БЮДЖЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ: ЦЕЛИ, НАЗНАЧЕНИЕ И ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ НА ПРИМЕРЕ ФГУП «УЧЕБНО-ОПЫТНОЕ ХОЗЯЙСТВО «МУММОВСКОЕ» ИМЕНИ К. А. ТИМИРЯЗЕВА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

БЮДЖЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ: ЦЕЛИ, НАЗНАЧЕНИЕ И ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ НА ПРИМЕРЕ ФГУП «УЧЕБНО-ОПЫТНОЕ ХОЗЯЙСТВО «МУММОВСКОЕ» ИМЕНИ К. А. ТИМИРЯЗЕВА

Апарина И.А. 1
1СГАУ им. Н.И. Вавилова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Рыночная экономика динамична, отечественным предприятиям приходится работать в быстро меняющейся среде, часто в условиях неопределенности. Расширяются масштабы рынка. Меняются потребности, растут объёмы покупательского спроса, усиливается конкуренция. В то же время финансовые и материальные ресурсы все более ограничены. Это ставит перед предприятиями проблемы эффективности управления деятельностью, требует решения стратегических, тактических и текущих задач, обеспечивающих стабильность и экономический рост.

Выполнение таких задач возможно с помощью надежного информационного обеспечения функций планирования, контроля и принятия управленческих решений. Создание методологических основ информационного обеспечения, эффективного управления является предметом управленческого учета. В обстановке рыночной неопределенности необходимо прогнозировать будущее, предвидеть возможные изменений условий деятельности с помощью опережающего планирования и контроля.

Неоднозначность, дискуссионность и нерешенность проблем, связанных с механизмом построения эффективного бюджета денежных средств во взаимосвязи с целями финансового управления (отсутствие комплексной и единой методики финансового планирования, учета и анализа экономических показателей, учет отраслевой специфики и масштабов деятельности при формировании бюджета предприятия) определяют актуальность курсовой работы.

При написании курсовой работы использовались такие приемы и методы исследования: описательный, табличный, графический методы, метод сравнения.

Целью курсовой работы является научное обоснование методических положений и практических рекомендаций по формированию системы бюджета денежных средств с учетом финансовых целей предприятия и обеспечения ее эффективности.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе были решены следующие задачи:

– исследование теоретических основ бюджета денежных средств

– рассмотрение функций, целей и роли бюджета денежных средств

– определение состава бюджета денежных средств и этапов его формирования

– изучение процесса формирования бюджета денежных средств

Предметом курсовой работы является процесс формирования бюджета денежных средств.

Объектом курсовой работы является Федеральное государственное унитарное предприятие «Учебно-опытное хозяйство «Муммовское» имени К.А. Тимирязева, расположенное в селе Ершовка Аткарского района Саратовской области и его деятельность за последние 3 года.

Для написания курсовой работы использована такая литература: кодексы РФ, учебные пособия по бухгалтерскому и управленческому учёту, годовые отчёты с ФГУП «Учхоз «Муммовское».

Теоретические основы бюджета денежных средств 1.1 Понятие бюджета денежных средств, его функции и цели

Бухгалтерский управленческий учет тесно связан со сметным (бюджетным) планированием и контролем, которое является его составной частью. Под бюджетированием в бухгалтерском управленческом учете понимается процесс планирования. Соответственно бюджет – это план. Планирование – это особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а охватывает деятельность всего предприятия. Различают текущее (краткосрочное) планирование (разработка смет, бюджетов) – сроком до года – и перспективное планирование (сроком более года). Обычно перспективные планы разрабатываются сроком на 3-5 лет. Бюджет (или смета) – это финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых операций. Согласно определению Института дипломированных бухгалтеров по управленческому учету США, бюджет – это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели. Бюджет является количественным выражением планов деятельности и развития организации, координирующим и корректирующим в цифрах проекты руководителей. В результате его составления становиться ясно, какую прибыль получит предприятие при одобрении того или иного плана развития.

Цель бюджета денежных средств состоит в расчете необходимого их объема и определении моментов, когда у предприятия ожидается недостаток или избыток денежных средств, для того чтобы избежать кризисных явлений и рационально использовать денежные средства предприятия.

Бюджет движения денежных средств используется:

- в финансовом планировании – для составления финансового плана движения денежных средств

- в бухгалтерском, управленческом и оперативном учете для составления отчета о движении денежных средств

Форму бюджета и формы представления сведений о движении денежных средств центрами финансового учета определяет финансовая служба (бухгалтерия) предприятия.

Функции бюджета состоят в следующем:

1. Планирование операций, обеспечивающих достижение цели организации. Основные плановые решения обычно вырабатываются в процессе подготовки программ, а сам процесс разработки бюджета по существу является уточнением этих планов.

2. Координирование различных видов деятельности и подразделений. Согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации.

3. Стимулирование руководителей всех рангов к достижению цели своих центров ответственности. Процесс составления бюджета может быть также мощным средством для стимулирования руководителей к достижению целей их центров ответственности и, следовательно, целей всей организации.

4. Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины. Бюджет представляет собой отчет о желаемых результатах на момент его формирования. Тщательно подготовленный бюджет – наилучший стандарт. С ним сравнивают действительно достигнутые результаты, так как он включает оценку эффекта всех переменных, которые прогнозировались во время его разработки.

Анализ отклонений между реальными результатами и данными бюджета позволяет:

  • Идентифицировать проблемную область, которая требует первоочередного внимания;

  • Выявить новые возможности, не предусмотренные в процессе разработки бюджета;

  • Показать, что первоначальный бюджет в некоторой степени нереалистичен.

5. Основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей. Отклонения от бюджета, определяемые ежемесячно, служат для целей контроля в течение всего года. Сравнение фактических и бюджетных данных за год часто является главным фактором оценки каждого центра ответственности и его руководителя в конце года.

Бюджет движения денежных средств - эффективный инструмент планирования и контроля за денежными потоками, который дает руководству организации представление:

  • за счет какой деятельности организация получает денежные средства и способна ли она стабильно получать денежные средства от текущей деятельности;

  • насколько организация зависит от заемных источников финансирования;

  • когда возникают кассовые разрывы и за счет чего они могут быть покрыты, когда и на каких условиях могут быть получены кредиты и займы;

  • получает ли организация достаточно ресурсов для дальнейшего роста;

  • о деятельности подразделения, что служит одним из критериев оценки работы их менеджеров;

  • о причинах расхождений финансовых результатов (зафиксированных в отчете о прибылях и убытках) и изменениях объемов денежных средств (зафиксированных в отчете о движении денежных средств).

Структура, степень конфиденциальности и порядок формирования бюджета движения денежных средств определяются только внутренней нормативной документацией организации. В большинстве случаев он является конфиденциальным и закрыт для сторонних пользователей.

Обычно смета (бюджет) денежных средств состоит из двух частей: ожидаемые поступления средств и ожидаемые платежи.

Для определения ожидаемых поступлений за период используют информацию из бюджета продаж, данные о продаже в кредит или за наличные, о порядке сбора средств по счетам к получению. Также планируют приток денежных средств и из других источников, таких, как продажа акций, активов, возможные займы.

