БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ ( НА ПРИМЕРЕ ОАО «ПТИЦЕФАБРИКА СИБИРСКАЯ») - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ ( НА ПРИМЕРЕ ОАО «ПТИЦЕФАБРИКА СИБИРСКАЯ»)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях современной экономики тяжело представить себе организацию, которая существовала бы изолировано от внешней и внутренней среды. Организации не существуют сами по себе, они связаны с экономикой в целом и другими хозяйствующими единицами. Хозяйствующий субъект устанавливает определенные экономические связи и осуществляет процесс производства и реализации приобретенного сырья. Для обмена опытом, поддержки связей, проведения совещаний и конференций, организации принимают у себя иностранные делегации, представителей учреждений, расположенных на территории РФ, в результате проведения которых заключаются сделки. Осуществление данных сделок требуют определенных затрат. Иными словами, такие затраты именуются представительскими расходами.

Определение представительских расходов представлено в Налоговом Кодексе РФ. Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ это расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий [1].

Содержание представительских расходов, является закрытым и расширению не подлежит (Письмо Министерства финансов РФ № 03-03-06/1/535 от 09.10.2012) (таблица 1).

Таблица 1- Состав представительских расходов

Учитывается

Не учитывается

расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах

обед в казино или пансионате

транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно

расходы по проживанию в гостиницах, прибывших для ведения переговоров, представителей других фирм

буфетное обслуживание во время переговоров

расходы по приобретению проездных билетов для представителей других фирм, участвующих в переговорах

оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий

оформление виз

В отношении учета представительских расходов гл. 25 НК РФ установлено ограничение, в соответствии с которым эти расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Экономически обоснованные и документально подтвержденные представительские расходы, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Для правильного документального оформления представительских расходов должны быть документы, представленные на рисунке 1:

 

Внутренний нормативный акт (приказ или распоряжение руководителя организации) об осуществлении расходов на представительские цели

 

Рис 1- Документальное оформление представительских расходов

Внутренний нормативный акт организации – приказ или распоряжение

руководителя об осуществлении расходов на представительские цели. В приказе на проведение представительского мероприятия должны быть указаны: дата, место, цель мероприятия, состав участников, список ответственных лиц за его проведение. К нему так же прилагается программа представительского мероприятия, утверждаемая руководителем организации.

В действующих нормах налогового кодекса нет четкого перечня документов необходимых для подтверждения представительских расходов. Однако официальная позиция Минфина заключается в том, что для подтверждения представительских расходов необходима смета (Письмо Минфина РФ от 22.03.2010 № 03-03-06/4/26). Руководитель компании на основании сметы представительских расходов издает организационно-распорядительные документы. Смета представительских расходов показывает план мероприятия, а так же направления расходования денежных средств.

В смете должны быть указаны предельные суммы представительских расходов. Нормативы, установленные сметой, должны оказаться ниже нормы, предусмотренной Налоговым кодексом РФ. Эта норма определяется ежеквартально нарастающим итогом с начала года. Составляет смету ответственное за проведения приема лицо, после чего смета утверждается руководителем организации. Нормы представительских расходов представим в таблице 2.

Таблица 2 – Нормы представительских расходов

Показатель

Порядок, установленный приказом Минфина РФ от 15 марта 2000г. № 26н (до 1 января 2002г.)

Порядок, установленный НК РФ (с 1 января 2002г.)

Состав представительских расходов

Затраты, связанные с посещением культурно-зрелищных мероприятий, включаются в состав представительских расходов.

Затраты на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний участников представительских мероприятий не включаются в состав представительских расходов

База для расчета норматива представительских расходов

Объем выручки от продажи продукции

(выполнения работ, оказания услуг)

Расходы на оплату труда

Норматив представительских расходов

1% от величины выручки (выручка до 30 млн. руб. включительно)

0,3 млн. руб. + 0,5 % с объема выручки, превышающего 30 млн. руб.

4% от расходов на оплату труда

По итогам каждого проведенного мероприятия составляется отчет о представительских расходах:

  • цель и результат представительского мероприятия;

  • место мероприятия, дата, время;

  • программа мероприятия;

  • состав приглашенной и принимающей стороны;

  • результаты проведенной встречи.

Отчет о проведении встречи должен доказать производственную направленность представительских расходов. Вопросы, обсуждаемые на представительском мероприятии, должны быть связаны с основной производственной деятельностью организации. Отчет составляется ответственным лицом за проведение встречи и утверждается руководителем предприятия[4].

