ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ НПССС ООО «СИБИРСКИЕ МАСЛО – СЕМЕНА» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ НПССС ООО «СИБИРСКИЕ МАСЛО – СЕМЕНА»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для отражения операций, связанных с готовой продукцией, необходимо полное функционирование организации: точная работа склада, эффективность сбытовой службы, своевременное оформление хозяйственных операций.

Актуальность и значимость рассмотрения проблемы анализа реализации готовой продукции заключается в том, что результатом деятельности любого производственного предприятия или организации является выпуск готовой продукции и ее продажа. В результате, стоимость готовой продукции, работ, услуг переходит из сферы производства в сферу обра­щения.

Объем выпуска, и продажи готовой продукции являются основным показателем, характеризующим деятельность предприятия. Объем продаж крайне важен для установления различных нормированных статей затрат, например, таких как расходы на рекламу, представительские расходы, а также для исчисления целого ряда налогов.

Процесс продажи завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять свои обязательства перед кредиторами и возмещать различные производственные затраты. Роль эффективной организации бухгалтерского учета и анализа продажи продукции особенно важна для принятия эффективных управленческих решений.

Новизна вопроса состоит в развитии теоретических и методических положений по совершенствованию анализа готовой продукции в современных условиях хозяйствования.

Практическая значимость данной работы в том, что рекомендации по совершенствованию анализа производства и реализации готовой продукции могут быть использованы для совершенствования эффективной работы организации.

Анализ готовой продукции и ее реализации для лучшего понимания проблематики мы должны рассмотреть в двух аспектах как анализ структуры и выполнения плана по объему реализации продукции и анализ рентабельности ассортимента реализованной продукции.

Рассматривая анализ структуры и выполнения плана по объему реализации продукции нам не обойтись без понимания понятия объема реализации продукции.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства [1,с.45].

Анализ реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста. В современных условиях план уже не носит силу закона, но его рассчитывают для оперативного руководства, поиска внутрихозяйственных резервов и координирования всей работы [2,с.35].

Проведем анализ динамики изменения объема реализованной продукции на основании таблицы 1.

Таблица 1- Выполнение плана продажи сортовых семян высших репродукций, тонн

 

2009г.

2010г.

2011 г.

план

факт

%вып.

Зерновые всего

932,8

1 100,0

680

1 700,7

250,1

в т.ч. яровая пшеница

932,8

684,4

500

1 314,7

262,9

Масличные всего

220,1

473,7

636

239,3

37,6

в т.ч.подсолнечник

94,0

195,5

100

101,1

101,1

лен

25,9

18,0

30

13,1

43,7

горчица

06

-

-

-

-

рапс

62,1

256,7

500

123,0

24,6

сурепица

10,8

2,3

5

0,3

6,0

рыжик

26,7

1,2

1

1,8

180,0

По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что фактические данные превышают плановые, это свидетельствует, о том, что организация эффективно осуществляет свою деятельность. Процент выполнения очень высок, процент выполнения плана продажи зерновых культур превышает процент выполнения плана продажи масличных культур на 212,5%.

Теперь рассмотрим анализ рентабельности ассортимента реализованной продукции. Так как большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент и структура производства и реализации.

Ассортимент – это расширенный, уточненный перечень продукции, с указанием наименования, артикула, сорта, марки и других параметров [3,с.43].

При формировании ассортимента и структуры продукции предприятие должно учитывать спрос на данные виды продукции, а также наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия. Важнейшим индикатором деловой активности предприятия и его конкурентоспособности является своевременное обновление ассортимента продукции с учетом изменения конъюнктуры рынка [4,с.45].

Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

  • определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

  • оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

  • принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции;

  • изъятие из производственной программы экономически неэффективных изделий;

  • изучение жизненного цикла изделий на рынках;

  • оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Для анализа ассортимента продукции используются данные бизнес плана и формы № 1-п «Отчет по продукции».

В процессе анализа выполнения плана по ассортименту продукции изучается выполнение плана по каждому виду продукции.

Проанализируем динамику изменения объема реализации по ассортименту продукции, представленной в таблице 2.

Таблица 2- Анализ динамики изменения объема реализации по ассортименту на НПССС ООО «Сибирские маслом - семена»

 

2009

год

2010

год

2011

год

2011 г

в % к

2010 г

1.Валовая продукция в ценах 1994 г.,тыс.руб.

867,5

946,8

931,6

98,4

2.валовая продукция в текущих ценах, тыс.руб.

35585,2

59280,2

43906,8

74,1

3.балансовая прибыль, тыс.руб.

5580

8261,6

-10055,5

-

4.уровень рентабельности по балансовой прибыли, %

14,9

21,0

-

-

5.прибыль (убыток) от реализации продукции, тыс. руб.

