РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В условиях современной системы образования, реформирования системы силовых структур и исполнения наказаний (сокращение в образовательных учреждениях ставок «социальный педагог», «психолог»; сокращение количества инспекторов по делам несовершеннолетних, наличие минимального количества психологов и отсутствие специалистов по социальной работе и социальной педагогике в системе исполнения наказаний) особо актуальным становится вопрос профилактики правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, а также ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей.

В Федеральном законе «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», в статье 9 п.9 «ресоциализация» определена в перечне основных направлений и форм деятельности субъектов системы профилактики правонарушений. Согласно данным Министерства внутренних дел Российской Федерации в 2012 году каждое двадцатое (5,1%) расследованное преступление совершено несовершеннолетними или при их соучастии.

Реализация Республиканской целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 2006-2010 гг. позитивным образом повлияла на криминогенную обстановку среди несовершеннолетних в Республике Башкортостан. В г. Уфа реализована Целевая программа профилактики асоциальных проявлений в подростково-молодежной среде, пропаганды здорового образа жизни «ПОДРОСТОК» на 2007-2010 гг. и программа социально-медико-психологической поддержки семей с детьми и детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, в том числе отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, а также условно осужденных «Ты не один» на 2009-2011 гг.

Появляется необходимость активизации деятельности специалистов педагогического, социально-педагогического профиля по привлечению потенциала современного социума для разрешения проблем несовершеннолетних правонарушителей.

Социальные институты, в частности центры психолого-медико-социального сопровождения являются огромным потенциалом социума, решающим социально-психологические проблемы, в частности проблемы несовершеннолетних правонарушителей.

Анализ публикаций по вопросу правонарушений несовершеннолетних выявил определенный научный потенциал и опыт практической деятельности по отдельным аспектам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Исследованием правовых аспектов проблемы занимались Б.Н. Алмазов, А.И. Долгова, В.Д. Ермаков, Г.М. Миньковский, З.Р. Панаева и др. Социально-педагогические проблемы возникновения отклоняющегося поведения несовершеннолетних изучали Ю.В. Гербеев, А.Л. Гройсман, Э.Г. Костяшкин, Г.А. Медведев, И.А. Невский и др. Вопросы диагностики отклонений в поведении несовершеннолетних разработаны у А.С. Белкина, В.М. Обухова, В.Г. Степанова и др. Различные подходы к воспитательной работе с трудными подростками, методологические вопросы профилактики правонарушений предлагают Ю.М. Аксенов, С.И. Андреев, А.С. Белкин, Н.И. Пашина, Ю.И. Юричка и др. Психологическая характеристика личности, правосознание несовершеннолетнего правонарушителя, источники его криминогенной деформации проанализированы М.А. Алемаскиным, С.А. Беличевой, В.Н. Кудрявцевой, Э.Л. Раднаевой, В.М. Раевой и др.

В силу вышеизложенного, данное исследование является востребованным и актуальным. Особо актуален вопрос выявления условий ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения. Анализ современного состояния исследований и практики ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей свидетельствует о существовании объективных противоречий:

- между осознанием и объективной потребностью в целостном научном осмыслении процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в условиях центра психолого-медико-социального сопровождения и доминированием криминологических и социологических подходов в исследованиях;

- между необходимостью изучения механизмов влияния социальных институтов на ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей и не разработанностью научных позиций по данному вопросу;

- между потребностью общества в высококвалифицированных специалистах для работы с несовершеннолетними правонарушителями по вопросу ресоциализации и отсутствием возможности повышения квалификации специалистов по данному направлению.

Малоисследованным остается вопрос о роли социальных институтов в процессе ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества (условно осужденные, состоящие на учете в отделах по делам несовершеннолетних, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав). Особо актуален вопрос уточнения социально-педагогических условий ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей. Кроме того, отмечается отсутствие научно обоснованных критериев и показателей анализа качества и результативности ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей. В силу вышеизложенного очевидна востребованность и своевременность данного исследования. В процессе рассмотрения вопроса определилась проблема исследования – ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей. Актуальность рассматриваемой проблемы, обозначенные противоречия и проблема исследования обусловили выбор темы: «Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей в условиях центра психолого-медико-социального сопровождения».

Цель исследования: заключается в выявлении социально-педагогических условий ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в Центре психолого-медико-социального сопровождения.

Объектом исследования является процесс ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.

Предметом исследования выступают социально-педагогические условия ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в Центре психолого-медико-социального сопровождения.

