САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

Введение……..………..……………………..……..………..…………...3

1. Самостоятельная работа студентов в самообразовательном процессе и ее виды…………………………………………….. ….. ………..4

2. Диагностика отношения студентов к организации самостоятельной работы на факультете начальных классов ………………….…....................7

Заключение………..………..…………………………………………..11

Список использованной литературы…………………………….……13

Приложение….……………… ……………………………….….……14

Введение

В настоящее время происходят кардинальные сдвиги в образовательной системе вузов. Теперь важным является не использование ранее приобретенных знаний, а генерация и применение новых идей. Это приводит к появлению новых требований к подготовке кадров в высшей школе: обладание высокой компетентностью, умение постоянно пополнять свое образование, творчески мыслить, практически освоить инновации. Поэтому познавательная самостоятельность студентов является одной из решающих предпосылок улучшения качества подготовки специалистов в современном духе.

От того, как специалист будет проявлять инициативу, решать нестандартные задачи, планировать и прогнозировать результаты своей самостоятельной деятельности, зависит его профессиональный рост, социальная востребованность.

Студенты должны не только усваивать знания, приобретать какие-нибудь умения и навыки, накапливать опыт творческой и научно-информационной деятельности, но и уметь развивать в себе внутреннюю и внешнюю самоорганизацию в качестве будущего специалиста, который готов активно преобразовать получаемую им информацию, способный выстраивать индивидуальную траекторию самообучения. По-моему, самостоятельная работа будет средством достижения глубоких и прочных знаний, инструментом формирования у них активности и самостоятельности как черт личности.

Нами проведено исследование, целью которого было выяснение того, как студенты факультета начальных классов Марийского государственного университета относятся к самостоятельной работе и понимают ее значимость для дальнейшей жизни в современном обществе.

Исходя из поставленной цели, нами были решены следующие задачи: 1) рассмотреть роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе и ее виды;

2) провести диагностику отношения студентов к самостоятельной работе;

3) интерпретировать полученные результаты и разработать психолого-педагогические рекомендации для повышения эффективности самостоятельной работы в подготовке специалистов

Экспериментальная база: 164 студента факультета начальных классов – 31 студент – 1 курс, 32 студента – 2 курс, 35 студентов – 3 курс, 36 студентов - 4 курс, 30 студентов – 5 курс.

  1. Самостоятельная работа студентов в самообразовательном процессе

Под самообразовательной деятель­ностью понимается деятельность, в процессе которой субъект имплицитно ориентирован на целеполагание, само­совершенствование личностных пози­ций, мотивов саморазвития, личностно и социально значимых ценностей и умений. В качестве средства, формирующего познавательные способности студента, их направленность на непрерывное самообразование и тем самым актуали­зирующий ресурс самообразователь­ной деятельности, многими авторами рассматривается самостоятельная учебная работа, в процессе которой студент постепенно превращается в самообучающегося субъекта.

Основные характеристики самообразовательной деятельности – самостоятельный отбор материала; определение стратегии и тактики его изучения; самостоятельное его изуче­ние; решение проблем, познаватель­ных задач, которые возникают при наличии различных точек зрения на один и тот же предмет; самостоятель­ное преодоление противоречий; фор­мирование своего собственного ви­дения этого предмета, собственного мировоззрения; самоизменение [2, c. 50].

С точки зрения актуализации ре­сурса самообразовательной деятель­ности самостоятельная работа вы­полняет функцию стимула, так как это такое средство обучения, которое вырабатывает у студента установку на самостоятельное систематическое по­полнение знаний и выработку умений ориентироваться в потоке информа­ции при решении новых познаватель­ных задач [2, c. 54].

Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний [4, с.309].

Самостоятельная работа учащихся – метод обучения и самообразования, предпосылка дидактической связи различных методов между собой [6, c.685].

Многие отечественные исследователи (В.П. Беспалько, Б.П.Есипов, Л.В. Жарова, И.Д. Иванов, П.И. Пидкасистый, Г.И. Щукина, Т.И. Шамова) рассматривали познавательную самостоятельность как систему, включающую в себя взаимосвязанные, взаимодействующие компоненты, и одновременно как элемент общей системы личности.

Сохраняют свою актуальность воззрения на самостоятельность личности в обучении таких мыслителей и классиков педагогической науки, как В.Г. Белинский, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, И.Г. Песталоцци, Н.Г. Чернышевский, Я.А. Коменский.

