В соответствии с основными подходами политики в сфере здравоохранения, установленными Федеральными законами от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», постановлением Администрации Ростовской области от 25.08.2011 № 550 «Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2012-2014 годы» переход на одноканальное финансирование предполагает передачу средств областного бюджета Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ростовской области и освобождение расходов бюджета города от расходов по содержанию медицинских учреждений, которые включаются в тариф страхового взноса областного бюджета.
Данные изменения основывались на проблемах снижения управляемости отрасли и трудностях контролирования над рациональным расходованием средств и оказания качественной медицинской помощи в связи с многоканальностью финансирования здравоохранения.
Основные источники доходов системы ОМС:
страховые взносы работодателей на обязательное медицинское страхование работающего населения (5,1% от фонда оплаты труда);
страховые взносы субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
межбюджетные трансферты на выравнивание финансовых условий реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования.
При введении одноканального финансирования муниципальных учреждений здравоохранения возникает дополнительная нагрузка на областной бюджет и высвобождаются ресурсы местных бюджетов, предлагаются изменения в части:
отказа от передачи местным бюджетам норматива отчислений от налога на имущество организаций (в действующих условиях муниципальным районам передается 17,5%, городским округам – 10%);
уменьшения бюджетам муниципальных районов и городских округов нормативов отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на 11,25% (в действующих условиях муниципальным районам передается 22,5%, городским округам – 45%).
При введении одноканальной модели финансирования программы ОМС, покупателями медицинских услуг являются страховые медицинские организации, с которыми территориальные фонды ОМС заключают договоры. При этом страховые медицинские организации заключают договоры на покупку медицинских услуг с медицинскими организациями различной организационно-правовой формы и формы собственности.
Учитывая вышеизложенное можно выявить положительные и отрицательные стороны перехода на преимущественно одноканальное финансирование. К первой относится:
подушевой принцип финансирования амбулаторно-поликлинических учреждений, которые будут получать средства ОМС не за каждый отдельный прием пациента, а за всех прикрепленных граждан. Это создаст дополнительные стимулы для профилактической работы в первичном звене;
мотивация пациента;
мотивация системы здравоохранения — охрана здоровья населения, усиление профилактической направленности, внедрение здоровье сберегающих технологий, повышение качества услуг и интенсивности лечения;
право выбора врача и лечебного учреждения;
соответствие расходов полученным доходам;
повышение эффективности расходования бюджетных средств в системе здравоохранения, что особенно актуально в сложившихся экономических условиях.
Отрицательное влияние перехода на одноканальное финансирование:
неравномерное финансовое положение медицинских учреждений и различные стартовые условия перехода на одноканальное финансирование, в том числе наличие кредиторской задолженности как по содержанию ОМС-технологий за счет средств бюджета, так и по ОМС;
невозможность учесть даже в групповых тарифах многообразие инфраструктуры учреждений;
недозарабатывание финансовых средств, необходимых медицинской организации по причине невыполнения плановых объемов медицинской помощи;
отсутствие практических навыков у администрации учреждений по управлению финансово-экономическим состоянием учреждений;
наличие обширных зон неэффективного использования ресурсов в учреждениях (штаты, укомплектованность, коммунальные услуги, транспортные услуги, услуги по содержанию учреждений и другие).
Однако есть пути решения данных проблем:
обучение руководителей учреждений финансово-экономическим знаниям и навыкам принятия управленческих решений в условиях ограниченности ресурсов;
активизация работы по повышению эффективности работы и использованию ресурсов;
осуществление планирование объемов медицинской помощи, оказываемой в ОМС и дать их финансовую оценку;
проведение мониторинга выполнения объемов медицинской помощи и финансовых ресурсов, решение вопросов корректировки плановых показателей.
Список литературы.
Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.
Колчина О.А. Анализ формирования и реализации федеральных целевых программ //Известия ЮФУ. Технические науки. – 2012. – №8 (133). – С. 85-94.
Куракова Н.Г. Государственно-частное партнёрство в сфере здравоохранения: выбор форм и перспективных направлений. Часть 2. // Менеджер здравоохранения. – 2009. – №4. С. 26-31.
Шишкин С. Новая финансовая модель здравоохранения: правила конструирования //www.opec.ru/social.
1 Исследование выполнено в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.; проект «Методология моделирования межбюджетных отношений в системе социально-экономического развития региона» №14.A18.21.0701
3