ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КООПЕРАТИВЕ «ПУШКИНСКИЙ» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КООПЕРАТИВЕ «ПУШКИНСКИЙ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основной целью любого предприятия в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций на рынке, рост или, по крайней мере, стабильное получение прибыли. Это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли. Главным средством увеличения прибыли является высокая конкурентоспособность предприятия. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий. Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использо­вать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все уси­лия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают вас от потенциальных или реальных конкурентов.

Конкурентоспособность предприятия – это оцененное субъектами внешней среды его превосходство на выбранных сегментах рынка над конкурентами в данный момент времени, достигнутое без ущерба окружающим, определяемое конкурентоспособностью его конкретных товаров и уровнем конкурентного потенциала, характеризующего способность в настоящем и будущем разрабатывать, изготавливать, сбывать и обслуживать товары (услуги), превосходящие по критерию цена/качество аналоги [2].

Уровни конкурентоспособности:

  1. Ориентация на известную стабильность положения на рынке за счет хорошего товара, удачно выбранного сегмента рынка.

  2. Предполагается внимание к конкурентам. Предприятие старается подражать ведущим конкурентам по технологии, организации производства, выпуску товара, сервису, заимствовать передовой опыт.

  3. Успех в конкурентной борьбе рассматривается не столько как функция производства, сколько как функция управления. Успех производства все больше зависит от повышения квалификации организации и эффективности системы управления предприятием (в том числе маркетинг).

  4. Ориентация на то, чтобы превзойти самые жесткие условия обеспечения конкурентоспособности. Такие предприятия обычно быстрорастущие и высокоприбыльные.

  5. Высшая компетентность руководства и персонала, нацеленность на инновации, привлечение к сотрудничеству поставщиков и посредников высокого уровня (это предприятия-лидеры).

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Пушкинский» – специализируется на производстве молока и зерновых. Данное предприятие полностью обрабатывает 8042 га сельскохозяйственных угодий, из них арендованные на территории других поселений – 4500 га. Кооператив, применяя технологию круглогодового содержания, сохраняет стабильное поголовье коров – 920 голов. Ежегодно кооператив добивается высоких показателей в сельскохозяйственном производстве и занимает ведущие места в районе и области. Показатели предприятия СПК «Пушкинский» в 2011 г. приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Показатели производства продукции сельского хозяйства по СПК Омской области в 2011 г., ц

Хозяйства

Зерно (бункерный вес)

Молоко

Мясо

1.СПК «Пушкинский»

125640

48928

1514

2.СПК «Сибиряк»

15977

69221

4500

3.СПК «Большевик»

7061

61230

3300

Таким образом, СПК «Пушкинский» по производству зерна занимает 1 место, по производству молока и мяса (на выращивание) исследуемое предприятие занимает 3 место.

В таблице 2 рассмотрим финансовые показатели сравниваемых хозяйств.

Таблица 2 – Финансовые показатели работы СПК Омской области за 2011 г., тыс. руб.

Хозяйства

Прибыль (+), убыток (-)

в том числе прибыль:

от зерна

от молока

от мяса КРС

1.СПК «Пушкинский»

41044

1441

6838

-1718

2.СПК «Сибиряк»

32489

391

21361

5443

3.СПК «Большевик»

37836

177

33852

4571

Исходя из полученных данных видно, что СПК «Пушкинский» по величине прибыли занимает 1 место среди СПК.

Проведя анализ конкурентной среды СПК «Пушкинский», мы сделали вывод, что предприятие, хоть и не является лидером в районе, но, тем не менее имеет неплохие показатели деятельности и большой потенциал развития, при условии использования ресурсосберегающих технологий при производстве.

Наиболее распространенным методом анализа является метод SWOT – метода анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности), threats (угрозы). В таблице 3 приведен SWOT – анализ СПК «Пушкинский».

Таблица 3 – SWOT – анализ СПК «Пушкинский»

Сильные стороны:

Слабые стороны:

-Достаточная обеспеченность рабочей силой;

-Предприятие обеспечено всем необходимым персоналом. Работники аппарата управления имеют высшее образование. Руководитель и специалисты посещают семинары, собрания,

выставки для получения новых знаний;

- Наличие собственного автопарка.

- Хозяйство не имеет задолженности перед бюджетными и внебюджетными организациями.

- Слабо развита отрасль растениеводства;

- Отсутствует интенсификация производства в отрасли растениеводства;

- Отсутствует маркетинговая служба;

- Затруднено получение информации о деятельности конкурентов, высокая доля транзакционных издержек, связанных с поиском информации, ведением переговоров и издержек измерения;

-Высокая себестоимость и низкая рентабельность производства продукции;

-Отсутствует переработка животноводческой продукции;

- Слабая мотивация труда по отношению к конечному результату.

Возможности:

Угрозы:

- Субсидирование банковского процента;

- Усиление государственной поддержки;

- Предоставление налогов, льгот и дотаций;

- Появление новых рынков местного и регионального значения;

- Тенденция снижения диспаритета цен на импортную и отечественную продукцию;

- Увеличение численности населения;

- Повышение покупательской способности населения.

- Экономическая нестабильность;

-Высокий диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию;

- Увеличение налоговых ставок;

- Возможность появления новых сильнейших конкурентов;

- Эпидемиологический риск;

-Увеличение импорта аналогичной продукции.

Слабой стороной предприятия является то, что оно поставляет на рынок Омска и Омской области продукцию сельского хозяйства в основном в виде сырья. Поэтому для более эффективной работы в отрасли животноводства необходимо организовать переработку производственной продукции и наладить новые каналы реализации.

Предприятию необходимо добиться увеличения качества и количества выпускаемой продукции, что поможет в получении большей прибыли при реализации продукции.

Сильными сторонами является то, что на предприятии самая высокая цена реализации продукции по сравнению с другими предприятиями. И за счет этого хозяйство получает достаточную прибыль, для того чтобы покрыть затраты на производство данного вида продукции. В данный момент предприятие является устойчивым в финансовом плане, имеет высокие показатели платежеспособности.

Пути достижения конкурентоспособности предприятия:

  1. Возможность снижения издержек производства (чем ниже издержки производства, тем большими преимуществами обладает предприятие по отношению к конкурентам).

  2. Определение предприятием таких факторов производства (природных, трудовых, финансовых ресурсов), которыми оно оснащено лучше, чем другие конкуренты.

  3. Быстрая приспособляемость предприятия к изменениям внешней среды (возможность нововведений, диверсификация, преодоление входных барьеров, увеличение емкости рынка).

  4. Способность создания преимуществ товара по сравнению с конкурентами.

  5. Возможность правильно определять и обеспечивать развитие наиболее эффективных стратегических зон хозяйствования (рынки, подразделения, периферия, товары).

Таким образом, СПК «Пушкинский» следует разобрать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. При помощи сильных сторон и появившихся возможностей необходимо преодолеть в организации слабые стороны и предотвратить угрозы.

Список литературы

1. Метелев И.С. Конкурентоспособность субъекта предпринимательской деятельности: сущность, методы, факторы и критерии оценки / И.С. Метелев // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 1. С. 116-120.

2. Фасхиев Х.А. Определение конкурентоспособности предприятия / Х.А. Фасхиев // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. – № 4. С. 70-78.

Просмотров работы: 5697