотно разговаривают с другими детьми, свою речь они произносят правильно и сложно оформляют речевые высказывания. Эти различия исчезают еще до школьного обучения и возникают снова лишь после 11-ти лет, оставаясь неизменными в течение жизни.

Это словесное преимущество обнаруживается в разных формах. Например, задания, требующие нахождения словарных аналогий, лучше решаются девочками. Они быстрее и лучше понимают письменный текст и у них выше беглость речи. О преимуществе девочек по вербальным способностям говорят и психологи. Они отмечают, что девочки лучше мальчиков справляются с речевыми заданиями. Даже неречевые задачи они могут решить речевым способом.

Исходя из наблюдений исследователей, можно сделать выводы о том, что девочки между 10 и 11 годами обладают чуть большим словарным запасом, чем мальчики, что в письменных текстах первые ориентируются лучше и совершеннее владеют языком.

А мальчики в этом же возрасте показывают наиболее высокие результаты в способностях к пространственной ориентации, в чтении географических карт, чертежей, в геометрических способностях.

Утверждение о мужском умении прекрасно ориентироваться в окружающем пространстве хотелось бы подкрепить реальным случаем из жизни. События развивались в Махачкале. Бабушка, живущая в Махачкале, и внук, живущий в Хасавюрте и приехавший к бабушке на каникулы в гости, проезжая по улицам Махачкалы на общественном транспорте, по вине бабушки пропустили свою остановку. Выйдя из транспорта на несколько остановок позже, бабушка растерялась. Беспомощная от волнения, она никак не могла понять, куда же теперь идти? А мальчик, которому было где-то 11 лет, напротив, быстро сориентировался и с помощью каких-то ориентиров привел бабушку к ее дому.

Доктор биологических наук, генетик В.А. Геодакян предположил, что поисковым поведением мужчин объясняется их стремление к освоению новых пространств, их большая сообразительность в сложных ситуациях, склонность к поиску нетрадиционных решений, к рискованным поступкам. Мальчики превосходят девочек в видеопространственных умениях, что требует высокой познавательной активности. И им присуща способность к поиску нестандартного нового решения. Научные исследования показали, что специализация правого полушария мозга в отношении пространственных функций у мальчиков имеется уже в 6 лет, а у девочек она отсутствует даже к 13-ти годам.

Левое полушарие у мальчиков созревает медленнее, у девочек таковым является правое. Вследствие этого девочки до 10-ти лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи. Учителя математики утверждают, что девочкам лучше дается алгебра (счет, манипуляция с цифрами и формулами), а мальчикам – геометрия (пространственное мышление, мысленные манипуляции с геометрическими формами). Мальчики превосходят девочек по пространственным способностям.

Мальчики после 13 лет опережают девочек в развитии математических способностей. Но это вовсе не означает, что в дальнейшем первые будут лучше знать эту науку, чем последние. Т.е. развитие математических способностей у мальчиков в этом возрасте протекает быстрее не настолько, чтобы в будущем привести к значимым межполовым различиям. Ведь различия, которые наблюдаются между представителями одного и того же пола относительно вышеупомянутых способностей, гораздо больше небольших усредненных межполовых различий.

В дошкольном возрасте у детей разного пола нет ярко выраженных различий и в развитии личностных черт. Начиная с двух-, трехлетнего возраста, у мальчиков заметные различия проявляются только во внешней агрессивности поведения. Она у них наиболее выражена, чем у девочек. Но, скорее всего, это результат особенностей воспитания мальчиков.

Ученые считают, что несходства в психологии мужчин и женщин, в их поведении напрямую зависят от обучения и воспитания и что нам надо удивляться больше сходствам, имеющим место быть в психологии и в поведении мужчин и женщин, чем их различиям, постольку, поскольку представителей разных полов с детства воспитывают по-разному.

Трудновоспитуемыми детьми чаще являются мальчики. Их чаще ругают, реже берут на руки. Обращенная к мальчикам речь со стороны взрослых чаще изобилует лишь прямыми указаниями (дай, принеси, перестань, не трогай, отойди), тогда как в разговоре с девочками чаще используются слова, выражающие эмоции и чувства (веселый, грустный, нравится, люблю).

Ученые утверждают, что в природе количество потомков зависит от женской части популяции. Это говорит о том, что гибель большого числа самцов слабо отражается на количестве потомства, в то время как смерть части самок способна заметно снизить размер популяции. Поэтому-то природа и оберегает женский пол. У мужчин больше как полезных, так и вредных мутаций. Например, на 100 глухих девочек приходится 122 глухих мальчика. У мужчин чаще встречаются нарушения нормального цветоощущения. Больше мальчиков наблюдается и среди детей с дислалией, алалией, заиканием, косоглазием, умственной отсталостью и задержкой психического развития. В логопедических группах детских садов, а также в группах для детей с отклонениями в развитии также превалируют мальчики.

Некоторые межполовые несходства с возрастом могут увеличиваться из-за влияния профессиональной деятельности и жизненного опыта. Так, например, занятые физическими видами труда взрослые мужчины могут превосходить женщин по координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механических технических соединений, математическим рассуждениям. А по ловкости рук, скорости восприятия, счета, памяти, беглости речи и другим способностям, связанным с владением речью, мужчин могут опережать женщины.

Но связанные с развитием способностей социально-культурные факторы оказывают на последних более сильное влияние, чем биологические. Девочки довольно-таки лояльно относятся к формам и содержанию учебной работы и критично – к социальным формам. У мальчиков наблюдается резко выраженный негативизм и к системе школьных взаимоотношений, и к учебной работе вообще.

Между людьми, выросшими в совершенно разных культурах, отличительных особенностей гораздо больше, чем между людьми разного пола.

1 Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик-подросток-юноша. – М., 1982. – С. 35.

 

4

 

Просмотров работы: 1457