ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ШУЙСКОМ ФИЛИАЛЕ ИВАНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ШУЙСКОМ ФИЛИАЛЕ ИВАНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Пояснительная записка

Международный характер современного образования выражается в росте академической мобильности студентов, в увеличении числа иностранных студентов в мире.

Проблема адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе представляет собой одну из важных проблем, которую приходится решать руководству вуза, психологам и преподавателям.

От того, как долго по времени и с какими затратами происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи иностранных студентов, процесс их профессионального становления.

Благодаря новым тенденциям в образовательном пространстве у студентов повышается интерес к получению высшего профессионального образования за рубежом. Как результат, огромное количество иностранных студентов обучается в вузах России. В частности, в российских вузах получает профессиональное образование китайская молодежь Это связано с тем, что Россия является страной, где фундаментальные научные знания являются основой вузовского образования.

Актуальными вопросами в условиях интенсивно развивающихся и крепнущих межгосударственных контактов являются приспособление иностранных студентов к образовательному пространству и адаптация к новой социокультурной среде, представленной новым социумом, городом и теми культурно-детерминированными реалиями, с которыми они сталкиваются в ином сообществе. Поднятая проблема адаптации иностранных студентов к иноязычной социокультурной среде становится мировым явлением, требующим педагогического научного решения.

Вопросы приспособления иностранцев к новой среде рассматривались с позиций философии, культурологии, социальной психологии, этнопсихологии, педагогики В настоящее время созданы предпосылки для изучения данного феномена в условиях современного общества и предъявляемых требований к системе образования.

С позиции философии адаптация изучается как социальное понятие, вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников Идея адаптации человека к среде на протяжении развития человечества рассматривалась многими философами Гиппократом, Р. Декартом,

Ш. Монтескьё, Г Спенсером, В Вундтом, В Дильтеем, Э Дюркгеймом и другими.

Своего первого иностранного студента наш университет получил в 2009 году, с годами их численность возрастала. На сегодняшний день доля иностранных студентов в университете невелика, но, тем не менее, этот контингент требует к себе особого внимания прежде всего потому, что студент, попадая в новые для него условия жизни, испытывает большие трудности, сковывающие его деятельность.

Иностранному студенту необходимо привыкнуть к новым климатическим и бытовым условиям, к замене социального окружения, к новой образовательной системе, к новому языку общения, к интернациональному характеру учебных групп и многому другому.

Эффективность обучения студента-иностранца зависит от того, насколько успешно он адаптируется к новой среде. Помочь ему в этом – наша задача.

Проблема адаптации иностранных студентов представлена в российской литературе рядом диссертационных работ в области гуманитарных и медико-биологических наук, монографий и множеством научных статей, анализирующих данную проблему на примере вузов, принимающих на обучение иностранных студентов.

Нас эта проблема интересует прежде всего с социально-педагогической точки зрения, т.к. наша задача помочь студентам-иностранцам как можно быстрее адаптироваться к университетской действительности.

Проанализировав литературу и основываясь на собственном опыте, мы разработали проект адаптации иностранных студентов к новой среде.

Объект: процесс обучения иностранных студентов в российском вузе.

Предмет: адаптации иностранных студентов в российском вузе.

Цель: ускорение процессов адаптации иностранных студентов к вузу, неродной стране и социализации в ней.

Задачи:

- облегчениепроцесса социокультурной адаптации путем знакомства иностранных студентов со страной обучения, её культурой, историей, обществом;

-создание условий для академической адаптации посредством представления особенностей обучения в вузе, обучения на этапе предвузовской подготовки и получения образования в конкретном учебном заведении;

-создания у иностранных студентов положительного представления о себе и ситуации получения образования за пределами родной страны;

-формирование умения вести себя в различных ситуациях межкультурного общения и взаимодействия;

-повышения степени комфортности каждого иностранного студента в условиях обучения в неродной стране.

Гипотеза:

Процесс адаптации иностранных студентов в вузе будет протекать успешнее, если:

-в ходе учебного процесса будут созданы педагогические условия, способствующие согласованию иностранными студентами собственных ценностных основ с социокультурными ценностями российского общества;

-в процессе профессиональной подготовки иностранных студентов в российском вузе преподаватели будут учитывать культурно-детерминированные закономерности вхождения в иносоциокультурную среду и ценностную основу иностранных студентов;

- программа социально-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов в вузе учитывает механизм адаптации личности в новой культуре.

