ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ТЕМПА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ТЕМПА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Ибрагимов Н.Р. 1, Гаджиев И.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Причины неуспеваемости чрезвычайно многообразны. Нередко неуспеваемость бывает обусловлена несовершенством педагогического процесса.

Приходится сталкиваться с обилием речевых расстройств, очевидно из-за билингвизма, полилингвизма, характерной для РД.

Данная особенность одна из многих причин. Процесс перевода проходит на уровне глубинных структур по двум основным причинам: во-первых именно глубинная структура содержит информацию, необходимую для семантической интерпретации, включая не только возможные знания слов, но и глубинные отношения между логическим субъектом и объектом; во-вторых существенным представляется аргумент, что отношение в глубинных структурах является универсальным для всех языков.

Если это так, то требуется только свести предложения на первом языке к его глубинной структуре, затем автоматически при помощи языковых универсалий перенести эти отношения в эквивалентную глубинную структуру на втором языке и, наконец, приступить к порождению соответствующей поверхностной структуры.

На таких принципах можно было бы так же построить эффективное обучение второму языку. Если же в речи ребенка в наличии на рушения звукопроизношения, то он встречается с затруднениями овладения вторым языком, в дальнейшем обучении в школе.

Эффективность может быть обеспечена при соблюдении требований: учет психофизических особенностей детей и наиболее характерные, проблемы в их речевом развитии; повышение речевой и мыслительной активности детей путем использования различного дидактического материала; развитие фонематического слуха; систематическая работа над звуковым анализом; использование разнообразных словесно - логических упражнений в работе над звуковым составом слов и т.п.

Отклонения в развитии весьма разнообразны по своим видам, они могут относиться к слуховой, зрительной, речевой, моторной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере, а так же к отдельным сторонам психической деятельности: воспитанию, памяти, вниманию, мышлению и т.п.

Степень тяжести любого из отклонений варьирует от самых легких до самых тяжелых, которые могут вызвать затруднения в обучения, и в соответствии с результатами обследования, строить индивидуальный подход в обучении.

Изучение причин школьной неуспеваемости является актуальной задачей. Различные виды инфантилизма описывались в работах Т.А. Власовой (1975), М.Г. Редибойма (1971), И.А. Гаджиев (1976) и других. Инфантилизм который проявляется в поведении и деятельности, есть не что иное как недоразвитие личности ребенка. Л.С. Выгодский писал о том, что формирование личности имеет решающее значение для характеристики человека: оно обеспечивает наиболее высокие, сознательные формы его поведения и деятельности и создает единство всех его отношений к деятельности. В результате любая реакция человека и весь строй его внутренней эффективной жизни определяется теми особенностями личности, которые сложились у него в процессе развития.

Описывая клинические проявления этих состояний, все авторы сохраняют термин, «инфантилизм», поскольку отражает сущность этих состояний. При изучении речи учащихся часть из них страдает нарушением речи.

В процессе нашего осмотра детей обращалось внимание на изучение диагностических критериев, способов и методов обследования различных сторон познавательной деятельности, особенно навыков чтения, письма, счета, решению задач и т.д., а так же системы коррекционно-педагогической работы с ними в условиях массовой школы. Возникла необходимость создания специальных классов при массовых школах, чтобы накапливать и обобщать положительный опыт обучения и воспитания этих детей, а так же вооружить учителя массовой школы знаниям как в общих закономерностях развития детей, так и отклонениях развития. Это дает возможность наметить правльные пути преодоления затруднений.

В период обследования классифицировать недостатки устной и письменной речи:

- обусловленные речевой недостаточностью;

- недостатки выявленные различными причинами (педагогическая запущенность, стертые формы центрального характера, не грубые нарушения артикуляционного аппарата и т.п.);

- недостатки вызванные билингвизмом, полилингвизмом.

Результаты обследования фиксировались, уточнялись, чем обусловлены недостатки учебного процесса: фонематическими нарушениями, педагогической запущенностью, ЗРР и т.п.

По данным обследований учащихся из числа речевых нарушений в 1994 году с ЗРР составляло -2%; 1995 – 1,4%; 2000 – 3,1%. Высокий показатель ЗРР в 2000 г. 3,1% объясняется: изоляцией детей из детского коллектива (упразднена значительная часть детских дошкольных учреждений; отрыв детей из детского коллектива; приток беженцев с речевыми недостатками и т.п.).

Литература:

  1. Власова Т.А., Лебединская К.С. актуальные проблемы клинического изучения ЗРР у детей. // Дефектология. – 1975, №6, - с. 14.

  2. Выгодский Л.С. диагностика развития и клиники трудного детства. М., 1936, - с. 30.

  3. Гаджиев И.А. Критерии готовности детей к обучению школе. Проблемы подготовки детей к школе и приемственности в работе дошкольного учреждения и школы. Махачкала НИИП имени Тахо-Годи, 1996, с.4 -5.

Просмотров работы: 1484