Суммы ожидаемых платежей берут из различных периодических бюджетов. Ответственный за подготовку сметы (бюджета) денежных средств должен владеть информацией о том, какие затраты на материалы и рабочую силу предусмотрены за период, какие товары и услуги необходимо приобрести, а также будут ли они оплачены сразу или возможна отсрочка платежа. В этой связи очень важно знать политику платежей организации. Помимо регулярных текущих расходов денежные средства могут быть использованы на приобретение оборудования и других активов, возврат займов и иных долгосрочных обязательств. Всю эту информацию следует собирать, чтобы подготовить правильную смету (бюджет) денежных средств.

Таким образом, посредством сметы (бюджета) денежных средств достигают две цели, во-первых, показывается конечное сальдо на счете денежных средств, которое необходимо для завершения прогнозного бухгалтерского баланса и, во-вторых, выявляются периоды излишка финансовых результатов или их нехватки.

Для составления бюджета денежных средств прежде всего необходима информация о будущих денежных потоках.

1.2. Роль бюджета денежных средств в формировании финансовых ресурсов организации.

Использование бюджета создает для организации следующие преимущества:1. Планирование помогает контролировать деятельность организации. Бюджет, являясь составной частью плана, содействует четкой и целенаправленной деятельности предприятия. 2. Бюджет является составной частью управленческого контроля, создает объективную основу оценки результатов деятельности организации в целом и ее подразделений. В отсутствии бюджета, при сравнении показателей текущего периода с предыдущими можно прийти к ошибочным выводам, а именно: показатели прошлых периодов может включать в себя результаты низко производительной работы. Улучшение этих показателей означает, что предприятие стало работать лучше, но свои возможности оно не исчерпало. При использовании показателей предыдущих периодов не учитывает появившиеся возможности, которых не существовало в прошлом. 3. Бюджет является средством, координирующим деятельности различных подразделений организации. Оно побуждает управляющих отдельных звеньев строить свою деятельность, принимая во внимание интересы организации в целом.4. Бюджет – основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей: работа менеджеров оценивается по отчетам о выполнении бюджета; сравнение фактически достигнутых результатов с данными бюджета указывает области, куда следует направить внимание и действия.

Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов как:- планирование с участием руководителей всех центров ответственности, деятельности организации в целом, а так же ее структурных подразделений;- определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;- обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;- корректировка планов, с учетом приложенных поправок. В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов:a) генеральный и частные; б) гибкие и статистические. Бюджет, охватывающий общую деятельность предприятия называется генеральным бюджетом. Цель генерального бюджета – объединить и суммировать суммы и планы различных подразделений предприятия, называемые частными бюджетами. В результате составления генерального бюджета создаются:а) прогнозируемый баланс; б) план прибылей и убытков; в) план движения денежных средств. Генеральный бюджет организации состоит из двух частей:1. Операционный бюджет – часть генерального бюджета, включающая план прибылей и убытков, который реализуется через вспомогательные (частные) сметы, отражающие статьи доходов и расходов организации.2. Финансовый бюджет – часть генерального бюджета, включающая бюджеты капитальных вложений, движения денежных средств и прогнозируемый баланс. Бюджеты разрабатываются управленческой бухгалтерией совместно с руководителями центров ответственности, процесс разработки идет снизу вверх. Бюджет может разрабатываться на годовой основе (с разбивкой по месяцам) и на основе непрерывного планирования (когда в течение первого квартала рассматривается смета второго квартала и составляется смета на первый квартал следующего года, т. е. бюджет все время проецируется на год вперед). Финансовый бюджет – это план в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Финансовый бюджет включает в себя бюджеты капитальных затрат и денежных средств организации и подготовленные на их основе совместно с прогнозным отчетом о прибылях и убытках прогнозные бухгалтерский баланс и отчет о финансовом положении. Гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями. В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются. Бюджет должен представлять информацию доступным и ясным образом так, чтобы его содержание было понятно пользователю. Избыток информации затрудняет понимание значения и точности данных. Недостаточность информации может привести к непониманию основных ограничений и взаимосвязей данных, принятых в документе. Бюджет не может содержать одновременно, и доходы, и расходы, нет необходимости чтобы они были сбалансированы. При подготовке бюджета необходимо начать с ясно формированного его названия или заголовка и указания периода времени, для которого он составляется.

1.3. Степень изученности вопроса на современном этапе

Джай К. Шим выделяет 4 основные раздела бюджета движения денежных средств: [34]

  • Поступление денежных средств (остаток на начало периода, поступление платежей от покупателей и других дебиторов);

  • Расход денежных средств ;

  • Чистый поток денежных средств (разница между поступлениями и расходами);

  • Финансовый раздел, детализирующий получение и погашение заемных средств.

Матыцин Сергей Алексеевич–консультант по разработке и внедрению систем управленческого учета и бюджетного управления пишет в своих работах: бюджет движения денежных средств связывает между собой доходы, расходы, задолженность и денежные средства. Он позволяет спланировать деятельность компании без кассовых разрывов, реализовать алгоритмы заимствования денежных средств и размещения свободных денежных средств на депозит. БДДС обеспечивает оценку ликвидности и платежеспособности компании, необходим для управления дебиторской и кредиторской задолженностью. Отметим, что БДДС позволяет получить менеджерам не только данные о текущем финансовом состоянии и о реализации целей компании, но и о том, без чего ни одна компания функционировать не может - о денежных средствах.[16]

Лагкути Б.Г. отмечает в своей статье «Факторы влияния на эффективность расходования бюджетных средств.»: безусловно, текущие и стратегические цели бюджетов разнохарактерно и разнонаправлено влияют на формирование их расходов. В тоже время основополагающий принцип расходования бюджетных средств неизменен – расходы должны быть соотносимы с доходами и реализуемы эффективно. Расходы бюджета – это затраты, возникающие в связи с выполнением определенных экономических и социальных функций. Изучение литературных источников показывает, что единого определения понятия «расходы бюджета» не выработано. Например, Л.А. Дробозина считает, что «расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением задач и функций организации. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования фонда денежных средств по различным направлениям» [19]. А.М. Бабич и Л.Н. Павлова акцентируют также внимание на том, что расходы являются процессом выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджете [12].

Как известно, величина бюджетных расходов зависит от бюджетных потребностей и возможностей их доходного покрытия . Но это является общей характеристикой логики формирования расходов. Для конкретной количественной оценки расходов необходимо использовать такие показатели как общий их объем, темпы роста , структура расходов и ее изменение, а также объем отдельных видов расходов. Другими словами, величина расходов зависит от многих факторов.

Казанцев К.А. и Попов Е.В. в своих статьях пишут так: [21] основным инструментом управления денежными средствами служит система управленческого учета и бюджетирования. Денежный поток контролируется в бюджетировании с помощью бюджета движения денежных средств. В статье авторы пытаются раскрыть основные подходы к формированию бюджета движения денежных средств и предложить свою методику формирования этого бюджета.Бюджет движения денежных средств обычно составляют на основе бюджета доходов и расходов и инвестиционного бюджета.