Характеристика Шуйского филиала Ивановского Государственного Университета

Шуйский университет имеет богатые культурные традиции в сфере духовного образования и начинает свою историю с сентября 1816 года, когда в Шуе было открыто духовное училище. За 100 лет существования его окончили многие выдающиеся церковные деятели (архиепископ Савва (1819-1896), архиепископ Агафангел (1812-1876), епископ Афанасий (1887-1926)) и деятели русской культуры (братья Цветаевы, Д.Н. Семеновский и другие). Иван Владимирович Цветаев, став действительным членом Петербургской Академии Художеств, членом-корреспондентом Петербургской Академии Наук, основал и возглавил в 1910 году Музей изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина); его дочь М.И. Цветаева - известнейшая русская поэтесса. Ныне ряд факультетов Шуйского университета размещаются в корпусах бывшего духовного училища.

В 1918 году на основе духовного училища в Шуе были организованы краткосрочные рабоче-крестьянские педагогические курсы - одни из первых в Иваново-Вознесенской губернии. В 1921 году курсы были реорганизованы в педагогический техникум, который в середине 30-х годов был переименован в педагогическое училище имени Н.К. Крупской с присвоением звания образцового. В сентябре 1939 года педучилище преобразуется в учительский институт с двумя факультетами - физико-математическим и естественно-географическим. За период 1939-1953 гг. в институте было подготовлено 1891 учителя. В августе 1952 года на базе учительского института был создан Шуйский государственный педагогический институт (ШГПИ).

В 1972 году было принято правительственное решение о расширении ШГПИ, созданы факультеты педагогики и методики начального обучения, физической культуры, дошкольного воспитания, открыто отделение заочного обучения. В дальнейшем процессы структурной реорганизации продолжались: в 1987 году открылся индустриально-педагогический факультет, а в 1994 - социально-гуманитарный. В 1996 году Шуйский государственный педагогический институт получил статус педагогического университета (ШГПУ). Это уникальное явление в России: провинциальный районный город стал обладателем университета. Образование ШГПУ явилось объективным общественным признанием заслуг, роли и значения вуза в благородном деле подготовки высококвалифицированных работников для всей непроизводственной сферы, но особенно, конечно, для системы просвещения.

16 апреля 2001 года открыт факультет искусств, ведущий подготовку по специальностям «Культурология», «Изобразительное искусство» и «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». В 2010 году университет успешно прошел очередную комплексную оценку деятельности. В результате получена Лицензия на право ведения образовательной деятельности сроком действия до 15 мая 2015 года; вуз аккредитован на 5 лет как государственное образовательное учреждение вида «университет».

За годы своего существования наш вуз подготовил более 20 тысяч дипломированных специалистов .на сегодняшний день учатся 64 иностранных студента. Из Туркмении, Азербайджана, Молдова, КНР, Таджикистан, Узбекистан.

Предпроектный этап. Пилотажное социологическое исследование, на выявление проблем адаптации

Анкетирование иностранных студентов филиалу ИВГУ

Исследование проводилось в ноябре 2012 года в виде анкетирования с иностранными студентами. Всего приняли участие 50 студентов. В итоге были выявлены следующие результаты:

Диаграмма 1

1.Скажите, пожалуйста, что в России Вам делать сложнее всего?

И так, мы видим основную проблему: учиться в университете для студентов иностранцев сложнее всего. Меньше всего проблем в общении с одногруппниками.

Диаграмма 2

2.Как Вам облегчить процесс обучения ?

Из данной диаграммы видно, что есть нужда в увеличении индивидуальных занятий. И несколько студентов предложили свой вариант- давать побольше времени на выполнение домашних заданий.

Диаграмма 3

3.Что понравилось, когда Вы приехали в Россию?

Мы видим, что неким стимулом проживания и учебы является наличие здесь земляков. И меньшим является погодные условия и город.

Диаграмма 4

4.В общежитии Вам не нравится

Можно сделать вывод, что к перенаселенности в общежитии сложно привыкнуть.

Диаграмма 5

5.Кто Вам помогает, когда у Вас возникают проблемы?

Отсюда следует вывод, что решать проблемы иностранным студентам помогают землячество и друзья. Так же видно, что за помощью к преподавателям не обращаються.

Диаграмма 6

6. Что нужно сделать, чтобы Вы лучше адаптировались к жизни в России и учёбе в филиале ИВГУ?

Из данной диаграммы видно, что праздникам своих культур отдают большее предпочтение. А это говорит и о небольшом интересе к культуре российской.

Таким образом, выявлены следующие проблемы:

1.учеба сложная, т.к. есть потребность в увеличении индивидуальных занятий.

2.тесная связь с землячеством, но не с русскими студентами.

На решение таких проблем направлен наш проект.