Гипотеза исследования строится на предположении о том, что ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей в Центре психолого-медико-социального сопровождения будет протекать эффективно, если:

- будет использован деятельностный и социально-педагогический подход в ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей;

- будет разработана и внедрена модель ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей;

- будут разработаны критерии и определены уровни ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей;

- будет внедряться комплексная программа по ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучить теоретические основы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.

  2. Разработать программу по ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения.

  3. Выявить социально-педагогические условия ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в Центре психолого-медико-социального сопровождения.

Методологическую базу исследования составили философские положения об определяющей роли социокультурной микросреды в процессе становления личности; идеи гуманистического (Ш. А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский), деятельностного (М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), культурологического (В.Л. Бенин, Г.И. Гайсина, И.Ф. Исаев) подходов к социализации личности; положение о правосознании как особой форме общественного сознания.

Теоретической базой исследования выступают:

– теория воспитания А.С. Макаренко;

– теория социально-педагогической деятельности (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, А.В. Мудрик, В.С. Торохтий);

– теория эффективной организации воспитательного процесса несовершеннолетних правонарушителей (Ю.М. Аксенов, Н.Н. Савина, С.Т. Шацкий, Ю.И. Юричка);

– теории правовой культуры и правосознания (В.А. Ильин, Г.А. Мухина);

– теория самореализации личности (И.С. Кон, А. Маслоу, А.В. Петровский).

Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса методов: теоретические методы: понятийно терминологический анализ, синтез и обобщение литературы; анализ нормативных документов; моделирование; эмпирические методы: диагностические (наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос); математические (ранжирование, шкалирование); опытно-экспериментальная работа.

Базой исследования выступило: Муниципальное бюджетное учреждение Городской центр психолого-медико-социального сопровождения «ИНДИГО» городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Исследованием охвачено 500 несовершеннолетних, 30 специалистов.

Основные этапы исследования:

Первый этап: 2010-2011 гг. (Поисково-теоретический). Осмысление теоретико-методологических основ исследования. Определение и теоретическое осмысление проблемы исследования, методологических подходов к проблеме ресоциализации. Разработка теоретической концепции исследования. Изучение и анализ источников по проблеме.

Второй этап: 2011-2012 гг. (Опытно-экспериментальный). Разработка и реализация опытно-экспериментальной работы. Разработка и реализация программы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей. Систематизация теоретического и эмпирического материалов.

Третий этап: 2012-2013 гг. (Заключительно-обобщающий). Анализ и обобщение результатов исследования. Подготовка выводов, полученных на предыдущих этапах. Систематизация и обработка материалов исследования. Оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем: уточнено понятие «ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей»; определены социально-педагогические условия эффективной ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в Центре психолого-медико-социального сопровождения; разработана модель ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении критериев оценки эффективности, уровней и этапов ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в Центре психолого-медико-социального сопровождения; в выявлении социального портрета несовершеннолетних правонарушителей.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования программ, методик специалистами, осуществляющими ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей – социально-педагогическое явление, отражающее процесс становления несовершеннолетнего в социально-одобряемой деятельности.

2. Ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей возможно осуществлять в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения.

3. Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения будет эффективна при создании следующих условий:

- разработке, внедрении и реализации комплексных программ по ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей;

- подготовке и переподготовке кадров к работе по ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей;

- включении несовершеннолетних правонарушителей в социально-одобряемою деятельность.

4. Модель ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения раскрывает сущность целевого, технологического, результативного компонентов.

5. Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей определяется совокупностью критериев.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются применением спектра различных адекватных целям и задачам исследования методик. Надежность полученных результатов обеспечивается достаточным объемом выборки и качественным и количественным анализом данных.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы в МБУ ГЦ ПМСС «ИНДИГО» ГО г. Уфа РБ. Основные положения исследования и его результаты докладывались и обсуждались на конференции Развитие системы мер по профилактике наркомании и алкоголизма в учреждениях начального и среднего профессионального образования в условиях внедрения Федерального государственного образовательных стандартов нового поколения (ФГОС)» (Уфа, 2010 г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные технологии в формировании молодежного потенциала современного общества» (Уфа, 2010); на «круглом столе» в рамках Дней молодежной науки в Республике Башкортостан-2011 «Молодежь Башкортостана в XXI веке: проблемы, потребности, перспективы» (Уфа, 2011); на «круглых столах» в рамках проведения сезонных сборов подростков группы «социального риска» (Уфа, 2012); в рамках Открытой декады «Семья – пространство любви» (Уфа, 2012).

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 154 наименования, глоссария и 5 приложений.

Основное содержание исследования

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены проблема, объект, предмет, цель, задачи, сформулированы положения гипотезы, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, определена его методологическая и экспериментальная база, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, обозначены этапы исследования, приведены данные об апробации и внедрении результатов исследования.