Все расходы на проведение мероприятия можно указывать в отчете. Для этого составляется отдельный акт, где представительские расходы должны быть фактически потрачены и подтверждены соответствующими первичными документами. В случае приобретения товаров (услуг) подотчетными лицами первичными документами являются кассовые и товарные чеки, копии билетов, акты приема-передачи товаров (оказанных услуг), договоры, а также авансовый отчет об использовании подотчетных сумм.

Важным моментом является правильное оформление и наличие первичных документов. Как показывает судебная практика, проверяя представительские расходы, судьи в первую очередь обращают внимание на наличие первичных документов и их целевое назначение. Представительские документы должны быть правильно оформлены и соответствовать друг другу. Также важно наличие всех первичных документов подтверждающих представительские расходы, иначе подтвердить обоснованность представительских расходов будет сложно. В случаях выявление нарушения суд принимает сторону налоговиков и привлекает компанию к ответственности.

Будущее принятие решений зависит от правильной организации и проведения деловых переговоров. Экономически обоснованными расходами признаются не только затраты по обеспечению выполнения условий, уже заключенных хозяйственных договоров, но и расходы на проведение переговоров по поводу будущих контрактов, а так же незаключенных договоров

В бухгалтерском учете представительские расходы принимаются к учету в полном объеме и отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации»[2].

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета такие расходы отражаются по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» или счета 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции с кредитом счетов:

  • счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

  • счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

  • счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

При определении финансового результата представительские расходы списываются на счет 20 «Основное производство» или сразу относятся на счет 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж».

Представительские расходы осуществляются подотчетными лицами, и их признание осуществляется по мере утверждения авансового отчета подотчетного лица.

В соответствии с пунктом 18 ПБУ 10/99 признание представительских расходов в бухгалтерском учете производится в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени их оплаты.

Последовательность учета операций по представительским расходам рассмотрим на конкретном примере.

В ОАО «Птицефабрика «Сибирская» было запланировано проведение деловой встречи с представителями птицефабрики «Комсомольская». Цель представительского мероприятия – поставка инкубационных яиц.

Главный технолог составила Служебную записку с указанием предварительной сметы расходов. Сумма расходов составила 1 702 руб.

В свою очередь директор составил соответствующее Распоряжение, в котором была утверждена величина расходов на финансирование данного мероприятия (1 702 руб.).

Завхоз для покупки продуктов получила из кассы птицефабрики под отчет 600 руб. По окончании мероприятия завхоз предоставила Авансовый отчет №7 на сумму 1 702 руб., потратив, таким образом, на 1 102 руб. больше. Сумма перерасхода подтверждена чеком из магазина. Норма представительских расходов ОАО «Птицефабрика «Сибирская» для целей налогообложения составила 122 000 руб.

В бухгалтерском учете птицефабрики были сделаны соответствующие проводки по списанию подотчетных сумм на представительские расходы согласно авансовому отчету (таблица 3).

Таблица 3 – Учет представительских расходов в

ОАО «Птицефабрика «Сибирская»

Содержание операции

Первичные документы

Сумма,

руб.

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

Завхоз получила аванс

РКО

600

71

50

Учтены расходы, оплаченные подотчетным лицом

Авансовый отчет, чек, акт о списании представительских расходов

1 702

26

71

Возвращен перерасход суммы аванса подотчетному лицу

Авансовый отчет, чек

1 102

71

50

В ОАО «Птицефабрика «Сибирская» подотчетное лицо завхоз сначала получила аванс в размере 600 руб., затем приобрела продукты для деловой встречи на сумму 1 702 руб., и только потом были составлены Служебная записка и Распоряжение руководителя на 1 702 руб. Таким образом, был нарушен порядок выдачи под отчет денежных сумм на представительские расходы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что важным критерием признания представительских расходов для целей налогообложения прибыли организаций являются их обоснованность и документальное подтверждение. Такими расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Чтобы подтвердить произведенные расходы и учесть их, необходимы первичные документы, которые должны быть оформлены надлежащим образом и содержать обязательные реквизиты.

Список использованной литературы

  1. Налоговый кодекс РФ Статья 264. Прочие расходы, связанные производством и (или) реализацией

  2. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н. об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99[Электронный ресурс]. М., 2012.,Режим доступа: информационно-правовая справочная система ГАРАНТ.

  3. Письмо Минфина РФ от 09.10.2012 N 03-03-06/1/535 «Налог на прибыль организации: о порядке учета расходов на прием иностранной делегации»

  4. Федеральный закон от 21.11.96 N 129 «О бухгалтерском учете» (ред. от 28.11.2011)

  5. Якубова О.Н. Порядок оформления представительских расходов - Консультант бухгалтера. - 2007.- № 10.

Просмотров работы: 3971