При организации планирования необходимо предусмотреть операции контроля:

  • соответствия статей бюджета движения денежных средств лимитам;

  • целесообразность производимых расходов и перерасходов;

  • лимита остатков денежных средств на конец периода на случай непредвиденных расходов;

Учёт денежных средств в ФГУП «Учхоз «Муммовское» 2.1 Организационно – экономическая характеристика ФГУП «Учхоз «Муммовское»

Федеральное государственное унитарное предприятие «Учебно-опытное хозяйство «Муммовское» имени К.А. Тимирязева расположено в селе Ершовка Аткарского района Саратовской области, в 60 км от города Саратова. Основным видом деятельности является выращивание зерновых и зернобобовых культур, сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях, выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки, растениеводство, животноводство. Основная отрасль - производство зерновых.

Земельный фонд хозяйства представлен в таблице 1.

Таблица 1 Состав и структура земельного фонда хозяйства

Показатели

2009г

2010г

2011г

Структура ,%

Общая земельная площадь, га

в том числе:

4827

4827

4770

100

Всего с/х угодий: из них:

4585

4585

4585

96

пашня

4109

4109

4109

86

пастбища

476

476

476

10

Лесные массивы

28

28

28

0,6

Древесно-кустарниковые растения

110

110

110

2,3

Пруды и водоёмы

34

34

34

0,7

Приусадебные участки, коллективные сады и огороды работников хозяйства

57

57

Прочие земли

13

13

13

0,3

На основании исследования таблицы выявлено, что в ФГУП «Учхоз «Муммовское» наибольший удельный вес в структуре земельного фонда занимают с/х угодья – 4585 га., из них пашня – 4109 га., пастбища – 476 га. Также выявлено, что за 3 года общая земельная площадь организации уменьшилась на 57 га., так как они были розданы в собственное пользование работников хозяйства.

Наглядно состав и структура земельного фонда представлена на рисунке 1.

Объём и структура товарной продукции в ФГУП «Учхоз «Муммовское» представлены в таблице 2.

Таблица 2 Объём и структура товарной продукции хозяйства

Показатели

2009г.

2010г

2011г

В среднем за 2009-2011гг

выручка, тыс. руб.

%%

выручка, тыс. руб.

№%

выручка, тыс. руб.

%%

выручка, тыс. руб.

%%

Зерновые и зернобобовые

367

1,3

147

0,5

386

0,9

300

0,9

Подсолнечник

40

0,1

2332

7,4

600

1,4

991

3

Прочая продукция растениеводства

26

0,09

304

0,7

110

0,3

Продукция растениеводства, реализованная в переработанном виде

189

0,6

103

0,3

115

0,3

136

0,4

Всего по растениеводству

622

2,1

2582

8,2

1405

3,4

1536

4,5

Молоко

18145

62,2

21271

67,7

23136

55,3

20851

61

Скот и птица в живой массе

8549

29,3

6133

19,5

16070

38,4

10251

30

Яйца(тыс. штук, код ОКЕИ-798)

797

2,7

613

2

346

0,8

585

1,7

Мед

7

0,02

2,3

0,01

Прочая продукция животноводства

4

0,01

16

0,04

6,7

0,02

Продукция животноводства, реализованная в переработанном виде

1034

3,5

798

2,5

841

2

891

2,6

Всего по животноводству

28567

97,9

28819

91,8

40409

96,6

32598

95,5

Всего по хозяйству

29159

100

31401

100

41814

100

34135

100

По данным таблицы видно, что в структуре товарной продукции в ФГУП «Учхоз «Муммовское» наибольший удельный вес занимает животноводство – 95,5%, из них молоко 61%. На долю растениеводства приходится 4,5% из них подсолнечник занимает 3 %.

Исходя из таблицы видно, что выручка в 2011 году увеличилась на 43% по сравнению с 2009 годом, т.е. выручка увеличилась на 783000 тысячи. Это произошло за счёт увеличения скота и птицы в живой массе и за счёт увеличения цены за центнер продукции.

Наглядно объём и структура товарной продукции хозяйства представлена на рисунке 2.

Состав и структура основных средств производства в ФГУП «Учхоз «Муммовское» представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Состав и структура основных средств производства в ФГУП «Учхоз «Муммовское»

Вид основных средств

2009г.

2010г.

2011г.

2011г.в % к 2009г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Здания, сооружения и передаточные устройства

949

7,3

949

6,1

2041

11,9

215

Машины и оборудование

4112

31,7

4872

31,4

4872

28,3

118,5

Транспортные средства

2056

15,8

1905

12,3

2645

15,4

128,6

Производственный и хозяйственный инвентарь

208

1,6

208

1,3

208

1,2

100

Продуктивный скот

5480

42,2

7414

47,8

7246

42,2

132,3

Рабочий скот

31

0,2

21

0,1

21

0,1

67,7

Многолетние насаждения

78

0,6

78

0,5

78

0,5

100

Другие виды основных средств

75

0,6

75

0,5

75

0,4

100

Итого

12989

100,0

15522

100,0

17186

100,0

132,3

На основании исследования таблицы выявлено, что в ФГУП «Учхоз «Муммовское» в структуре основных средств наибольший удельный вес занимают продуктивный скот – 42.2% , машины и оборудование – 28,3%, транспортные средства – 15,4%. К 2012 году произошло увеличение почти всех основных средств, уменьшился лишь рабочий скот на 32,3%.

Наглядно состав и структура основных средств производства представлена на рисунке 3.

Обеспеченность хозяйства трудовыми ресурсами в ФГУП «Учхоз «Муммовское» изображены в таблице 4.

Таблица 4 – Обеспеченность хозяйства трудовыми ресурсами

Категория работников

2009 год

2010 год

2011 год

2011 г. в % к 2009 г.

По сельскохозяйственному предприятию – всего:

139

140

99

71,2

Работники, занятые в сельскохозяйственном производстве – всего, в том числе:

124

125

87

70,2

Рабочие постоянные

96

96

72

75

Трактористы – машинисты

21

21

15

71,4

Операторы машинного доения

19

19

11

57,9

Скотники крупного рогатого скота

13

13

9

69,2

Работники свиноводства

2

2

3

150

Работники птицеводства

4

4

4

100

Рабочие сезонные и временные

11

13

4

36,4

Служащие

17

16

11

64,7

Из них:

Руководители

1

1

1

100

Специалисты

5

5

4

80

Работники, занятые в подсобных промышленных производствах и промыслах

8

8

8

100

Работники ЖКХ и культурно – бытовых учреждений

2

2

2

100

Работники торговли и общественного питания

5

5

2

40

Работник, занятые прочими видами деятельности

На основании исследования таблицы выявлено, что в ФГУП «Учхоз «Муммовское» число сотрудников уменьшилось на 41 работника в 2011 году по сравнению с 2009 годом. Это произошло за счёт автоматизации производства. Наибольший удельный вес составляют работники, занятые в сельскохозяйственном производстве – 87 человек, наибольший удельный вес составляют трактористы – машинисты -15 человек, операторы машинного доения – 11 человек, скотники крупного рогатого скота – 9 человек, работники, занятые в подсобных промышленных производствах и промыслах – 8человек.

Наглядно обеспеченность хозяйства трудовыми ресурсами представлена на рисунке 4

Обеспеченность организации основными средствами производства и эффективность их использования представлена в таблице 5.

Таблица 5 Обеспеченность организации основными средствами производства и эффективность их использования

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

2011г в % к 2009г.