В первой главе «Теоретические основы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей» представлен теоретический анализ проблемы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей. Раскрыта сущность понятия «ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей», содержание процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей и представлена модель ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения.

Как таковое понятие «ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей» в науке и практике не является установленным и единым. «Ресоциализация» рассматривается в широком и узком смыслах, соответственно выстраивая понятие в различных аспектах.

В результате теоретического анализа установлено, что ресоциализация является междисциплинарной проблемой и с точки зрения юридических, социологических, психолого-педагогических наук рассматривается как: часть социализации; процесс адаптации либо реабилитации; научение либо усвоение или освоения новых знаний; повторная социализация; вид изменения (ценностей, норм, поведения, ролей); приобретение, процесс восстановления; замена прежнего опыта новым; перевоспитание и т.д.

Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей нами определяется, как социально-педагогическое явление, отражающее процесс становления несовершеннолетнего в социально-одобряемой деятельности.

Теоретический анализ и опыт профессиональной деятельности позволяет нам сделать вывод, что наиболее эффективно проблему ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей возможно решить в педагогической и социально-педагогической деятельности.

Рассматривая ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей как социально-педагогическую проблему отметим, что основной технологией процесса ресоциализации несовершеннолетних является межведомственное взаимодействие специалистов, работающих с несовершеннолетними правонарушителями, содержанием процесса является сопровождение.

В социально-педагогической практике необходимо рассматривать решение проблемы ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей с нескольких позиций.

Целью процесса ресоциализации является восстановление несовершеннолетнего в качестве социализированного члена общества. Для этого необходима разработка организационно-правовых и психологических механизмов ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей и социально-педагогических условий их реализации.

Процесс ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей опирается на определенные принципы и осуществляется при наличии определенных факторов. В своей основе процесс ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей подразделяется на этапы, имеющие определенные уровни. Процесс ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в условиях центра психолого-медико-социального сопровождения направлен на решение следующих задач:

- повышение качества межведомственного взаимодействия компетентных специалистов (органов, учреждений), задействованных в работе с несовершеннолетним;

- создание комплексных программ (проектов);

- организация социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего;

- оказание методической помощи специалистам, осуществляющих работу с несовершеннолетним.

В России существует система защиты прав несовершеннолетних, идентичная по своему назначению ювенальной юстиции Запада. В основе отечественной модели воспитания лежит взгляд на несовершеннолетнего как на объект педагогической деятельности. Цель воспитания − гармоничное и всестороннее развитие нравственной личности. На Западе цель и ценность − саморазвитие несовершеннолетнего как самостоятельной и независимой личности. В условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения несовершеннолетний правонарушитель выступает субъектом ресоциализации. В процесс ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей вовлечены иные социальные институты, службы и ведомства (Рисунок 1).

Рис.1. Модель субъект-субъектных связей процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей

Центр психолого-медико-социального сопровождения как социальный институт осуществляет комплексную работу по социально-педагогическому сопровождению несовершеннолетних правонарушителей, включая организацию досуга, содействие в трудоустройстве, организацию летнего отдыха и оздоровления. Процесс ресоциализации, направленный на недопущение повторных правонарушений, происходит непрерывно. Каждый социальный институт (семья, учреждения образования, молодежной политики, культуры и искусства, здравоохранения, общественные организации и т.д.) выполняет ресоциализирующие функции в отношении несовершеннолетнего правонарушителя на каждом из отдельных этапов ресоциализации.

На процесс ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей оказывает влияние специфика работы центров психолого-медико-социального сопровождения, виды услуг и основные его функции. Центры психолого-медико-социального сопровождения осуществляют свою деятельность, находясь в ведении различных министерств: труда и социальной защиты; образования; спорта и молодежной политики; юстиции и т.д.

Таким образом, одним из важных направлений деятельности Центров психолого-медико-социального сопровождения может выступать ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей, результатом которой является восстановление несовершеннолетнего в качестве социализированного члена общества (Рисунок 3).

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в условиях центра психолого-медико-социального сопровождения» представлен анализ опытно-экспериментальной работы на базе Муниципального бюджетного учреждения Городского центра психолого-медико-социального сопровождения «ИНДИГО» городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

В параграфе 2.1 рассматривается организация работы Центра психолого-медико-социального сопровождения по ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей. Работа в данном направлении ведется на основании создаваемых программ по работе с несовершеннолетними правонарушителями, адаптируемые к условиям Центра психолого-медико-социального сопровождения.

Рис.2. Модель деятельности специалистов Центра психолого-медико- социального сопровождения с несовершеннолетними правонарушителями

Несовершеннолетнего сопровождают по всем отделам согласно программе социального педагога (Рисунок 4).