Анкетирование русских студентов филиала ИВГУ

Исследование проводилось в ноябре 2012 года в виде анкетирования с русскими студентами. Всего приняли участие 50 студентов. В итоге были выявлены следующие результаты:

Диаграмма 7

1.Каково Ваше отношение к иностранным студентам. Поясните Ваше мнение.

Положительное отношение к иностранным студентам очевидна. Но 2 % ответили, что моим лучшим другом является иностранный студент.

Диаграмма 8

2.Считаете ли Вы правильным, что студенты приезжают из других стран учиться в Россию . Поясните, пожалуйста, Ваше мнение

Диаграмма 9

3. Готовы ли Вы помочь студентам иностранцам, если они обратятся к Вам за помощью. Поясните, пожалуйста, Ваше мнение

Из диаграммы следует вывод, что58% русских студентов в помощи иностранным студентам не откажут. И 42% не собираются это делать, т.е. всего на 16% меньше, чем в первом случае. Абсолютно доброжелательной такую ситуацию не назовёшь.

Диаграмма 10

4. Хотели бы Вы совместно проводить свой досуг с людьми другой нации и культуры. Поясните, пожалуйста, Ваше мнение

Познание культуры другой нации для русских студентов интересно только в 45%. А 55 % не имеют интереса к такому общению, в том числе 20% агрессивно настроены.

Диаграмма 11

5. Удовлетворяет ли Вас проживание в общежитии с иностранными студентами .Поясните, пожалуйста, Ваше мнение

И так, мы видим, что проживание в общежитии с иностранными студентами удовлетворяет большинство русских студентов, но тем не менее есть студенты, которые не довольны с их поведением в общежитии.

Таким образом, выявлены следующие проблемы:

1.Не все русские студенты готовы помочь иностранцу в трудную минуту.

2.Не желание проводить досуг с иностранцами.

3.Проживание в одном общежитии тоже не всех русских студентов удовлетворяет.

Для решения проблем мы разработали проект, используя методику социально-педагогического проектирования С.М.Машевской [11].

Социально-педагогический проект

«Подготовительный факультет для иностранных студентов»

Этапы проекта:

Первый этап – информационный (пиар – деятельность); (1 месяц)

Второй этап – организационный; (1 месяц)

Третий этап – основной этап проекта (9 месяцев)

Четвёртый этап – заключительный (1 месяц)

Проект рассчитан на 1 год

Для создания условий успешной адаптациииностранных студентов мы предлагаем создать новый факультет – Подготовительный факультет для иностранных студентов

Подготовительный факультет создается на базе Шуйского филиала ивановского Государственного Университета, который расположен ул. Кооперативная д-20. Подготовительный факультет должен работать до начала обучения студента по основной учебной программе, на платной основе.

Данный факультет позволит иностранным студентам рационально использовать своё свободное время, реализовать свою инициативность в различных видах трудовой и досуговой деятельности, освоить русский язык.

Цель факультета: подготовка студентов к обучению и к жизни в вуза через образовательную, профориентационную и досуговую деятельность.

Задачи:

1.Организация образовательной деятельности (посещения занятий по курсу, участия в научных конкурсах, в публикациях вуза…)

2. Организация профориентационной деятельности (получение представления о возможностях после окончания каждого факультета, консультации со специалистами в разных областях)

3. Организация досуговой деятельности (спортивных секций, танцевальных и вокальных объединений, участие в районных, областных конкурсах, соревнованиях и фестивалях, выезды на международные мероприятия)

Программа социально-педагогического проекта «Подготовительный факультет для иностранных студентов в филиала ИВГУ»

Этапы и направления работы

Формы работы

Задачи

Ответственные

Информа

ционный этап

Реклама подготовительного факультета:

-размещение в интернете, на сайте ШГПУ о существовании под.фака ;

-раздача листовок, объявления по ТВ, СМИ и др.

заинтересовать абитуриентов иностранцев о поступлении в под.фак

Приемная комиссия

  1. Организационный этап

  1. Создание инициативной группы

  2. Создание под.фака на базе ВУЗа

  3. Поиск денежных средств на реализацию проекта «Социально-педагогический проект создания подготовительного факультета»

  4. Открытие новых бюджетных ставок педагогов-организаторов, , социального педагога, психолога, преподавателя по русскому языку, декана, зам декана, секретаря

  5. Установление связей с социальными институтами и учреждениями г. Шуя

  6. заключение договоров с администрацией

  7. привлечь спонсоров

обеспечить территорию и помещения для организации подготовительного факультета

Ректорат (ректор, проректор по учебной работе, проректор по научной работе, советник при ректорате по международной деятельности), отдел международных отношений

  1. Основ

ной этап проекта

Направления работы:

Работа в социуме:

Оздоровительное направление:

1.Организация пед. Коллектива. Студенческого самоуправления.