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

25692

28738

37526

146

Среднегодовая численность работников, занятых с.-х. производством, чел

124

125

87

70

Площадь с.-х. угодий, га

4585

4585

4585

100

Валовая продукция сельского хозяйства в действующих ценах, тыс. руб.

29208

31541

41909

143

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

3516

2803

4383

125

Фондообеспеченность хозяйства, тыс. руб.

560

627

818

146

Фондовооружённость труда, тыс.руб.

207

230

431

в2,08 раза

Фондоотдача, руб.

1,14

1,10

1,12

98,2

Фондоёмкость, руб.

0,88

0,91

0,9

102

Фондорентабельность, %

13,7

9,8

11,7

х

По данным таблицы 5 видно, что в ФГУП «Учхоз» Муммовское» основные средства хозяйства используются эффективно, т.к. фондоотдача больше 1, а именно в 2011 году хозяйство получило 1,12 руб выручки на каждый уровень вложенных средств. В 2011 году по сравнению с 2009 произошло увеличение показателя фондообеспеченности на 46%, это произошло за счёт увеличения прибыли и увеличения среднегодовой стоимости основных средств, фондовооруженности в 2,08 раза за счёт. По таблице видно, что в хозяйстве неэффективно используются основные средства, т.к. фондорентабельность меньше 30. Самым благоприятным годом для ФГУП «Учхоз» Муммовское» был 2011 год.

Эффективность интенсификации в ФГУП «Учхоз «Муммовское» представлена в таблице 6.

Таблица 6 Эффективность интенсификации организации

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

2011г в % к 2009г.

Получено денежной выручки от реализации с.-х. продукции, тыс. руб.

29208

31541

41909

144

-на 100 га с.-х. угодий, тыс. руб.

637

687

914

143

-на 100 руб. основных средств, руб.

114

110

112

98

-на 1 чел.-ч. затрат труда в с.-х. отраслях, руб.

91,3

99,8

171,4

188

Получено прибыли от реализации с.-х. продукции, тыс. руб.

3516

2803

4383

125

- на 100 га с.-х. угодий, тыс. руб.

77

61

96

124

-на 100 руб. основных средств, руб.

13,7

9,8

11,7

85

-на 1 чел.-ч. затрат труда в с.-х. отраслях, руб.

11

8,9

18,3

166

На основании исследования таблицы 6 выявлено, что в ФГУП «Учхоз «Муммовское» темпы роста выручки больше, чем темпы роста прибыли хозяйства. Темп роста денежной выручки от реализации с. –х. продукции в 2011 году по сравнению с 2009 увеличился на 44%, а темп роста прибыли от реализации с. –х. продукции увеличился на 25%.

Экономические показатели деятельности ФГУП «Учхоз «Муммовское» представлены в таблице 7.

Таблица 7 Экономические показатели деятельности предприятия

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

2011г в % к 2009г.

Выручка от реализации продукции (без НДС), тыс. руб.

29208

31541

41909

143,5

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

25692

28738

37526

146,1

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

3516

2803

4383

124,7

Уровень рентабельности основной деятельности, %

+13,7

+9,8

+11,7

Х

По данным таблицы видно, что в ФГУП «Учхоз «Муммовское» выручка в 2011 году по сравнению с 2009 годом возросла на 43,5%, а себестоимость реализованной продукции на 46,1%. Прибыль хозяйства возросла на 24,7%. Уровень рентабельности в хозяйстве колеблется и не наблюдается чёткой тенденции её изменения.

Критерии ликвидности организации представлены в таблице 8.

Таблица 8 Критерии ликвидности

Коэффициенты

Рекомендуемые значения

Уровень показателя

на конец 2009 года

на конец 2010 года

на конец 2011 года

Изменение

Текущей ликвидности

Не менее 2

18,3

19,6

18,3

-

Быстрой ликвидности

1 и более; для сельского хозяйства 0,7-0,8

1,0

1,3

1,4

+0,4

Абсолютной ликвидности

0,2-0,3

1,0

1,3

0,6

- 0,4

По данным таблицы 8 видно, что баланс в ФГУП «Учхоз «Муммовское» является ликвидным, т.к. коэффициент текущей ликвидности равный 18,3 гораздо больше нормативного показателя (равен 2), коэффициент быстрой ликвидности равный 1,4 свидетельствует о том, что краткосрочная задолженность в ФГУП «Учхоз «Муммовское» может быть быстро погашена за счёт возврата дебиторской задолженности и денежных средств. коэффициент Абсолютной ликвидности равный 0,6 свидетельствует о том, что хозяйство является по состоянию на 1 января 2012 является платёжеспособным.

2.2. Учет денежных средств в ФГУП «Учхоз «Муммовское»

В организации ведётся учёт кассовых операций и учёт операций по расчетному счету.

К кассовым относятся операции, связанные с получением и расходованием наличных денег непосредственно из кассы организации. Эти действия организации регламентированы документом "Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации", утвержденным решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации 12 октября 2011г. № 347-П, в соответствии с которым наличные деньги предприятия хранятся в его кассе в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями предприятий. Всю денежную наличность сверх установленных "лимитов предприятия обязаны сдавать в банк в порядке и сроки, согласованные с обслуживающим банком. Сверх установленного лимита допускается хранение наличных денег, полученных на оплату труда в течение пяти дней, включая день получения их в банке.

Обеспечение сохранности денежных средств.

Организация создает условия, необходимые для обеспечения сохранности денежных средств в кассе, при доставке их из учреждения банка и при сдаче в банк. Министерством внутренних дел Российской Федерации утверждены

Рекомендации по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке и Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий, которые подлежат исполнению и соблюдению на предприятиях всех организационно-правовых форм и видов деятельности.

Для кассы выделяют особое помещение и сейфы, которые по окончании работы кассир закрывает ключом и опечатывает сургучной печатью. Ключи от сейфов и печать хранятся у кассира, а дубликаты ключей в опечатанных кассиром пакетах - у руководителя предприятия. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой руководителем, результаты которой фиксируют в акте. При утрате ключей руководитель информирует о происшествии органы внутренних дел. Не разрешается хранить в кассе наличные деньги и другие ценности, не принадлежащие предприятию, и входить в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе.

Документальное оформление поступления наличных денег – наличные деньги поступают в кассу предприятия с расчетного счета в банке, от покупателей, заказчиков и др. Поступление денег в кассу оформляют по приходным кассовым ордерам (ф. КО-1), который выписывает работник бухгалтерии, подписывает главный бухгалтер или лицо, на это уполномоченное приказом (распоряжением) руководителя предприятия. К приходному ордеру выписывается квитанция, которая вручается лицу, внесшему деньги, или прикалывается к выписке банка (при поступлении наличных из банка). До передачи в кассу приходный ордер обязательно регистрируют в журнале регистрации приходных и расходных документов (ф. КО-3 или КО-За,

Действующим правилом запрещено выдавать приходные кассовые ордера на руки лицам, вносящим деньги. Приходный кассовый ордер передают для исполнения непосредственно в кассу, где кассир проверяет правильность его оформления, наличие и подлинность подписи главного бухгалтера, принимает деньги, подписывает приходный ордер и квитанцию. Деньги по кассовым ордерам принимают только в день их составления.