В параграфе 2.2 представлен комплекс социально-педагогических условий ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, реализуемых в МБУ ГЦ ПМСС «ИНДИГО». Приведены результаты анкетирования по выявлению интересов несовершеннолетних правонарушителей. На основании результатов анкетирования определен социальный портрет несовершеннолетнего правонарушителя.

Рис.3. Модель ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей

в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения

Рис. 4. Система социально-педагогического сопровождения специалистами отдела социальных программ МБУ ГЦ ПМСС «ИНДИГО» несовершеннолетних правонарушителей

Представлены данные о количестве мероприятий, проведенных в рамках реализации программ по работе с несовершеннолетними правонарушителями.

В параграфе 2.3 анализируется опытно-экспериментальная работа в условиях МБУ ГЦ ПМСС «ИНДИГО».

Приведены результаты опытно-экспериментальной работы. Описаны результаты проектной методики «Моя будущая профессия». Представлена разработанная методика «Акция «Молодежь Башкортостана».

Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей является мерой пресечения взрослой преступности. Воздействие общества через Центры психолого-медико-социального сопровождения на несовершеннолетнего правонарушителя является смягчающей обстоятельство мерой, чем отбывание наказания в закрытых учреждениях.

Выделены три уровня оказания помощи несовершеннолетнему правонарушителю: кризисный; базовый; экстренный.

Представленная программа является Программа ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей «Здравствуй! Это Я!» успешно реализуется и оказывает комплексную психолого-медико-педагогическую и социально-правовую помощь несовершеннолетним правонарушителям, их близким, родным и специалистам, работающим с данной категорией.

Таблица 1

Характеристика уровней ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения

Компоненты ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей

Критерии

ресоциализации

Уровневые проявления показателей

Низкий

Средний

Высокий

Мотивационный

Наличие мотивации и самости

Отсутствие мотивации и самости

Понимание и принятие самости

Потребность в самореализации, саморазвитие, самовоспитание

Деятельностный

Поведение в рамках закона, наличие творчества,

волонтерской деятельности, отношение к труду и учебе

Наличие повторных правонарушений;

отказ от участия в волонтерской деятельности;

отсутствие творчества; отсутствие трудовой деятельности и профессии; отсутствие образования

Понимание необходимости законопослушания;

поиск возможных вариантов участия в волонтерской деятельности;

проявление интереса к творческой деятельности;

поиск новых форм самовыражения (участие в соревнованиях, конкурсах, мероприятиях);

поиск работы и профессиональная ориентация;

наличие учебной деятельности

Отсутствие правонарушений;

активное участие в волонтерской деятельности;

активное участие в творческой деятельности;

приобретение новых форм самовыражения (участие в соревнованиях, конкурсах, мероприятиях), достижение высоких результатов;

наличие работы и стабильного заработка;

высокие достижения в учебной деятельности

Когнитивный

Наличие знаний, представлений о социуме

Поверхностные знания и представления о нормах, правилах поведения в обществе, о социальных ролях

Неполные знания и представления о нормах, правилах поведения в обществе, о социальных ролях;

понимание необходимости повышения образования

Обширные знания и представления о нормах, правилах поведения в обществе, о социальных ролях;

повышение уровня образования (курсы, семинары и т.д.)

Здоровьесберегающий

Ведение здорового образа жизни

Отсутствие навыков сохранения здоровья; наличие хронических заболеваний

Периодические срывы состояния здоровья; периодическое употребление психоактивных веществ

Отсутствие хронических заболеваний, наличие навыков сохранения здоровья; постоянное ведение здорового образа жизни

Выделены следующие критерии ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения: наличие мотивации и самости; законопослушное поведение; наличие творчества; волонтерская деятельность; отношение к труду и учебе; наличие знаний, представлений о социуме; ведение здорового образа жизни.

Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности предложенных условий ресоциализации в центре психолого-медико-социального сопровождения. Прослеживается динамика показателей уровня мотивации несовершеннолетних правонарушителей: «высокий» (+1,2%), «слишком высокий» (+20,6%). Отмечены изменения показателей уровня представлений молодежи методики «Акция «Молодежь Башкортостана!». В ходе опытно-экспериментальной работы разработаны и реализованы диагностические методики при работе с несовершеннолетними правонарушителями в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения.

Разработаны программы по работе с несовершеннолетними правонарушителями в летний период.

При анализе содержания и результатов работы выявлены нерешенные социально-педагогические проблемы:

- неготовность несовершеннолетних правонарушителей к ресоциализации (отсутствие либо слабовыраженные мотивы).

В Заключении обобщены и представлены результаты исследования.