Познавательная самостоятельность – категория, характеризующая творческую ступень самостоятельности в познании. В ней есть процессуальная сторона – умение познавать в процессе поиска, и мотивационная сторона – стремление к такому познанию.

Развитие познавательной самостоятельности как умения и стремления познавать в процессе творческого поиска тесно связано с появившимся в современной дидактике направлением, стремящимся определенную часть обучения организовать как проблемное обучение. Суть последнего в том, что студенты систематически включаются в процесс самостоятельного решения проблем и проблемных задач [3, с. 99-100].

Весь этот процесс, свя­занный с усилением роли самостоя­тельной работы студента при его обу­чении в вузе, должен быть управляе­мым, то есть планируемым и контро­лируемым, что и определяет ведущую роль преподавателя при организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине. Роль преподавателя в организации внеаудиторной самостоятельной работы заключается в планировании, организации, консультировании, обучении студентов методам творческого познания.

Деятельность преподавателя по организации самостоятельной работы студентов предполагает создание оптимальных условий управления и самоуправления процессом личностно-профессионального развития при взаимодействии студентов с информацией внешнего мира, необходимой для самостоятельного получения личностного знания, его последующей ретрансляции, применения и получения нового знания.

Таким образом, будучи особым видом познавательной деятельности, самостоятельная работа в учебном процессе выполняет свое основное предназначение – формирует у студентов познавательную самостоятельность.

Познавательная самостоятельность студента связана со становлением его как профессионала в своей области. Поэтому показателем уровня его познавательной самостоятельности будут профессиональное умение, готовность студента к приобретению и пополнению профессиональных знаний, творчески ставить и решать возникающие проблемы в профессиональной деятельности без помощи других.

В целом, самостоятельная работа студентов подразделяется на следующие виды:

– самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);

– самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;

– внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

Все виды самостоятельной работы выполняют свои функции и одинаково важны для будущего специалиста.

В вузе все виды самостоятельной работы студента подчиняются целям учебного процесса, организуются при его главенстве. Организация самостоятельной работы студентов должна сочетаться со всеми применяемыми в вузе методами обучения и вместе с ними представлять единую систему средств по приобретению знаний и выработке навыков.

Также различают основные формы научной самостоятельной работы (долговременная):

  1. написание реферата;

  2. подготовка доклада к конференции;

  3. подготовка тезисов к публикации;

  4. участие в НИРС: основным принципом организации системы НИРС является обеспечение ее комплексности, которая предполагает последовательность и всесторонность усвоения и использования методов и техники выполнения научных исследований, реализации их результатов, преемственность научно-исследовательской работы по стадиям (курсам) обучения, логичность усложнения методов, видов и форм научного творчества, в котором принимают участие студенты [7, c.85].

  5. подготовка наглядных пособий;

  6. выполнение курсовой работы;

  7. выполнение выпускной квалификационной работы: наиболее сложный вид самостоятельной работы студентов, венчающий пятилетнее обучение.

Таким образом, все виды самостоятельной работы взаимосвязаны и взаимообусловлены, ведущее место занимает учебная самостоятельная деятельность. Все они направлены на повышение как личностных, так и компетентностных качеств будущего специалиста [5, с.8-11].

В итоге, самостоятельная работа студента является ключевой составляющей учебного процесса, которая определяет формирование навыков, умений и знаний, приемов познавательной деятельности и обеспечивает интерес к творческой.

  1. Диагностика отношения студентов к организации самостоятельной работы на факультете начальных классов

На факультете был проведен опрос по выявлению отношения студентов к организации самостоятельной работы в учебном процессе. Нами был составлен опросник из 12 вопросов. [см. Приложение 1]. Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы.

В любой работе конечный результат во многом зависит от личностных особенностей и жизненных установок человека, выполняющего эту деятельность. Поэтому нас заинтересовал вопрос, насколько студенты результаты своего самообразования связывают со своими установками и особенностями личности. Чем студенты старше, тем больше они понимают свою ответственность и в вопросах самообразования. В ответе на вопрос «Зависит ли самообразование от особенностей личности и жизненных установок?». «Да» ответили все студенты 5 курса (100%), на 4-3 курсах таковых оказалось – 94%, на 2 курсе – 93%, на 1 курсе только 90% [см.Приложение 2].

