СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Талибова Х.М. 1, Изиева Д.П. 1
1ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Приобщение ребенка к миру взрослых, к их деятельности, ко всему тому, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче последующему поколению опыта предыдущего.

Психологами и педагогами доказано, что процесс становления личности сложен и многогранен. Чем раньше начнётся приобщение детей к социальной действительности, тем легче им будет ориентироваться в окружающем мире. Между тем, упущенные в дошкольном и младшем школьном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом.

Весь процесс обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в специальных (коррекционных) учреждениях III и IV вида направлен на то, чтобы обеспечить их социальную адаптацию в обществе. Однако направленное формирование социально-бытовой компетентности осуществляется на занятиях по социально-бытовой ориентировке. При этом время, отведенное для занятий по социально-бытовой ориентировке, позволяет в основном лишь ознакомить детей с базовыми сведениями социально-бытового характера. Закрепление же полученных практических навыков предполагает участие воспитателей, родителей, ближайшего социума, взаимодействие с учреждениями и предприятиями.

Для того чтобы дети с нарушениями зрения могли социализироваться в общество нормально видящих детей, они должен овладеть теми же навыками социально-бытовой ориентировки, что и дети с нормальным зрением: уметь ориентироваться в окружающей действительности, быть самостоятельными в самообслуживании, быстро и точно выполнять трудовые действия, стремиться к выполнению трудовых обязанностей, включаться в реальные связи со взрослыми и сверстниками, проявлять интерес к трудовой деятельности взрослых, иметь отчётливые представления о многообразии профессий, в повседневном поведении проявлять трудолюбие, бережное отношение к результатам труда, добросовестность, честность, т.е. должны иметь такой уровень социальной компетентности, который позволил бы им применять в новых создавшихся условиях сформированные навыки социально-бытовой ориентировки.

Проблему социализации детей с нарушениями зрения рассматривали такие отечественные тифлопедагоги как В.П. Гудонис, В.З. Денискина, А.Г. Литвак, Г.В. Никулина, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова, Л.В. Фомичева и другие. Ими были выявлены особенности, влияющие на овладение навыками социально-бытовой ориентировки данной категории детей.

Формирование навыков социально-бытовой ориентировки осуществляется по разным направлениям. Для примера остановимся на одном из них. Как показывает опыт работы с детьми с нарушениями зрения, эффективность формирования у них необходимых навыков по социально-бытовой ориентировке во многом зависит от сформированности точных представлений о предметах, от умений выделять существенные и несущественные признаки. Поэтому на коррекционных занятиях и в повседневной деятельности воспитателям, учителям, родителям необходимо большое внимание уделять ознакомлению детей с названием разных материалов, из которых сделаны предметы, с их качествами, умению осуществлять сенсорное обследование.

Формирование же целостных предметных представлений возможно осуществлять на основе алгоритмизации, которая включает в себя последовательное выделение сенсорной информации о предметах с помощью различных сохранных анализаторов и состоит из нескольких последовательных этапов: рассмотреть предмет в целом; выделить характерные признаки (цвет, форму, величину); выделить части с названием сенсорных эталонов в заданной последовательности; повторно рассмотреть весь предмет в целом; определить и назвать назначение предмета.

Для детей с высоким уровнем сформированности предметных представлений можно использовать задания и упражнения типа: определить из каких материалов сделан предмет, составить описательный рассказ о нем с опорой на сохранные анализаторы, составить загадку, сравнить по общим и отличительным признакам. При реализации данных заданий и упражнений можно использовать игровые методы и приемы, например, сюжетно-ролевую игру «Магазин одежды», дидактические игры «Узнай на вкус», «Загадай предмет».

Для детей со средним уровнем сформированности предметных представлений можно предложить задания и упражнения, где большое внимание будет уделяться выделению существенных и несущественных признаков предмета, последовательному обследованию предметов, составлению загадок о предмете, упражнению на сравнение по отличительным признакам.

Для детей с низким уровнем сформированности предметных представлений целесообразно использовать задания и упражнения на оречевление названий предметов, на использование алгоритма обследования предметов с проговаривание выделенных признаков, на сравнение по общим признакам. С этой целью можно использовать, например, такие задание как «Угадай и назови», «Узнай и опиши», «Убери лишнее и объясни», «Собери из частей и назови, что получилось» и другие.

Таким образом, тифлопедагоги должны творчески подходить, во-первых, к использованию уже известных как в общей, так и специальной педагогике методов обучения детей, а, во-вторых, к поиску новых эффективных методов и приемов обогащения социального опыта воспитанников. Кроме того, при организации обучения детей навыкам социально-бытовой ориентировки как средства их социализации основополагающими должны быть любовь к воспитанникам, вера в возможности достижения ими высоких результатов, а также педагогическое мастерство.

Просмотров работы: 4980