12541

23284,2

-3290,9

-

в т.ч. зерновых

954

2618

-6752,3

-

подсолнечника

937

9290

1694,4

18,2

рапса

8926

10860

1067,3

9,8

сурепицы

104

65

47,4

72,9

льна

1587

837

563,8

67,4

рыжика

337

27

45,6

168,9

горчицы

-

-

-

-

Проанализировав данные таблицы 2, необходимо отметить, что наивысший уровень рентабельности по балансовой прибыли, выраженный в процентах наблюдался в 2010 году и был равен 21%. Прибыль от реализации продукции в 2010 году составила 10860 тыс.руб. по подсолнечнику, это в свою очередь свидетельствует, что самым продуктивным был 2010год, а самой реализуемой продукцией подсолнечник.

На основе изучения теоретических подходов к анализу, опыта ученых в вопросе анализа производства и реализации готовой продукции, деятельности работы рассматриваемой организации мы можем предложить увеличить объем реализуемой продукции за счет введения следующих рекомендаций:

  •  
    1. Применение факторинга. Так как в НПССС ООО «Сибирские масло - семена» имеется просроченная дебиторская задолженность в течение определенного периода времени, то приемлемо применение факторинга. Факторинг, по своей сути, представляет собой приобретение сторонних активов фактором (банком или другой компанией) в собственность. Как правило, такими активами выступает дебиторская задолженность клиента, права на которую и приобретает банк. Таким образом, фактор помогает предприятию более эффективно осуществлять управление дебиторской задолженностью, а также обеспечивает оперативное финансирование поставок товаров и услуг. Стоимость факторинга индивидуальна и рассчитывается исходя из рисков, которые берет на себя банк при обслуживании того или иного клиента.

    2. Разделять переменные затраты по степени реагирования затрат организации на динамику объема реализации используя коэффициент реагирования затрат.

Этот коэффициент представляет собой отношение изменения затрат за определенный период, выраженного в процентах, к изменению объема реализации товаров за тот же период, также выраженному в процентах. Для постоянных затрат торговой организации данный коэффициент равен нулю (поскольку постоянные затраты относительно не изменчивы по отношению к динамике объема производства). [5,с.39].

В зависимости от того, какое значение принимает коэффициент в структуре переменных затрат организации, выделяют следующие переменные затраты: дегрессивные (0 < К < 1), пропорциональные (К = 1), прогрессивные (К > 1).

В рассматриваемой нами организации используется сдельно – премиальная система оплаты труда. Поэтому примером прогрессивных переменных затрат торговой организации могут служить расходы на оплату труда работников.

К пропорциональным переменным затратам относится, как правило, оплата счетов поставщиков товаров. К дегрессивным переменным затратам торговой организации могут быть отнесены услуги сторонних организаций.

Таблица 3 - Влияние переменных затрат на формирование выручки НПССС ООО «Сибирские масло - семена» за 2011г.

Месяц

Выручка

Затраты на оплату труда

Себестоимость

товаров

Услуги сторонних организаций

Январь

2500

36

1000

14

Февраль

2600

136

1100

114

Март

2700

236

1200

214

Апрель

2800

336

1300

314

Продолжение таблицы 3

Май

2900

436

1400

414

Июнь

3000

536

1500

514

Июль

3100

636

1600

614

Август

3200

736

1700

714

Сентябрь

3300

836

1800

814

Октябрь

3400

936

1900

914

Ноябрь

3500

1036

2000

1014

Декабрь

3600

1136

2100

1114

Подобное разделение затрат торговой организации применимо только к переменным затратам. В части постоянных затрат компании используют классификацию затрат на полезные и бесполезные (холостые). При расчете величины бесполезных затрат необходимо знать производственную мощность организации, т.е. максимальный объем производства, который способна выпустить фирма при имеющемся у нее уровне ресурсов.

  •  
    1. Рассчитывать интегральный показатель, учитывающий емкость рынка, на котором ведет деятельность организация, долю рынка, которую она занимает, долю рынка конкурентов, возможные изменения спроса, а также текущий уровень спроса на данный товар. С учетом этого величина бесполезных затрат организации может быть рассчитана по формуле:

В данном случае, на примере рассматриваемой организации, интегральный показатель, учитывающий емкость рынка - Zбесполезные = (300-250) *65/300=11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Басовский Л.В. Экономический анализ: Учебное пособие - «ИНФРА-М»,2011.-222с.

  2. Бычкова С.М.Бухгалтерский учёт в сельском хозяйстве:Учебник – М: : ВивидАрт, 2008.-231с.

  3. Вахрушина М.А. Стратегический управленческий учет. М.: Рид Групп, 2011. - 192с.

  4. Ветрова И.Ф. Методологические проблемы построения корпоративной отчетности организаций : монография. – М. : ВивидАрт, 2008.-214с.

  5. Веснин В.Р. Стратегическое управление. – М. : Велби ; Проспект, 2009.-124с.

Просмотров работы: 3363