На вопрос «Как вы думаете, формируются ли самообразовательные умения в ходе самостоятельной деятельности студента?» были получены такие результаты: 1 курс - 90,32% , 2 курс - 96,87%, 3 курс – 100%, 4 курс - 97,22%, 5 курс – 100%.

Показалось интересным, какое количество студентов уделяют внимание своему самообразованию [см. Приложение 4]. На 1-2 курсах внимание своему самообразованию уделяют более 80%, на 3 и 4 курсах около 60% студентов, а на 5 курсе этот показатель опять возрастает до 80%.

Мы думаем, что весь процесс, связанный с усилением роли самостоятельной работы студента при его обучении в вузе, должен быть управляемым, то есть планируемым и контролируемым, что и определяет ведущую роль преподавателя при организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине. Поэтому нами был задан такой вопрос «Вы согласны с утверждением, что роль преподавателя является лучшим мотивационным фактором в организации самообразования?» Таким образом, были получены следующие результаты: если на 1 курсе с этим утверждением согласны 72% студентов, то на 5 курсе – только 50%. Мы предположили, что это может быть связано с накопленным опытом студентов старшего курса. Они уже сами могут организовать свою самостоятельную деятельность, и роль преподавателя в меньшей степени является мотивационным фактором. Однако это может говорить и о том, что студентам хотелось бы изменения подходов к организации самостоятельной работы, изменения требований к оценке ее результатов.

Высшим уровнем познавательной активности считается деятельное участие в научно-исследовательской работе, самостоятельном научном поиске. НИР - это целая комплексная система, важным принципом которой является преемственность ее методов и форм от курса к курсу, от кафедры к кафедре, от одной учебной дисциплины к другой, от одних видов учебных занятий и заданий к другим. При этом необходимо, чтобы сложность и объем знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами в процессе выполняемой ими научной работы, возрастали постепенно. На 1 курсе 77,42%, на 2 курсе - 87,5%, на 3 курсе - 97,14%, на 4 курсе - 80,56%, на 5 курсе - 96,67%студентов считают, чтонаучно-исследовательская работа является одним из видов самостоятельной деятельности студентов.

Самообразование требует умения планировать свою самостоятельную работу. По данным опроса: на 1 - 4 курсах умеют планировать такую работу от 60 до 70% студентов и лишь на 5 курсе умеющих планировать свою самостоятельную работу более 80% [см. Приложение 3].

Следующий вопрос звучал так: «Занимаетесь ли вы каким-либо видом научной деятельности?» Если на 1 курсе такой деятельностью занимается 38,71% студентов, то к 5 курсу этот показатель составляет 96,67%.

Хотелось узнать, выступали ли студенты факультета с результатами своей научно-исследовательской деятельности на научно-практических конференциях. На 1 курсе имели опыт выступления 45,16% студентов, на 2 курсе лишь 9,38%, на 3 курсе – 34,28%, на 4 курсе – 47,22%, на 5 курсе – 40%. Меньше половины студентов на каждом курсе приняло участие на научно-практических конференциях. Перед преподавателями встает задача активизации интереса к научно-исследовательской деятельности.

Поэтому был задан такой вопрос: «Довольны ли студенты организацией самостоятельной работы в вузе?». Различие в ответах студентов на этот вопрос заставляет задуматься о его причинах. Из 100% студентов 1 курса 48% ответили, что они довольны, на 2 курсе довольных 84% студентов, на 3 курсе – 34%, на 4 курсе только 8%, а на 5 курсе – 37%. Проанализировав эти ответы, можно предположить, что руководству факультета необходимо проанализировать состояние дел с организацией самостоятельной работы студентов на каждом курсе.

Весьма интересными показались ответы на следующий вопрос: «Вы согласны с тем, что на старших курсах ведущую роль должны играть самообразование и самостоятельная деятельность?» Согласными с этим утверждением на 1 курсе оказалось 87,1%, на 2 курсе – 75%, на 3 курсе – 68,57%, на 4 курсе 30,56% высказалось положительно и 47,22% - отрицательно, а 22,22% - не знают, на 5 курсе 66,67% ответили «Да», 20% - «Нет». Если на 1 курсе согласны с этим утверждением большая часть студентов, то на 4 курсе – 30,56%.

