СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

Амиров М.М. 1
1ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Проблема воспитания гражданской активности является весьма актуальной в современных психолого-педагогических исследованиях в связи с тем, что тесно связана социо-политическим становлением человека, развитием правовой и информационной культуры, мировоззренческими основами формирования личности.

Теоретико-методологический анализ трудов в области гражданского воспитания молодежи позволил нам прийти к выводу, что несмотря на многочисленные исследования в этом направлении, отмечается недостаточность работ в области воспитания гражданской активности молодежи средствами информационных технологий.

Между тем, современные информационные технологии и средства активно используются в молодежной среде, выступают сегодня как один из основных факторов влияния на формирование информационной культуры личности, средством для осуществления социальных потрясений, вовлечения молодежи как в позитивные, так и асоциальные антиправительственные акции и мероприятия.

В то же время на многих молодежных образовательных форумах отмечается явственная тенденция на образование и воспитание юношей и девушек средствами информационных технологий. К числу таких форумов можно отнести:

1) Всероссийский молодежно-образовательный форум «Селигер – 2009» (Тверская область, пос. Осташково);

2) Всекавказские молодежные форумы «Машук – 2011», «Машук-2012» (г. Пятигорск, 2010, 2011, 2012);

3) Международные молодежные образовательные форумы «Каспий-2011» и «Каспий-2012» (Карабудахкентский район РД, пос. Манас, 2011, 2012);

4) Всероссийские молодежные образовательные форумы Движения добровольцев Дагестана «3D-формат-2011» и 3D-формат-2012» (г.Избербаш, 2011 и 2012);

5) Межрегиональный молодежный образовательный форум «Медиа-Дагестан» (г. Избербаш, 2012)

В ходе проведения ряда форумом нами проводилось анкетирование участников форума «Машук-2012» для мониторинга возможностей информационных технологий в формировании гражданственности.

В ходе анкетирования мы пытались выяснить, каким образом образовательная программа форума (в том числе и направленная на формирование информационной культуры) повлияла на рост гражданского самосознания участников.

Результаты свидетельствуют о том, что 62% участников отмечают, что в ходе проведения форума у них возрос уровень гражданской активности. Примерно 70,3% участников указывают на рост уровня культуры межнационального общения. При этом у 44% увеличился уровень общероссийской идентичности, а у 74% - уровень патриотизм.

В таблице мы привели данные по характеру взаимосвязи прошедших изменений и посещения различных образовательных программ.

Таблица 1.

Параметр

%

участников

1

Изменения стали результатом основной образовательной программы «Формирование общероссийской идентичности»

33

2

Изменения стали результатом основной образовательной программы «Вовлечение молодежи в социальную и общественно-политическую деятельность государства»

44

3

Изменения стали результатом программы «Технологии организации работы с молодежью посредством современных информационно-коммуникационных технологий»

14,8

4

Изменения стали результатом основной образовательной программы «Гражданское воспитание молодежи в условиях современного общества и поликультурной среды»

29,6

5

Изменения стали результатом информационной программы «Медиа-Кавказ» в целом

29,6

6

Изменения стали результатом программы «Работа в микроблогах»

25,9

7

Изменения стали результатом программы «Блоги: хобби или социальный феномен»

3

8

Изменения стали результатом программы «Репортажная фотосъемка»

11

9

Изменения стали результатом «Российские блогеры-тысячники: причины популярности, технологии продвижения себя в Сети»

3

Проведенный первичный корреляционный анализ изменений с характером образовательной программы показывает, что образовательные программы, направленные на формирование информационной культуры молодежи, несмотря на то, что они носили факультативный характер, привлекли внимание почти трети участников форума и оказали активное воздействие на рост гражданской активности, патриотизма, общероссийской идентичности и культуры межнационального общения.

При этом факультативные программы по технологии «Равный – равному» (информационная программа «Медиа-Кавказ» в целом получила 29,6%) оказались более затребованными по сравнению с основной обязательной программой «Технологии организации работы с молодежью посредством современных информационно-коммуникационных технологий» (14,8%).

Следовательно, формирование гражданской активности молодежи средствами информационных технологий, проводимое молодыми людьми в возрасте до 30 лет оказывается более эффективным, чем аналогичная работа под руководством более опытных людей. Здесь срабатывает эффект «peer-to-peer education», когда источником знаний для молодого человека служит не профессиональный учитель, а его ровесник, уже обучившийся предмету, у которого можно не стесняясь и не испытывая неловкости уточнить, спросить, попросить повторить.

Первичные данные мониторинга позволяют прийти к выводу о необходимости всестороннего теоретико-методологического анализа стихийно формирующейся практики формирования гражданской активности молодежи средствами информационных технологий.

Литература:

1. Богданов А.В. Воспитание гражданской активности подростка в учреждении дополнительного образования детей – Дис. к.п.н. 13.00.01 - Оренбург, 2009. – 173 с.

2. Волобоева Н.Н. Социально-педагогические условия становления активной гражданской позиции подростков в современной школе. Автореф. дис. … к.п.н. 13.00.01. – Омск: ОГПУ, 2008. – С. 7.

3. Кобелева Т.И. Формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проектирования. Дис. … к.п.н. 13.00.01. – - Самара, 2006 – 183 с.

4. Сухарева Т.А. Воспитание гражданской позиции старшеклассников в деятельности молодежных общественных объединений. – Дис. канд.п.н. 13.00.01 – Челябинск, 2008. – 173с.

Просмотров работы: 1893