2.Первичная диагностика уровня знаний русского языка, досуговых интересов иностранных студентов

3.Занятия научной деятельностью, на конференциях , обучение русскому языку преподавателями ШГПУ, шефство студентов ИФФ над иностранными студентами, выезды в города на международные мероприятия. Экскурсии по городам вместе с русскими студентами,

4.Проведение массовых мероприятий и праздников с участием иностранных студентов (спортивные соревнования; культурно-массовые мероприятия, выставки. фестивали посвященные Дню города, празднику «Масленица», празднованию Нового года, Дня Победы, День международного студента и т.д).

Организация физкультурно-оздоровительной деятельности на факультете:

-вовлечение студентов иностранцев в спортивные секции (бокс, лёгкая атлетика, футбол, и др.) ;

1.Создание Устава

2.Выявить интересы и склонности к определенному виду деятельности у студентов;

3.Обеспечить занятость студентов в свободное время и знакомство с русской культурой.

4.Способствовать успешной социализации студентов

Отдел международных отношений, первичная профсоюзная организация студентов и аспирантов, отдел воспитательной работы со студентами

  1. Заключительный этап

Вторичное исследование выявления степени адаптированности иностранных студентов .

Анализ реализации проекта

Выявить уровень адаптации студентов иностранцев.

Инициативная группа

Бизнес-план проекта

(расчёт на период в 1 год)

№ п/п

Статья расхода:

Сумма:

Источники финансирования:

1

Расходы на проведение пиар-акции

10 тыс.

ВУЗ как юридическое лицо. сторонние меценаты (предприниматели, заинтересованные лица)

2

Покупка мебели

100 тыс.

ВУЗ как юридическое лицо. сторонние меценаты (предприниматели, заинтересованные лица)

3

Оборудование

60 тыс.

спонсоры , грант

4

Организация поездок на мероприятия , на экскурсии

30тыс.

Грант, ВУЗ

5

Расходы на организацию и деятельность досуговых объединений

300 тыс.

ВУЗ как юридическое лицо. сторонние меценаты (предприниматели, заинтересованные лица)

6

Заработная плата педагогов под.фака

600 тыс.

ВУЗ как юридическое лицо

Итого:

 

1.100 тыс

 

Планируемый результат

В результате реализации данного проекта мы планируем получить следующее:

  1. Будет организован и станет активно работать подготовительный факультет, на котором реализуются такие направления, как образовательное, оздоровительное, творческое, досуговое.

  2. Повысится мотивация в изучении русского языка и уровень владения им.

  3. Повысится уровень реализации иностранными студентами своего творческого потенциала, способностей и самореализации.

  4. Снижение уровня не подготовленности к учёбе в ВУЗе.

Практическая значимость проекта

Практическая значимость исследования: разработаны научно-практические рекомендации, направленные на преодоление трудностей, связанные с адаптацией иностранных студентов в вузе и приспособлением к новой социокультурной среде, на согласование ценностной основы иностранных студентов с ценностями нового сообщества Описаны педагогические условия успешной адаптации и разработана программа сопровождения. Полученные результаты и выводы могут быть использованы в широкой практике высшего профессионального образования для осуществления эффективной педагогической помощи иностранным студентам, имеющим проблемы адаптационного характера.

Список литературы

  1. Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. М. 2007,

  2. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции / Л.Н. Боронина, Ю.Р. Вишневский, Я.В. Дидковская и др. // Университетское управление: практика и анализ. – 2001. – № 4(19).С. 178 .

  3. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. СПб.: СПбГУ, 1994.

  4. Боронина Л.Н., Вишневский Ю.Р., Дидковская Я.В. Адаптация первокурсника: проблемы и тенденции // Университетское управление: практика и анализ. М. 2001, №4(19)

  5. Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. – СПб., 1995. С. 10.

  6. Гришанов, Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов / Л.К. Гришанов,В.Д. Цуркан // Психолого-педагогически аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе г. Кишинев: Кишиневский.госуд. ун-т,. 1990. - С. 20.

  7. Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни // Социс. М., 2001, №9.

  8. Иванова М.А. Проблемы адаптации иностранных студентов в вузе. Деп. в НИИ ВШ 28.11.79, № 4033-78, 15 с.

  9. Иванова М.А., Титкова Н.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе. – СПб., 1993.

  10. Корель Л. В. Социология адаптаций: Вопросы теории, методологии и методики. – Новосибирск: Наука, 2005. – 424 с. ISBN 5-02-032352-7

  11. Методика социально-педагогического проектирования С.М.Машевской

Просмотров работы: 11791