Студенты факультета, осознавая свою ответственность в вопросах самообразования, понимают, что оно способствует карьерному росту. Если на 1 курсе так считают 65% студентов, то на 5 курсе – 87%. Студенты осознают, что в настоящее время востребованы высокий уровень профессионализма, социальная мобильность, готовность к самосовершенствованию. Это является мотивацией к самообразовательной деятельности.

Исходя из того, что самообразование и самостоятельная работа требуют от студентов большого напряжения, был задан несколько провокационный вопрос «Считаете ли вы правильным в учебном процессе вуза увеличение числа часов на самостоятельную работу студентов?» большинство студентов на факультете высказалось отрицательно: на 4 курсе – 72,22%, 3 курс – 48,57%, 5 курс – 46,67%, 1 курс – 45,16%, 2 курс – 25%. Таким образом, мы полагаем, что при всем понимании студентами важности самообразования его необходимости для карьерного роста, они в некоторой степени, видимо, не испытывают огромного желания им заниматься.

Итак, анализ полученных данных свидетельствует о необходимости улучшении качества организации самостоятельной работы на факультете. Стоит задуматься о новых современных методах и средствах, способствующих активизации мотивации студентов к самостоятельной работе.

Мы хотели бы предложить следующие психолого-педагогические рекомендации по организации самостоятельной работы на факультете начальных классов:

  1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его самостоятельной работы формируют его профессиональные знания и навыки, необходимые в его профессиональной деятельности, то отношение к выполнению задания существенно изменяется и качество выполняемой работы повышается.

  2. Участие студентов в творческой, научной и методической деятельности под руководством преподавателя. Мотивация самостоятельной работы существенно возрастает, если студент знает, что ее результаты будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, оставляя его творческий след в более высоком интеллектуальном труде, чем просто учеба.

  3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры. Первым шагом в реализации такого подхода являются деловые игры или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием компьютера.

  4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ.

  5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры).

  6. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу.

  7. Индивидуализация всех видов учебных заданий, постоянное их обновление.

  8. Мощным мотивационным фактором в учебной работе, в том числе самостоятельной, является личность преподавателя. Преподаватель во всех отношениях должен стать примером для студента. Он должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

  9. Выдача студентам младших курсов методических указаний, содержащих подробный алгоритм, постепенно уменьшая разъяснительную часть от курса к курсу с целью приучить студентов к большей самостоятельности.

  10. Разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материал, методические указания и задачи для решения.

  11. Индивидуализация домашних заданий и лабораторных работ, а при групповой работе - четкое ее распределение между членами группы.

  12. Внесение затруднений в типовые задачи, выдача задач с избыточными данными.

  13. Присвоение статуса "студентов-консультантов" наиболее продвинутым и способным студентам, оказывая им всяческую помощь.

  14. Убедительная демонстрация необходимости овладения предлагаемым учебным материалом для предстоящей учебной и профессиональной деятельности во вводных лекциях, методических указаниях и учебных пособиях.

Таким образом, нами было организовано исследование отношения студентов к самостоятельной работе, проведен анализ динамики отношения студентов к самостоятельной работе при переходе с курса на курс. В соответствии с этим были разработаны психолого-педагогические рекомендации по организации самостоятельной работы в учебном процессе на факультете.

Заключение

Организация самостоятельной работы студентов в университете – сложный и многомерный процесс. Он включает в себя как формирование мотивации, профессиональную позицию будущего специалиста, но также включение самостоятельной работы в процесс освоения содержания учебных дисциплин, взаимосвязь самостоятельной работы студентов с использованием современных педагогических технологий. Все это зависит от установки и студентов, и преподавателей на сотворчество, от способности всех участников образовательного процесса к диалогу.

Мы думаем, что мыслительную деятельность студента стимулируют умения самоорганизации работы с учебной литературой. Подготовка студентами контрольных и научных работ, докладов и сообщений, рефератов, фиксированных выступлений, эссе, курсовых и дипломных работ с описанием опыта, с постановкой эксперимента способствует достижению высокого уровня самостоятельной работы.

В ходе выполнения исследовательской работы были достигнуты следующие задачи:

- рассмотрена роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе;

- рассмотрены виды самостоятельной работы студентов;

- составлена методика для проведения исследования;

- проведена диагностика отношения студентов к самостоятельной работе;

- интерпретированы полученные результаты.

