Кроме того, при отражении фактов хозяйственной жизни организации в бухгалтерском учете могут быть совершены различные ошибки, описки, неточности и исправления. Вследствие чего только в ходе полной инвентаризации можно определить насколько содержание учетных данных соответствует фактическим объему и стоимости материальных запасов организации.
Порядок проведения инвентаризации регламентируется нормативными актами. [1, 2, 8]
Инвентаризация материалов охватывает проверку действительного наличия материалов в натуре по местам их расположения. Дата проведения, устанавливаются руководителем предприятия.
Ответственными за проведение инвентаризации является инвентаризационная комиссия. Её состав утверждает руководитель организации, и включает работников бухгалтерии, работников инженерно-технического отдела, а также аудиторов.
На начало проверки реального наличия материалов инвентаризационная комиссия должна иметь:
приходные и расходные документы последней инвентаризации;
отчеты о движении по счёту 10 «Материалы».
Перед началом инвентаризации материально ответственные лица должны дать расписки о том, что все первичные документы на материальные ценности находятся в бухгалтерии и, что все ценности, которые поступили под их ответственность, оприходованы, а выбывшие ценности списаны в расход.
В инвентаризационных описях отражаются сведения о фактическом наличии материалов и реальности учтенных материальных ценностей. Опись составляется в двух экземплярах и более. Все данные результатов инвентаризации, которые приведены в отчетном году подытоживаются в ведомости результатов. Для инвентаризации материалов предусмотрены стандартизированные формы первичной документации, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Формы первичной учетной документации инвентаризации материалов
Наименование документа |
Номер формы |
Документ, которым утверждена форма |
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей |
ИНВ-3 |
Постановление Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 |
Акт инвентаризации товаров отгруженных |
ИНВ-4 |
|
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых (сданных) на ответственное хранение |
ИНВ-5 |
|
Акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути |
ИНВ-6 |
|
Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей |
ИНВ-19 |
|
Ведомость результатов, выявленных инвентаризацией |
ИНВ-26 |
Постановление Госкомстата России от 27 марта 2000 г. № 26 |
Фактические данные из инвентаризационных описей сопоставляются с данными бухгалтерского учета и на основании полученной разницы, если таковая имеется, составляют сличительные ведомости.
Следующим этапом является отображение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете, выявление причин отклонений и выбор способа их отражения в учете. Согласно Федерального закона «О бухгалтерском учете» выявленные излишки материалов относят на финансовые результаты организации, излишки принимаются к учету по рыночной стоимости установленной на дату проведения инвентаризации и отражаются в дебете счета 10 «Материалы» и кредите счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Недостачу материалов списывают по фактической себестоимости, которая состоит из учетной цены материалов и доли транспортно-заготовительных расходов, относящуюся к этим материалам. Расчет доли транспортно-заготовительных расходов устанавливается организацией самостоятельно. Недостачи и потери от порчи материалов списывают в дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредит счета 10 «Материалы» - по учетной цене материалов. В случае если учетной политикой организации предусматривается использование счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», то недостачу надо отразить по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредиту счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Недостача материальных ценностей и их порча в пределах норм естественной убыли списываются со счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» на счета учета затрат на продажу, производство и/или на расходы, основные бухгалтерские проводки представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Недостача материалов в пределах норм естественной убыли
Содержание факта хозяйственной жизни |
Корреспондирующие счета |
|
Дебет |
Кредит |
|
1.Недостача материалов выявленная при инвентаризации (в пределах норм естественной убыли) |
94 |
10 |
2.Недостача списана в затраты на производство стоимость недостающих материалов (в пределах норм естественной убыли) |
20, 23, …, 44 |
94 |
Нормы естественной убыли, для целей налогообложения прибыли, учитываются только в том случае, если они утверждены в порядке, установленном Правительством РФ. [3]
На данный момент в установленном порядке ООО НПО «Мостовик» используют, следующие нормы:
- нормы естественной убыли массы грузов металлургической промышленности при перевозках железнодорожным транспортом; [4]
- нормы естественной убыли строительных материалов при хранении, реализации и перевозки автотранспортом; [5]
Если норма отсутствуют, то убыль определяется как недостача сверх нормы. Недостача материальных ценностей сверх нормы естественной убыли списывается за счет материально-ответственных лиц. При этом могут возникнуть следующие ситуации:
- материально ответственных признаны виновными и согласны с нанесенным ущербом и готовые возместить его;
- материально ответственных признаны виновными, но не могут возместить ущерб по объективным причинам;
- виновные лица не установлены.
Организацией ООО НПО «Мостовик при проведении инвентаризации материальных ценностей в 2011 году была выявлена недостача. Фактическая себестоимость недостающих материалов – 50 000руб., в том числе в пределах норм естественной убыли – 4 500 руб. Рыночная стоимость – 67 000 руб. Материально ответственное лицо – виновник недостачи - на основании приказа руководителя организации возмещает рыночную стоимость недостающих материалов в сумме 12 500 руб.