Проведенное исследование по ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Ресоциализация является междисциплинарной проблемой. Понятие «ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей» в науке и практике не является установленным и единым. Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей рассматривается, как социально-педагогическое явление, отражающее процесс становления несовершеннолетнего в социально-одобряемой деятельности, целью которого является восстановление несовершеннолетнего в качестве социализированного члена общества.

2. Разработанная и реализованная в ходе опытно-экспериментальной работы модель ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения основана на определенных принципах (открытости; компетентности; социально-одобряемой деятельности; гуманности; комплексности и т.д.), и подвержена влиянию факторов (повторных правонарушений; благоприятного социального окружения; увлечений (хобби); образования (успеваемость в ОУ); различных видов и форм заболеваний; стабильного заработка; участия в социально-ориентированной деятельности; профессиональной и социальной компетентности специалистов, работающих с несовершеннолетним правонарушителем; социально-педагогического, психологического и медицинского сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя т.д.).

3. Выделено 3 этапа процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей (подготовительный этап; основной; заключительный), имеющие определенные уровни (единичный, частный, общий, универсальный).

4. При оценке эффективности процесса ресоциализации необходимо применять определенные критерии: наличие мотивации и самости; законопослушное поведение; наличие творчества; волонтерская деятельность; отношение к труду и учебе; наличие знаний, представлений о социуме; ведение здорового образа жизни.

5. Основным содержанием процесса ресоциализации является социально-педагогическое сопровождение, технологией ресоциализации несовершеннолетних выступает межведомственное взаимодействие.

6. Социально-педагогическими условиями ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей является: использование (разработка, внедрение и реализация) программных методов; подготовка и переподготовка кадров, занимающихся сопровождением несовершеннолетних правонарушителей; включение несовершеннолетних правонарушителей в социально-одобряемою деятельность.

7. Программа ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей направлена на социально-педагогическую, психолого-медицинскую, правовую помощь несовершеннолетним правонарушителям, их близким, родным и специалистам, работающим с данной категорией. Лекционно-просветительская и методическая деятельность в рамках программы, направлена на профилактику асоциальных проявлений в подростково-молодежной среде, пропаганду здорового образа жизни, организацию досуговой деятельности несовершеннолетних правонарушителей, включение в социально-одобряемую (волонтерскую) деятельность, содействие в трудоустройстве и профессиональной ориентации.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Даутова, И.З. Учет возрастных особенностей подростков группы «социального риска» в работе В помощь организатору летнего отдыха. Методическое пособие для специалистов подростковых клубов [Текст] / И.З. Даутова. – Уфа, 2009. – С. 106-113.

2. Даутова, И.З. Социально-педагогический тренинг как форма профилактики подростковых правонарушений В помощь организатору летнего отдыха. Методическое пособие для специалистов подростковых клубов [Текст] / И.З. Даутова. – Уфа, 2009. – С. 82-90.

3. Даутова, И.З. Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, состоящих на учете в ОДН, КДНиЗП в летний период [Текст] / И.З. Даутова // Молодежь столицы: проблемы, опыт, перспективы развития: Программа межрегиональной научно-практическая конференция 7-8 декабря 2009 г. – Уфа. – С.18.

4. Даутова, И.З. Социально-педагогическое сопровождение подростков группы «социального риска» и «особой категории» в рамках межведомственного взаимодействия [Текст] / И.З. Даутова // Опыт и проблемы социально-педагогической деятельности: Материалы Городской научно-практического семинара для социальных педагогов общеобразовательных учреждений (17 марта 2010 г.). – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. – С. 15-18.

5. Даутова, И.З. Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей средствами социального потенциала современной молодежи [Текст] / И.З. Даутова // Инновационные технологии в формировании молодежного потенциала современного общества: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 21-22 октября 2010 г. / В 2-х частях. Часть I. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2010. – С. 182-183.

6. Даутова, И.З. Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей средствами социального потенциала современной молодежи [Текст] / И.З. Даутова //Развитие системы мер по профилактике наркомании и алкоголизма в учреждениях начального и среднего профессионального образования в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС): Программа конференции для заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, педагогов-психологов, воспитателей и заведующих общежитиями учреждений начального и среднего профессионального образования 25 ноября 2010 г. – Уфа. – 2010. – С.5.

7. Даутова, И.З. Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей средствами социального потенциала современной молодежи [Электронный ресурс] / И.З. Даутова. – Режим доступа: http: //www.mpsrb.ru/youth_policies_rb/support_and_encourage_young_people_nuchnoy/days_of_youth_science_in_the_republic_of_bashkortostan_2011/round_table.php.

22

Просмотров работы: 8311