Проанализировав полученные результаты, было выявлено, что студенты факультета понимают, что самообразование зависит от особенностей личности и жизненных установок, и оно невозможно без самостоятельной работы, в ходе которой формируются эти самообразовательные умения. Мы полагаем, что для формирования этих умений, необходимо уделять большое внимание своему самообучению, саморазвитию, развивать познавательную самостоятельность.

Ведущую роль в учебном процессе принадлежит преподавателю. Он организует самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей профилирующими кафедрами, учебной частью, методическими службами учебного заведения.

Студенты нашего факультета довольно четко это осознают, поэтому они учатся планировать и организовывать свою самостоятельную работу, развивают в себе умения обучаться в течение всей жизни, так как этого требует современная жизнь. А те, у которых наиболее ярко выражены такие умения, то они принимают участие на научно-исследовательских конференциях. Так, например если на 1 курсе такой деятельностью занимается 38,71% студентов, то к 5 курсу этот показатель составляет 96,67%. Это говорит о высоком уровне готовности к будущей профессиональной деятельности. Некоторые студенты уже в школе принимали участие на таких конференциях, поэтому у них развиты исследовательские навыки, готовность к самостоятельной деятельности.

Результаты исследования показали, что организованная с учетом педагогических условий самостоятельная работа студентов дает значительный положительный эффект при овладении обучающимися знаниями, профессиональными умениями, то есть является важной составляющей в профессиональной подготовке будущего специалиста.

Список использованной литературы

  1. Григорян, В.Г. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов / В.Г.Григорян // Высшее образование в России. – 2009. – №11. – C. 108-114.

  2. Миняева, Н.М. Самообразование студента в вузе в свете ключевых идей гуманитарных наук / Н.М. Миняева // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 7. – C. 49-54.

  3. Одинцова, В.А. Формирование познавательной самостоятельности студентов / В.А. Одинцова // Инновации в образовании. – 2009. - № 11. – C. 98-103.

  4. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Российское пед. агенство, 1996 (2-е изд.). - 309 с.

  5. Самостоятельная работа студентов: метод. указания / сост.: А.С. Зенкин, В.М. Кирдяев. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та. – 2009. – 35 с. (с.8-11)

  6. Современный словарь по педагогике/ сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово». – 2001. – 928 с.

  7. Шогенова, Ф.А. Развитие системы исследовательской деятельности студентов в новых социальных условиях / Ф.А. Шогенова // Педагогика. – 2010. – № 9. – С.85.

Приложение 1

Отношение студентов к самостоятельной работе

1. Зависит ли самообразование от личных особенностей и жизненных установок студента?

ДДа

ННет

Не знаю

2. Как вы думаете, формируются ли самообразовательные умения в ходе самостоятельной деятельности студента?

ДДа

ННет

Не знаю

3. Уделяете ли вы внимание своему самообразованию в вузе?

ДДа

ННет

Не знаю

4. Вы согласны с утверждением, что роль преподавателя является лучшим мотивационным фактором в учебе?

ДДа

ННет

Не знаю

5. Является ли НИРс (научно-исследовательская работа) одним из видов самостоятельной деятельности студентов?

ДДа

ННет

Не знаю

6. Занимаетесь ли вы каким-либо видом научной деятельности (написание рефератов, выполнение курсовых и дипломных работ…)?

ДДа

ННет

Не знаю

7. Выступали ли Вы с результатами своей научно-исследовательской деятельности на научно-практических конференциях?

Да Нет

8. Вы умеете планировать свою самостоятельную работу?

ДДа

ННет

Не знаю

9. Довольны ли вы организацией самостоятельной работы в вузе?

ДДа

ННет

Не знаю

10. Вы согласны с тем, что на старших курсах ведущую роль должны играть самообразование и самостоятельная деятельность?

ДДа

ННет

Не знаю

11. Согласны ли Вы с утверждением, что самообразование способствует карьерному росту?

ДДа

ННет

Не знаю

12. Считаете ли вы правильным в учебном процессе вуза увеличение числа часов на самостоятельную работу студентов?

ДДа

ННет

Не знаю

Приложение 2

Рисунок 1 - Зависимость самообразования от особенностей личности и жизненных установок.

Приложение 3

Рисунок 2 - Планирование самостоятельной работы.

Приложение 4

Рисунок 3 - Уделение внимания своему образованию.

Просмотров работы: 21177