Таблица 3 – Инвентаризация материалов в ООО НПО «Мостовик» за 2011 год
Содержание факта хозяйственной жизни |
Корреспонденция счетов |
Сумма, руб. |
|
Дебет |
Кредит |
||
1.Отражена недостача материалов по фактической себестоимости |
94 |
10 |
50 000 |
2. Отражена недостача материалов в пределах норм естественной убыли |
26 |
94 |
4 500 |
3. Отражена задолженность материально ответственного лица: |
|||
–недостача материалов по фактической себестоимости ; |
73-2 |
94 |
45 500 |
–недостача материалов, как разница между рыночной стоимостью и фактической себе стоимостью |
73-2 |
91-1 |
12 500 |
4. Получены деньги от материально ответственного лица в погашение задолженности по возмещению ущерба |
50 |
73-2 |
12 500 |
В ходе инвентаризации в ООО НПО «Мостовик» 2011 году на складе обнаружена недостача средств индивидуальной защиты на общую сумму 4 500 руб. В недостаче виновен кладовщик, который признал свою вину и согласился полностью возместить ущерб. В данном случае для средств индивидуальной защиты не предусмотрены нормы естественной убыли, соответственно вся недостача будет подлежать возмещению с кладовщика.
Отразим основные бухгалтерские записи в таблице 4.
Таблица 4 - Инвентаризация материалов в ООО НПО «Мостовик» за 2011 год
Содержание факта хозяйственной жизни
Корреспонденция счетов
Сумма, руб.
Дебет
Кредит
1.Отражена недостача средств индивидуальной защиты
94
10-10
4500
2.Отражена задолженность материально ответственного лица
73-2
94
4500
3.Из заработной платы удержана сумма материального ущерба
70
73-2
4500
В данном случае сумма, взысканная с работника, равна балансовой стоимости недостачи, поэтому ни расходов, ни доходов в бухгалтерском учете не возникает.
Если материальное лицо не признано виновным или руководитель организации принял решение не взыскивать сумму ущерба, то списание недостач и потерь от порчи материальных ценностей сверх норм производится на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Рассмотрим ошибки, чаще всего встречающиеся при проведении инвентаризации материально-производственных запасов:
Не правильно оформлены договора с материально ответственными лицами;
Не правильно оформляются первичные документы по приходу и расходу МПЗ;
В ходе инвентаризации не отображается потеря качественных характеристик МПЗ;
Часто комиссия не обращает внимание на товары длительное время хранящиеся без движения, соответственно не предполагаются меры по их дальнейшему использованию;
Не создают отдельные описи на материалы, которые находятся в пути, на складах других организаций, подвергшихся порче, ненужные, неликвидные, а также не поступившие или отпущенные во время проведения инвентаризации;
Не ведется учет НДС по поступившим МПЗ;
Неправильно производится списание МПЗ по видам расходов (на основное производство, косвенные расходы и др.);
Существуют и другие недостатки [8].
Таким образом,инвентаризация является одним из инструментов установления истинного положения дел в организации.Роль инвентаризации довольно таки велика - с ее помощью проверяется достоверность данных текущего бухгалтерского учета материальных ценностей, выявляются ошибки, которые допущенные в учете, контролируется сохранность материалов, которые числятся у материально ответственных лиц.Инвентаризация имеет важное значение для сокращения потерь материальных ценностей, предупреждения хищений материалов и д. р. Инвентаризация содействует укреплению предприятия, предупреждает возможные потери.
Инвентаризации или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется не только сохранность материальных ценностей, но и проверяются полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности.
Список использованной литературы
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приказ Минфина РФ от 13.06.1995г. №49 (ред. от 08. 11. 2010) // Консультант Плюс: Версия Проф. [Электрон. ресурс] / АО «Консультант Плюс». – М., 2012.
О бухгалтерском учете: ФЗ от 06.12.2011. № 402-ФЗ // Консультант Плюс: Версия Проф. [Электрон. ресурс] / АО «Консультант Плюс». – М., 2012.
О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов: Постановление правительства РФ от 12 ноября 2002 г. N 814 (ред. от 22. 10. 2012) // Консультант Плюс: Версия Проф. [Электрон. ресурс] / АО «Консультант Плюс». – М., 2012.
Об утверждении норм естественной убыли массы грузов в металлургической промышленности при перевозках железнодорожным транспортом: Приказ Минпромнауки РФ от 25.02.2004 N 55 // Консультант Плюс: Версия Проф. [Электрон. ресурс] / АО «Консультант Плюс». – М., 2012.
Об утверждении норм потерь (боя) строительных материалов при их транспортировании автотранспортом, хранении и реализации: Приказ Минторга СССР от 27.11.1991 N 95 // Консультант Плюс: Версия Проф. [Электрон. ресурс] / АО «Консультант Плюс». – М., 2012.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.1998г. №34 (ред. от 24.12.2010) // Консультант Плюс: Версия Проф. [Электрон. ресурс] / АО «Консультант Плюс». – М., 2012.
Тумасян, Р.З. Бухгалтерский учет : учебно-практическое пособие /
10-е изд., перераб. и доп. - М: Омега-Л, 2010. - 883 с.
Уткина, С.А. Типичные ошибки в бухгалтерском учете и отчетности. Выявление и исправление. - М: Омега-Л, 2009.- 216 с.