При приемке наличных денег кассиры должны руководствоваться документом

"Признаки и правила определения платежеспособности банковских билетов

(банкнот) и монет банка России". Этим документом определены: признаки платежеспособности, допустимые повреждения платежеспособных банкнот, порядок обмена банкнот и монет, порядок экспертизы денежных знаков.

Документальное оформление выдачи наличных денег – наличные деньги выдают из кассы на основании расходных кассовых ордеров (ф. КО-2) или других документов (платежных ведомостей, заявлений на выдачу денег, счетов), на которых ставят специальный штамп, заменяющий расходный кассовый ордер. Все документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем предприятия и главным бухгалтером или уполномоченными ими лицами. Если на документах, прилагаемых к расходному кассовому ордеру, имеется разрешительная надпись руководителя, то его подпись на ордере необязательна. Расходный кассовый ордер составляют в бухгалтерии, регистрируют в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров и передают кассиру для исполнения. Выдача расходных кассовых ордеров на руки лицам, получающим деньги, не допускается.

При выдаче денег отдельному лицу кассир требует предъявления паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; записывает в расходный кассовый ордер наименование и номер документа, кем и когда он выдан и отбирает расписку получателя. Предъявление документов, удостоверяющих личность, обязательно и при получении денег по одному платежному документу, выписанному на несколько лиц. Лицам, не состоящим в списочном составе предприятия, деньги выдают только по расходным кассовым ордерам, выписываемым на каждое лицо, или по отдельной ведомости на основании заключенных договоров.

Деньги из кассы могут быть выданы только лицу, указанному в расходном кассовом ордере или заменяющем его документе (ведомости и др.).

При выдаче денег по доверенности в ордере указывают фамилию, имя и отчество получателя и лица, которому доверено получение денег, а в ведомости перед распиской получателя кассир делает надпись "По доверенности".

Соответствующим образом оформленная доверенность остается у кассира, он прилагает ее к расходному кассовому ордеру или ведомости.

Учет операций по расчетному счету: банк выполняет поручения предприятия о перечислении или выдаче соответствующих сумм в оплату приобретенных товарно – материальных ценностей, по погашению ссуд банка и займов, обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами, поставщиками, другими кредиторами для расчетов с членами трудового коллектива по оплате труда, на командировочные, хозяйственные и представительские расходы, приобретение горюче – смазочных материалов, другие цели в пределах остатка средств на счете и соблюдения очередности, предусмотренной законодательством.

Списание денежных средств с расчетного счета по требованиям, относящиеся к одной очередности, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Банк контролирует операции, совершаемые по расчетному счету. В частности, проверяет, не проводит ли организация - владелец счета операции, не соответствующие характеру его деятельности, предусмотренной уставом, нарушающие установленный порядок использования средств или правил расчетов.

При недостаточности или отсутствии средств на расчетном счете предприятия предъявленные к оплате платежные документы банк помещает в картотеку 2. Документы, помещенные в картотеку, банк оплачивает по мере поступления средств на расчетный счет предприятия, соблюдая условия очередности.

При открытии счета и в любой момент после открытия счета организация как клиент банка может потребовать у банка предоставить информацию о наличии лицензии на осуществление банковских операций, информацию о финансовой отчетности - бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, аудиторское заключение по итогам года, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год.

Списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения организации. Без распоряжения списание денежных средств, находящихся на счете, может производиться только по решению суда, а также в случаях, установленных законом (например, при взыскании финансовых санкций налоговым органом) или предусмотренных договором между банком и организацией.

2.3. Отчёт о движении денежных средств

Основным документом, регулирующим составления отчёта о движении денежных средств является ПБУ 23/2011. В 2011 году Приказом Минфина от 02.02.2011г. №11н было утверждено положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011). Его введение обусловлено попыткой приблизить стандарты российского бухгалтерского учета к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО)

ПБУ устанавливает правила составления отчета о движении денежных средств (форма 4 бухгалтерской отчетности) коммерческими организациями.

Показатели бухгалтерского баланса не содержат информации о структуре поступления и выбытия денежных средств, что влечет за собой проблему оценки фактического финансового положения организации. Отчет о движении денежных средств, является расшифровкой к строке 1250 «Денежные средства и денежные эквиваленты» бухгалтерского баланса.

В отчете о движении денежных средств организации отражаются:

  • Платежи и поступления денежных средств, а так же денежных эквивалентов (денежные потоки организации).

  • Остатки денежных средств и денежных эквивалентов на начало и конец отчетного периода.

Денежными потоками организации не являются:

  • платежи, связанные с инвестированием их в денежные эквиваленты (например - суммы, направленные с расчетных счетов на депозитные счета);

  • поступления от погашения денежных эквивалентов за исключением начисленных процентов (возврат денег с депозита на расчетный счет);

  • обмен одних денежных эквивалентов на другие денежные эквиваленты (за исключением потерь или выгод от операции);

  • иные аналогичные платежи и поступления, изменяющие состав денежных средств или денежных эквивалентов, но не изменяющие их общую сумму.

Руководствуясь положениями по бухгалтерскому учету, в ФГУП «Учхоз «Муммовское» отчет о движении денежных средств заполняется с комментариями и пояснениями.

Согласно правилам, установленным ПБУ 23/2011, информацию о денежных потоках отражают таким образом, чтобы пользователь отчетности могли составить представление о реальном финансовом положении и платежеспособности организации.

В соответствии с п.15 ПБУ 23/2011, каждый существенный вид поступлений в организацию денежных средств отражается в отчете о движении денежных средств отдельно от платежей организации.

На составление отчета о движении денежных средств требуются недели. Поэтому, рекомендуется не забывать о положениях учетной политики организации, в которых можно отразить метод расчета показателей, попадающих в отчет о движении денежных средств, руководствуясь ПБУ 21/2008 «Учетная политика организации».

Учетная политика организации обеспечивает рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

Показатели отчета о движении денежных средств организации отражаются в рублях РФ.

Показатели отчета о движении денежных средств за предыдущий период:

Показатели отчета за прошлый год переносятся из отчета о движении денежных средств в текущий год с корректировками в целях сопоставимости данных.

При заполнении отчета вычитаемые или отрицательные показатели показываются в отчете в круглых скобках (Приказ Минфина от 02.07.2010г. №66н «О формах бухгалтерской отчетности организации»).

Разработка бюджета денежных средств в ФГУП «Учхоз «Муммовское» 3.1. Разработка плана поступления и расходования денежных средств

Ни один из видов текущих финансовых планов организации, ни одна из крупных хозяйственных е операций не может быть разработана вне связи с планируемыми денежными потоками по ним. Концентрация всех видов планируемых денежных потоков организация получает свое отражение в специальном плановом документе – плане поступления и расходования денежных средств, который является одной их основных форм текущего финансового плана.

План поступления и расходования денежных средств разрабатывается на предстоящий год в помесячном разрезе с тем, чтобы обеспечить учет сезонных колебаний денежных потоков организации. Он составляется по отдельным видам хозяйственной деятельности и по предприятию в целом. Учитывая, что ряд исходных предпосылок разработки этого плана носят слабопрогнозируемый характер, он составляется обычно в вариантах – «оптимистическом», «реалистическом» и «пессимистическом». Кроме того, разработка этого плана носит многовариантный характер и по используемым методам расчета отдельных его показателей.

