ОДНОКАНАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СИСТЕМЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОДНОКАНАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СИСТЕМЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Сергиенко Е.В. 1, Колчина О.А. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема реформирования системы межбюджетных отношений на сегодняшний день остается актуальной. Изменения в Областном законе «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области» подготовлены в связи с формированием проекта областного закона «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» и обусловлены переходом с 2013 года на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования (ОМС) и связанное с этим уточнение перечня и объемов, передаваемых в местные бюджеты областных налогов.

В соответствии с основными подходами политики в сфере здравоохранения, установленными Федеральными законами от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», постановлением Администрации Ростовской области от 25.08.2011 № 550 «Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2012-2014 годы» переход на одноканальное финансирование предполагает передачу средств областного бюджета Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ростовской области и освобождение расходов бюджета города от расходов по содержанию медицинских учреждений, которые включаются в тариф страхового взноса областного бюджета.

Данные изменения основывались на проблемах снижения управляемости отрасли и трудностях контролирования над рациональным расходованием средств и оказания качественной медицинской помощи в связи с многоканальностью финансирования здравоохранения.

Основные источники доходов системы ОМС:

  • страховые взносы работодателей на обязательное медицинское страхование работающего населения (5,1% от фонда оплаты труда);

  • страховые взносы субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

  • межбюджетные трансферты на выравнивание финансовых условий реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования.

При введении одноканального финансирования муниципальных учреждений здравоохранения возникает дополнительная нагрузка на областной бюджет и высвобождаются ресурсы местных бюджетов, предлагаются изменения в части:

  • отказа от передачи местным бюджетам норматива отчислений от налога на имущество организаций (в действующих условиях муниципальным районам передается 17,5%, городским округам – 10%);

  • уменьшения бюджетам муниципальных районов и городских округов нормативов отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на 11,25% (в действующих условиях муниципальным районам передается 22,5%, городским округам – 45%).

При введении одноканальной модели финансирования программы ОМС, покупателями медицинских услуг являются страховые медицинские организации, с которыми территориальные фонды ОМС заключают договоры. При этом страховые медицинские организации заключают договоры на покупку медицинских услуг с медицинскими организациями различной организационно-правовой формы и формы собственности.

Учитывая вышеизложенное можно выявить положительные и отрицательные стороны перехода на преимущественно одноканальное финансирование. К первой относится:

  • подушевой принцип финансирования амбулаторно-поликлинических учреждений, которые будут получать средства ОМС не за каждый отдельный прием пациента, а за всех прикрепленных граждан. Это создаст дополнительные стимулы для профилактической работы в первичном звене;

  • мотивация пациента;

  • мотивация системы здравоохранения — охрана здоровья населения, усиление профилактической направленности, внедрение здоровье сберегающих технологий, повышение качества услуг и интенсивности лечения;

  • право выбора врача и лечебного учреждения;

  • соответствие расходов полученным доходам;

  • повышение эффективности расходования бюджетных средств в системе здравоохранения, что особенно актуально в сложившихся экономических условиях.

Отрицательное влияние перехода на одноканальное финансирование:

  • неравномерное финансовое положение медицинских учреждений и различные стартовые условия перехода на одноканальное финансирование, в том числе наличие кредиторской задолженности как по содержанию ОМС-технологий за счет средств бюджета, так и по ОМС;

  • невозможность учесть даже в групповых тарифах многообразие инфраструктуры учреждений;

  • недозарабатывание финансовых средств, необходимых медицинской организации по причине невыполнения плановых объемов медицинской помощи;

  • отсутствие практических навыков у администрации учреждений по управлению финансово-экономическим состоянием учреждений;

  • наличие обширных зон неэффективного использования ресурсов в учреждениях (штаты, укомплектованность, коммунальные услуги, транспортные услуги, услуги по содержанию учреждений и другие).

Однако есть пути решения данных проблем:

  • обучение руководителей учреждений финансово-экономическим знаниям и навыкам принятия управленческих решений в условиях ограниченности ресурсов;

  • активизация работы по повышению эффективности работы и использованию ресурсов;

  • осуществление планирование объемов медицинской помощи, оказываемой в ОМС и дать их финансовую оценку;

  • проведение мониторинга выполнения объемов медицинской помощи и финансовых ресурсов, решение вопросов корректировки плановых показателей.

Список литературы.

  1. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.

  2. Колчина О.А. Анализ формирования и реализации федеральных целевых программ //Известия ЮФУ. Технические науки. – 2012. – №8 (133). – С. 85-94.

  3. Куракова Н.Г. Государственно-частное партнёрство в сфере здравоохранения: выбор форм и перспективных направлений. Часть 2. // Менеджер здравоохранения. – 2009. – №4. С. 26-31.

  4. Шишкин С. Новая финансовая модель здравоохранения: правила конструирования //www.opec.ru/social.

1 Исследование выполнено в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.; проект «Методология моделирования межбюджетных отношений в системе социально-экономического развития региона» №14.A18.21.0701

 

3

 

Просмотров работы: 13365