ИЗУЧЕНИЕ СТУДЕНТАМИ-ФИЛОЛОГАМИ ТВОРЧЕСТВА А. МЕРДОК КОНЦА 1960-1970-Х ГГ.: ДИСКУРСНЫЙ ПОДХОД - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИЗУЧЕНИЕ СТУДЕНТАМИ-ФИЛОЛОГАМИ ТВОРЧЕСТВА А. МЕРДОК КОНЦА 1960-1970-Х ГГ.: ДИСКУРСНЫЙ ПОДХОД

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дискурсный подход в гуманитарных науках, в том числе в литературоведении, является одним из наиболее актуальных, и студенты-филологи должны им владеть.

Зарождение текста, его структура и стратегия, процессы развития, погружение в социальный контакт и восприятие, оценивание, понимание, толкование – все эти проблемы в данное время находятся в компентенции дискурсного подхода. Серьезный вклад в разработку понимания категории «дискурс» внесли М. Халлидей и З. Харрис (английская и американская научные школы), П. Серио, Ж. Грейсман, Ж. Курте (французская научная школа), И.П. Ильин, Ю.Б. Борев, Д.С. Лихачёв и др. (российская научная школа). Проблема дискурса в литературоведческом аспекте рассмотривается в трудах известных французских ученых М. Фуко, Ц. Тодорова, Ю. Кристевой, Р. Барта, а также в исследованиях российских ученых М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтмана, И.П. Смирнова, И.В. Саморукова, Ю. Руднева, П.А. Ковалева, М.В. Зубца и др. [3].

Ю. Руднев, исследуя содержание понятия «дискурс», и определяя аспект, предмет и задачи дискурса, приходит к следующему мнению: «Дискурс – такое измерение текста, взятого как цепь/комплекс высказываний (то есть как процесс и результат речевого (коммуникативного) акта), которое предполагает внутри себя синтагматические и парадигматические отношения между образующими систему формальными элементами и выявляет прагматические идеологические установки субъекта высказывания, ограничивающие потенциальную неисчерпаемость значений текста» [5].

Дискурс – ядро художественного произведения, диалектическая система, включающая все этапы развития, начиная с вымысла, зарождения идеи, его социальное функционирование и заканчивая отдельным материалом, аналиризуемым реципиентом [3].

Дискурсный подход, объединяя и включая в себя методы традиционного анализа, обогащая его междисциплинарным, комплексным изучением художественного творчества, призван обеспечить студентов новыми перспективами и новыми креативными начинаниями в теоретическом исследовании художественного текста, помочь в распознании художественного мира произведений.

Мы рассмотрим дискурсный подход на примере творчества А. Мердок. Она прошла идейную эволюцию, в которой на третьем этапе с конца 1960-х и в 1970-е гг. (после увлечения философией экзистенциалистов и Кьеркегора в первые этапы) ее особенно привлекла философия Платона – его концепция любви как жизнетворческого эроса. Эрот Платона двойственен: один произошел от Афродиты Небесной, второй – от Афродиты Пошлой (Земной). Платон останавливается на характеристике Эрота от Афродиты Небесной, он восхваляет его красоту, молодость, совершенство. Эрот представлен у Платона вечным стремлением к красоте и благу. Кроме того, в мифе об Эроте Платон утверждает «эротическую иерархию»: от одного прекрасного тела к другим прекрасным телам, отсюда – к прекрасным душам, от души – к наукам и от наук к идее прекрасного, которая уже не подвержена никаким изменениям, но существует вечно [6].

В каждый из этапов эволюции творчеству А. Мёрдок был присущ определенный дискурс. Дискурс творчества А. Мёрдок третьего этапа мы полагаем особо актуальным для студенческого чтения, потому что он наиболее интересен в силу их возраста. Произведения А. Мердок о любви дают возможность разобраться в том, какая любовь истинная, какая – ложная, то есть имеют важное для нравственного воспитания молодых людей ценностное содержание.

Возьмём для примера роман А. Мёрдок «Чёрный принц». Его главный герой, Брэдли Пирсон – писатель, который всю жизнь проработал налоговым инспектором. Писатель – его внутреннее самоопределение, на что ему дают некоторое право три изданные им книги.