Основной целью разработки плана поступления и расходования денежных средств является прогнозирование во времени валового и чистого денежных потоков организации в разрезе отдельных видов ее хозяйственной деятельности и обеспечение постоянной платежеспособности на всех этапах планового периода.

План поступления и расходования денежных средств разрабатывается на предприятии в такой последовательности:

На первом этапе прогнозируется поступление и расходование денежных средств по операционной деятельности предприятия, так как ряд результативных показателей этого плана служат исходной предпосылкой разработки других составных его частей.

На втором этапе разрабатываются плановые показатели поступления и расходования денежных средств по инвестиционной деятельности организации (с учетом чистого денежного потока по операционной его деятельности).

На третьем этапе рассчитываются плановые показатели поступления и расходования денежных средств по финансовой деятельности организации, которая призвана обеспечить источники внешнего финансирования операционной и инвестиционной его деятельности в предстоящем периоде.

На четвертом этапе прогнозируются валовой и чистый денежные потоки, а также динамика остатков денежных средств по предприятию в целом.

I. Прогнозирование поступления и расходования денежных средств по операционной деятельности предприятия осуществляется двумя основными способами: 1) исходя из планируемого объема реализации продукции; 2) исходя из планируемой целевой суммы чистой прибыли.

1. При прогнозировании поступления и расходования денежных средств по операционной деятельности исходя из планируемого объема реализации продукции расчет отдельных показателей плана осуществляется в такой последовательности:

1.Определение планового объема реализации продукции

2.Расчет планового коэффициента инкассации дебиторской задолженности

3.Расчет плановой суммы поступления денежных средств от реализации продукции

4.Определение плановой суммы операционных затрат по производству и реализации продукции

5.Расчет плановой суммы налоговых платежей, уплачиваемых за счет дохода (входящих в цену продукции)

6.Расчет плановой суммы валовой прибыли предприятия по операционной деятельности

7.Расчет плановой суммы налогов, уплачиваемых за счет прибыли

8.Расчет плановой суммы чистой прибыли предприятия по операционной деятельности

9.Расчет плановой суммы расходования денежных средств по операционной деятельности

10.Расчет плановой суммы чистого денежного потока

Определение плановой суммы операционных затрат по производству и реализации продукции является одним из наиболее трудоемких этапов прогнозирования денежных потоков предприятия. В его основе лежит калькулирование себестоимости отдельных видов продукции (производственной и полной). В состав плановой себестоимости конкретного вида продукции включаются все прямые и непрямые затраты на ее производство и реализацию. В наиболее общем виде плановая сумма совокупных операционных затрат предприятия может быть представлена следующим расчетным алгоритмом:

ОЗп = S(ПЗпi +ОПЗпi)хОП пi + SЗРпi х ОР пi +ОХЗп,

где ОЗп – плановая сумма операционных затрат по производству и реализации продукции;

ПЗпi – плановая сумма прямых затрат на производство единицы продукции;

ОПЗпi – плановая сумма общепроизводственных (непрямых) затрат на производство единицы продукции;

ОПпi – планируемый объем производства конкретных видов продукции в натуральном выражении;

ЗРпi – плановая сумма затрат на реализацию единицы продукции;

ОРпi – планируемый объем реализации конкретных видов продукции В натуральном выражении;

ОХЗп – плановая сумма общехозяйственных затрат предприятия (административно-управленческих расходов по предприятию в целом).

Расчет плановой суммы валовой прибыли предприятия по операционной деятельности производится по следующей формуле:

ВПп = ОРп ОЗп – НПд,

где ВПп – плановая сумма валовой прибыли предприятия по операционной деятельности в рассматриваемом периоде;

ОРп – плановый объем реализации продукции в рассматриваемом периоде;

ОЗп – плановая сумма операционных затрат по производству и реализации продукции;

НПд – плановая сумма налоговых платежей, уплачиваемых за счет дохода (входящих в цену продукции).

2. При прогнозировании поступления и расходования денежных средств по операционной деятельности исходя из планируемой суммы чистой прибыли расчет отдельных показателей плана осуществляется в такой последовательности.

1.Определение плановой целевой суммы чистой прибыли предприятия

2.Расчет плановой суммы налогов, уплачиваемых за счет прибыли

3.Расчет плановой целевой суммы валовой прибыли предприятия

4.Определение плановой суммы операционных затрат по производству и реализации продукции

5.Расчет плановой суммы поступления денежных средств от реализации продукции

6.Расчет плановой суммы налоговых платежей, уплачиваемых за счет дохода входящих в цену продукции

7.Расчет плановой суммы расходования денежных средств по операционной деятельности

8.Расчет плановой суммы чистого денежного потока

Определение плановой целевой суммы чистой прибыли предприятия представляет собой наиболее сложный этап в системе прогнозных расчетов денежных потоков. Целевая сумма чистой прибыли представляет собой плановую потребность в финансовых ресурсах, формируемых за счет этого источника, обеспечивающую реализацию целей развития предприятия в предстоящем периоде. Расчет целевой суммы чистой прибыли предприятия ведется в разрезе отдельных элементов предстоящей потребности, состав которых представлен следующим образом:

Капитализируемая часть чистой прибыли организации:

Прирост производственных основных средств

Прирост нематериальных активов

Прирост собственных оборотных активов

Отчисления в резервный фонд

Потребляемая часть чистой прибыли организации:

Выплата доходов собственникам предприятия

Бюджет участия наемных работников в прибыли

Результаты прогнозных расчетов целевой суммы чистой прибыли предприятия в разрезе перечисленных элементов позволяют не только сформировать исходную базу планирования его денежных потоков, но и определить внутренние пропорции предстоящего ее использования.

В составе плановых операционных затрат отдельной позицией отражается сумма амортизационных отчислений.

II. Прогнозирование поступления и расходования денежных средств по инвестиционной деятельности осуществляется методом прямого счета. Основой осуществления этих расчетов являются:

1. Программа реального инвестирования, характеризующая объем вложения денежных средств в разрезе отдельных осуществляемых или намечаемых к реализации инвестиционных проектов.

2. Проектируемый к формированию портфель долгосрочных финансовых инвестиций. Если такой портфель на предприятии уже сформирован, то определяется необходимая сумма денежных средств для обеспечения его прироста или объем реализации инструментов долгосрочных финансовых инвестиций.

3. Предполагаемая сумма поступления денежных средств от реализации основных средств и нематериальных активов. В основу этого расчета должен быть положен план их обновления.

4. Прогнозируемый размер инвестиционной прибыли. Так как прибыль от завершенных реальных инвестиционных проектов, вступивших в стадию эксплуатации, показывается в составе операционной прибыли предприятия, в этом разделе прогнозируется размер прибыли только по долгосрочным финансовым инвестициям – дивидендам и процентам к получению.

Расчеты обобщаются в разрезе позиций, предусмотренных стандартом отчета о движении денежных средств предприятия по инвестиционной деятельности.

