АНАЛИЗ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ НПССС ООО «СИБИРСКИЕ МАСЛО – СЕМЕНА» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

АНАЛИЗ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ НПССС ООО «СИБИРСКИЕ МАСЛО – СЕМЕНА»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Факторный анализ - многомерный метод, применяемый для изучения взаимосвязей между значениями переменных. Предполагается, что известные переменные зависят от меньшего количества неизвестных переменных и случайной ошибки.

Себестоимость товаров, работ или услуг является одним из основных показателей экономической эффективности производства продукции.

В себестоимости отражаются все стороны операционной деятельности предприятия, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов.

От уровня себестоимости, удельных затрат на единицу продукта, зависят финансовые результаты деятельности любой компании, темпы расширенного воспроизводства и финансовое состояние предприятия [1,с.123].

В себестоимость товарной продукции включают все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов.

Актуальность темы исследования заключается в том, что значение анализа себестоимости определяется тем, что она представляет собой главный качественный показатель, описывающий экономическую эффективность производства, и что только на основе его всестороннего анализа можно выявить резервы и определить пути увеличения конечных результатов при минимальных трудовых, материальных и финансовых затратах. Факторный анализ себестоимости позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

Элементами научной новизны являются исследования теоретического и практического материала по разработке предложений и совершенствованию факторного анализа себестоимости продукции, использование полученных входе факторного анализа данных как основы в эффективности управления на предприятии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что проведенные исследования позволили выявить роль факторного анализа себестоимости продукции в формировании затрат организации.

Так же практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы руководством НПССС ООО «Сибирские масло - семена» с целью совершенствования системы минимизации затрат организации.

Традиционно анализ себестоимости начинают с анализа динамики себестоимости всех товаров, при этом сравнивают фактические затраты с плановыми или с затратами базисного периода. Общая сумма затрат может измениться из-за объёма и структуры выпуска товаров, уровня переменных затрат на единицу товара и суммы постоянных расходов. В процессе анализа выявляют, по каким статьям затрат произошёл наибольший перерасход и как это изменение повлияло на изменение общей суммы переменных и постоянных расходов.

Рис. 1 – Затраты НПССС ООО «Сибирские масло - семена»

Данный рисунок поясняет порядок оценки влияния факторов на общее изменение затрат при сопоставлении затрат текущего периода с предыдущим.

При этом перерасчет затрат предыдущего периода на объем производства товаров текущего периода целесообразно осуществлять только по переменной части затрат.

Далее в процессе факторного анализа себестоимости необходимо рассмотреть основные факторы, участвующие в формировании себестоимости (например, изменение постоянных и переменных издержек, их удельный вес в сумме себестоимости, который покажет их долю), определить и проанализировать основные статьи затрат: материалы, энергия, или трудовые ресурсы путем определения доли каждого из факторов (например, преобладание доли заработной платы в себестоимости продукции говорит о трудоемкости процесса) [2,с.35].

Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью следующей факторной модели:

где: СI – себестоимость единицы I-го вида продукции; FI – постоянные расходы по I-му продукту; QI - объем производства по I-му продукту; VI– переменные расходы по I-му продукту.

Для проведения факторного анализа себестоимости, используем данные, полученные по данным отчетности НПССС ООО «Сибирские масло - семена» представленные в таблице 1.

Таблица 1 – Данные для анализа себестоимости продукции

Показатель

Ед.изм.

План

Факт

Отклонение от плана

Объем производства

шт.

16 000,000

15 478,00

-522,00

Постоянные расходы

руб.

255 000,00

269 600,00

14 600,00

Переменные затраты

руб.

718 400,00

845 098,80

-5 063,40

Сумма переменных затрат на ед. продукции

руб./шт.

44,90

54,60

9,70

Себестоимость ед. продукции

руб.

60,84

72,02

11,18

Общее изменение себестоимости выпуска единицы продукции увеличилось на 11,18 рублей (72,02-60,84). Это свидетельствует об эффективной деятельности организации.

Используя формулу 1, произведем расчет влияния факторов на изменение себестоимости продукта методом цепной подстановки.

На основе факторного анализа себестоимости продукции мы можем сделать вывод, что изменение себестоимости произошло за счет объема производства, суммы постоянных затрат, суммы удельных переменных затрат. А именно:

За счет объема производства себестоимость продукции увеличена на 0,54руб.

За счет суммы постоянных затрат себестоимость продукции увеличена на 0,94 руб.

За счет суммы удельных переменных затрат себестоимость продукции увеличена на 9,7руб.

При анализе себестоимости продукции выявляются причины полученной экономии или допущенного перерасхода в целях установления резервов дальнейшего снижения себестоимости [3,с.56]:

Такими резервами, по мнению И.Н. Чуева, могут быть [4,с.123]:

  • снижение норм расходов и материалов;

  • экономия в результате замены одних видов сырья, материалов, топлива, другими более прогрессивными;

  • сокращение потерь от брака и отходов производства;

  • наиболее полное использование в производстве вторичных ресурсов и попутных продуктов;

  • повышение производительности труда;

  • оптимизация расходов по заработной плате;

  • повышение качества продукции.

Проведя факторный анализ себестоимости продукции на примере НПССС ООО «Сибирские масло-семена» мы выявили резервы, являющиеся причинами полученной экономии. На основе анализа деятельности организации, выявления недостатков мы можем предложить рекомендации, способствующие непосредственно снижению себестоимости продукции НПССС ООО «Сибирские масло-семена».

Таблица 2 – Рекомендации по снижению себестоимости продукции в

НПССС ООО «Сибирские масло-семена»

Недостатки

Пути их решения

Ожидаемый результат

-Недостаточное количество новой, прогрессивной технологии;

-Малая доля автоматизированных производственных процессов

Повысить технический уровень производства

Уменьшаться затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве

-Высоки затраты на производство, транспортные расходы,

-Низкая заработная плата

Совершенствовать организацию производства и труда

Повышение обслуживания основного производства

-Выпуск однородной продукции

Изменить объем и структуру продукции

Уменьшение условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений.

При применении данных рекомендаций руководством НПССС ООО «Сибирские масло - семена» будут достигнуты ожидаемые результаты, способствующие снижению себестоимости продукции, минимизации затрат и повышению в целом эффективной деятельности организации.

В рыночных условиях, факторный анализ себестоимости продукции с учетом параметров конкурентоспособности позволяет точно установить тенденции динамики этого показателя, дать объективную и всестороннюю оценку работы предприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Титаева А.В. Анализ показателей рентабельности предприятия.- М.: ИНФРА, 2009.-304с.

  2. Жуковская В.М. Факторный анализ в социально-экономических исследованиях.- М.: Кнорус, 2011.-151с.

  3. Иберла К.Н. Факторный анализ. - М.: Статистика,2010.-115с.

  4. Чуев И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности.- М.: ИНФРА, 2009.-304с.

Просмотров работы: 5904