Брак Бредли распался много лет назад, и отрицательный опыт, возведенный в философию, исключает новые попытки в этом жанре: «Супружество… – очень странная вещь. Непонятно вообще, как оно существует. По-моему, когда люди хвастают, что счастливы в браке, это самообман, если не прямая ложь. Человеческая душа не предназначена для постоянного соприкосновения с душой другого человека, из такой насильственной близости нередко родится бесконечное одиночество, терпеть которое предписано правилами игры» [4, с. 108].

С бывшими сослуживцами Бредли поддерживает поверхностные связи. Единственный друг Пирсона – Арнольд Баффин. Выйдя в отставку, в пятьдесят восемь лет Пирсон собирается уединиться от всех и приступить к написанию своего главного произведения, к чему он внутренне готовил себя издавна. Но все его планы резко меняются. Появляется бывшая жена, к нему переезжает сестра, ушедшая от мужа. Окруженный требующими постоянного внимания и заботы родственниками, терзаемый бывшей женой, он пытается найти утешение в любви.

Теплота возникает только в его отношениях с Рейчел, женой Арнольда, эротическая навязчивость которой не вызывает у него ответного пыла, но встречает предложение дружбы, хотя его мотивы, увы, смешанные. Затем, неожиданно для самого себя, он влюбляется в Джулиан, двадцатилетнюю дочь Арнольда, которая решила стать писательницей и выбрала Брэдли в качестве учителя. Вскоре Брэдли признаётся в любви: «Я в тебя безумно влюблён. Но ты, пожалуйста, не беспокойся» [4, с. 318]. На протяжении всего разговора с Джулиан звучит одно только «я, я, я». Его любовь эгоистична. Он утаивает свой возраст: « я был так поглощён подсчётами урона, какой нанесёт мне нынешний вечер, представляя себе, как увеличится боль утраты, ревности и отчаяния, что вопрос о том, сколько мне лет, был последней каплей, последней щепоткой соли, насыпанной на рану». [4, с. 323] Чувство оказывается взаимно и, вполне логично, что это чувство всепоглощающее. Роман об одиноком и непонятом художнике, не закончившись, превращается в историю о безумной любви. Но так ли это на самом деле – спорный вопрос.

На наш взгляд, герою любовь была действительно жизненно необходима, и он очень долго искал объект любви. К бывшей жене он не мог вернуться, так как его мучили воспоминания о прошлой совместной жизни, и он отчасти боялся столь сильной, властной женщины. Быть любовником жены собственного друга было для него слишком низко и пошло, хотя эта женщина была полной противоположностью Кристиан (жены). А любовь к совсем юной девушке оказалась наиболее подходящим для него из всех вариантов.

К сожалению, современная молодежь очень часто сегодня идет по пути Бредли: требуя внимания к себе, не умеет и не хочет даже йотой жертвовать ради близкого человека. Поэтому мы считаем роман английской писательницы второй половины ХХ века Айрис Мердок весьма поучительным для студентов. В нем, исходя из подлинных общечеловеческих ценностей, показана, какой не должна быть любовь: эгоистической, ищущей удовлетворения собственной гордости.

В заключение отметим перспективы работы: важно разработать такую методику дискурсного освоения студентами произведений А. Мердок, которая бы удовлетворяла современным образовательным подходам – компетентностному, личностно-ориентированному, контекстному и другим.

Литература:

1. Борев Ю.Б. Искусство интерпретации и оценки: Опыт прочтения «Медного всадника». М., 1981. 82 с.

2. Ильин И.П. Дискурс // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. С. 231-232.

3. Кенжегараев Н.Д. Особенности дискурсивного анализа художественного текста // Молодой ученый. 2012. №4. С. 228-231. http://www.moluch.ru/archive/39/4560/

4. Мердок А. Черный принц. М., 2002. 323 с.

5. Руднев Ю. Концепция дискурса как элемента литературоведческого метаязыка. http: //www.zhelty-dom.narod.ru/literature/txt/discours_jr.htm.

6. Осипенко Е. А. Принципы игровой поэтики в романах Айрис Мердок 50-80 годов. Дисс … канд. филол. н. Балашов. http://www.dissercat.com/content/printsipy-igrovoi-poetiki-v-romanakh-airis-merdok-50-80-godov

Просмотров работы: 2310