III. Прогнозирование поступления и расходования денежных средств по финансовой деятельности осуществляется методом прямого счета на основе потребности организации во внешнем финансировании, определенной по отдельным ее элементам. Основой осуществления этих расчетов являются:

1. Намечаемый объем привлечения долгосрочных и краткосрочных финансовых кредитов и займов во всех их формах (привлечение и обслуживание товарного кредита, а также краткосрочной внутренней кредиторской задолженности отражается денежными потоками по операционной деятельности).

2. Сумма ожидаемого поступления средств в порядке безвозмездного целевого финансирования. Эти показатели включаются в план на основе утвержденных государственного бюджета или соответствующих бюджетов других государственных и негосударственных органов (фондов, ассоциаций и т.п.).

3. Суммы предусмотренных к выплате в плановом периоде основного долга по долгосрочным и краткосрочным финансовым кредитам и займам. Расчет этих показателей осуществляется на основе конкретных кредитных договоров предприятия с банками или другими финансовыми институтами (в соответствии с условиями амортизации основного долга).

Расчеты обобщаются в разрезе позиций, предусмотренных стандартом отчета о движении денежных средств организации по финансовой деятельности.

Показатели разработанного плана поступления и расходования денежных средств служат основой оперативного планирования различных видов денежных потоков предприятия.

План поступления и расходования денежных средств, разработанный на предстоящий год с разбивкой по месяцам, дает лишь общую основу управления денежными потоками предприятия. Вместе с тем, высокий динамизм этих потоков, их зависимость от множества факторов краткосрочного действия определяют необходимость разработки планового финансового документа, обеспечивающего ежедневное управление поступлением и расходованием денежных средств предприятия. Таким плановым документом выступает платежный календарь.

Платежный календарь, разрабатываемый на предприятии в разнообразных вариантах, является самым эффективным и надежным инструментом оперативного управления его денежными потоками. Он позволяет решать следующие основные задачи:

свести прогнозные варианты плана поступления и расходования денежных средств («оптимистический», «реалистический», «пессимистический») к одному реальному заданию по формированию денежных потоков предприятия в рамках одного месяца;

в максимально возможной степени синхронизировать положительный и отрицательный денежные потоки, повысив тем самым эффективность денежного оборота предприятия;

обеспечить приоритетность платежей предприятия по критерию их влияния на конечные результаты его финансовой деятельности;

в максимальной степени обеспечить необходимую абсолютную ликвидность денежного потока предприятия, т.е. его платежеспособность в рамках краткосрочного периода;

включить управление денежными потоками в систему оперативного контроллинга (а соответственно и текущего мониторинга) финансовой деятельности предприятия.

Основной целью разработки платежного является установление конкретных сроков поступления денежных средств и платежей предприятия и их доведение до конкретных исполнителей в форме плановых заданий. С учетом этой цели платежный календарь определяют иногда как «план платежей точной даты».

3.2 Составление бюджета денежных средств

Существует алгоритм составлении бюджета денежных средств. Знание алгоритма составления бюджета денежных средств дает возможность:

1) получить представление о логике составления бюджета организации во всех его аспектах;

2) понять последовательность и источники информации на каждом шаге этого процесса;

3) иметь возможность еще раз вернуться к рассмотрению каждого бюджета более глубоко — для выявления факторов, которые следует учитывать в ходе составления бюджета, и для упрощения последующего формирования финансово-бюджетной структуры.

Схема составления основного бюджета:

Блок 1. Прогноз продажБлок 2. Бюджет производстваБлок 3. Бюджет запасовБлок 4. Бюджет коммерческих расходовБлок 5. Бюджет административных расходовБлок 6. Бюджет снабженияБлок 7. Бюджет расходов основных материаловБлок 8. Бюджет прямой заработной платыБлок 9. Бюджет косвенных производственных расходовБлок 10. Бюджет себестоимостиБлок 11. Бюджет доходов и расходовБлок 12. Прогноз выручкиБлок 13. Прогноз балансаБлок 14. Бюджет движения денежных средств

Первым шагом практически всегда является прогноз продаж (блок 1). Это категоричное утверждение соответствует принципу планирования, и ему могут возразить только те предприятия, объем выпуска которых ограничен их производственной мощностью и они продают столько, сколько могут произвести. Отчасти их возражения будут верны: объем продаж в следующем прогнозном периоде для них действительно будет определяться объемом производства, этот, в свою очередь, — наличной производственной мощностью или пропускной способностью оборудования.

Вторым шагом является параллельное (в смысле одновременное) составление бюджета производства (блок 2) и бюджета запасов (блок 3). Бюджет производства отражает более хлопотную сферу производственно-финансовой деятельности.

Третьим шагом будет составление бюджета коммерческих расходов (блок 4) и бюджета административных расходов (блок 5). При этом стоит напомнить, что коммерческие расходы обычно носят полупеременный или даже чисто переменный характер и потому должны планироваться в связке с реализацией. В то же время административные расходы отражают только размеры управленческого аппарата и тягу к офисной роскоши. Значит, это расходы сугубо постоянные, и их бюджет может быть составлен обособленно. Потому и блок 5 как бы «подвешен в воздухе».

На следующем, четвертом, шаге следует составить бюджет снабжения (он же бюджет закупок). Дело это сложное, но реальное и нужное. Исходные данные для него берутся из бюджета запасов (блок 3) и прогноза продаж (блок 1), иногда — из бюджета производства (блок 2), которые позволяют рассчитать, сколько и какого сырья, материалов и комплектующих в какие сроки нужно завезти. Информация о платежах за поставки потом используется при составлении бюджета денежного потока.

Бюджет производства на пятом шаге перетекает в бюджет расхода основных материалов (блок 7). С одной стороны, именно этот бюджет образует вторую строчку: себестоимость реализованной продукции в Отчете о прибыли и убытках, с другой — он покалывает, сколько сырья, материалов и комплектующих будет израсходовано для намеченного объема производства (потребность в ресурсах). На этом же, пятом, шаге планируется прямая (сдельная) заработная плата (блок 8), зависящая от объемов производства.

На шестом шаге должен появиться бюджет косвенных производственных расходов, т. е. расходов, которые предприятие несет для поддержания производства в действующем состоянии, но которые не могут быть увязаны с каким-либо конкретным продуктом. Косвенные производственные расходы, рассчитанные на единицу продукции, в сумме с прямой себестоимостью дадут нам производственную себестоимость нашей продукции.

Следующий шаг — бюджету доходов и расходов (БДР) по основной деятельности. Сам но себе он достаточно прост, так как вся необходимая для составления БДР информация у нас уже есть. Отчет о прибыли и убытках (ОПУ) можно считать готовым. Теперь мы делаем но нашей схеме «виток назад» и на девятом шаге возвращаемся к прогнозу доходов, превращая его в прогноз выручки (блок 12), т. е. реальных поступлений «живых денег».

На десятом шаге мы подходим к чрезвычайно интересной процедуре — прогнозированию баланса (блок 13). Подавляющее большинство статей баланса носят объективный характер.

По данным полученного прогноза баланса можно будет рассчитать будущие показатели финансовой устойчивости и ликвидности и сравнить их с нынешними; это покажет, как изменится статус организации в будущем.

Одинннадцатый шаг —это бюджет движения денежных средств (, блок 14).

Бюджет денежных средств в ФГУП «Учхоз «Муммовское» составляется на основе составленных ранее бюджетов продаж, закупки материалов, трудовых затрат. При составлении бюджета в ФГУП «Учхоз «Муммовское» необходимо так спланировать денежные потоки, чтобы не было дефицита денежных средств, но вместе с этим остатки свободных денежных средств были бы небольшими. Я составила бюджет денежных средств, ориентируясь на годовые отчёты предыдущих лет (табл. 9).

Таблица 9 – Бюджет денежных средств в ФГУП «Учхоз «Муммовское» на 2012 год.

Единица измерения: тыс.руб.

Статьи бюджета

 

Остаток денежных средств на начало периода

2141

Поступление средств:

 

Выручка от продаж

41900

целевое финансирование:

из федерального бюджета

из бюджета субъекта Российской Федерации

5400

2800

Итого

50100

Расходование средств:

 

Материалы

41200

Расходы на оплату труда

7150

Расчеты с бюджетом по налогам и сборам

1600

Амортизация

2020

Прочие затраты

4500

Итого

56470

3.3. Индивидуальное задание

Предприятие занимается продажей свежих овощей и фруктов. 80% его бизнеса осуществляется продажей в кредит розничным торговцам, и 20% - продажами любым покупателям в своем магазине с оплатой деньгами.

Опыт поступления денег от продаж показывает, что 20% всех продаж в кредит поступает в течение месяца продажи, 50% поступает в месяц, следующий за месяцем продажи, и 29% - во второй месяц после продажи. Один процент от объема продаж в кредит не бывает получен вовсе.

Требуется подготовить бюджет денежных средств за квартал, заканчивающийся 30 сентября 200х года.

Известны следующие данные для этого периода. Суммарный объем продаж в мае составил 132000 д.е., в июне – 135000 д.е.

Предполагаемые объемы продаж в июле – 139000 д.е., в августе – 152500 д.е., в сентябре – 169580 д.е.

Закупки за квартал ожидаются в июле на сумму 77400 д.е., в августе – на сумму 97850 д.е., в сентябре – на сумму 111450 д.е. Все закупки предполагаются с немедленной оплатой.

Прочие ожидаемые затраты за квартал включают:

Заработную плату (36740 д.е. в июле, 41400 д.е. в августе, 46600 д.е. в сентябре); ежемесячные затраты на отопление, освещение и энергию 2080 д.е.; за банковские услуги 750 д.е.; за аренду 3850 д.е.; за хозяйственные принадлежности 2240 д.е.; на амортизацию оборудования 3410 д.е.; на ремонт оборудования 2750 д.е.; и на прочие расходы 950 д.е.

Остаток на счете денежных средств на 30 июня 200х года составлял 5490 д.е

Требуется:

  1. Подготовить помесячный бюджет денежных средств на квартал, заканчивающийся 30 сентября 200х года.

  2. Предполагает ли корпорация взять кредит в течение квартала? Сколько требуется занять? (Руководство придерживается политики, что минимальный остаток на счете денежных средств в конце каждого месяца должен составлять 5000 д.е.)

Решение:

  1. Бюджет денежных средств

Месяцы

Июль

Август

Сентябрь

Сальдо начальное

5490

14730

4430

Выручка

67500

27800

38280

39150

69500

30500

40310

76250

33916

Закупки

77400

97850

111450

Расходы:

На заработную плату

На отопление

На освещение и энергию

На банковские услуги

На аренду

На хозяйственные принадлежности

На амортизацию

На ремонт оборудования

На прочие расходы

36740

2080

2080

750

3850

2240

3410

2570

950

41400

2080

2080

750

3850

2240

3410

2570

950

46600

2080

2080

750

3850

2240

3410

2570

950

Сальдо конечное

14730

4430

-13344

  1. При составлении бюджета денежных средств видим, что сальдо конечное в сентябре – 13344д.е.

Выводы и предложения

Объектом исследования является Федеральное государственное унитарное предприятие «Учебно-опытное хозяйство «Муммовское» имени К.А. Тимирязева, расположенное в селе Ершовка Аткарского района Саратовской области, в 60 км от города Саратова. Основным видом деятельности является выращивание зерновых и зернобобовых культур, сельское хозяйство, выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, растениеводство, животноводство. Основная отрасль - производство зерновых. По проведённым исследованиям по хозяйству были сделаны выводы и предложения. По состоянию на 01.01.12г. хозяйство имеет 4585 га сельскохозяйственных угодий, в том числе 4109 га пашни, 476 га пастбищ. Общая площадь составила 4770 га. В структуре основных средств наибольший удельный вес занимают продуктивный скот – 42.2% , машины и оборудование – 28,3%, транспортные средства – 15,4%. В структуре товарной продукции в ФГУП «Учхоз «Муммовское» наибольший удельный вес занимает животноводство – 95,5%, из них молоко 61%. На долю растениеводства приходится 4,5% из них подсолнечник занимает 3 %. Общая численность работников на конец 2011 года составила 99 человек, наибольший удельный вес составляют работники, занятые в сельскохозяйственном производстве – 87 человек, из них трактористы – машинисты -15 человек, операторы машинного доения – 11 человек, скотники крупного рогатого скота – 9 человек, работники, занятые в подсобных промышленных производствах и промыслах – 8человек. Выручка от реализации продукции в 2011 году составила 41909 тыс.руб., а прибыль от продаж составила 4383 тыс.руб. Выручка в 2011 году по сравнению с 2009 годом возросла на 43,5%, а себестоимость реализованной продукции на 46,1%. Прибыль хозяйства возросла на 24,7%. Уровень рентабельности в хозяйстве в 2011 году составляет 11,7%, т.е хозяйство является не рентабельным.

В хозяйстве разработаны учетная политика предприятия, графики документооборота, должностные инструкции, рабочий план счетов и ряд других необходимых документов. В хозяйстве применяется журнально-ордерная форма учета. Основной принцип регистрации учетной информации данной формы заключается в принципе накапливания данных первичных документов и накопительных ведомостях.

Основной задачей управленческого учета является планирование и контроль деятельности предприятия. Функции планирования и контроля сконцентрированы на бюджете или как иначе называют финансовой смете. Бюджет распределяет долгосрочные планы предприятия на краткосрочные и среднесрочные, требует системной отчетности о результатах хозяйственной деятельности. Эта отчетность разрабатывается для того, чтобы ориентироваться в выполнение долгосрочных программ. Бюджет предприятия представляет собой своего рода эталон, базу и служит средством эффективного финансового контроля в течение предусмотренного периода. Идеальной является ситуация, когда бюджет, определенный в начале отчетного периода, будит отражаться в финансовых отчетах, составленных на конец отчетного периода. Создание ежегодного бюджета представляет собой процесс управления от руководства до работников операционного уровня и является жизненно важным для поддержания эффективного финансового управления.

Процесс составления бюджетов денежных средств – один из важнейших в системе планирования и контроля в управленческом учете. Бюджет должен представлять информацию доступным и ясным образом так, чтобы его содержание было понятно пользователю. Избыток информации затрудняет понимание значения и точности данных, недостаточность информации может привести к непониманию основных ограничений и взаимосвязей данных принятых в документе.

Список использованной литературы
  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» N 402 от 6 декабря 2011 г

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации - М.: «Экзамен», 2006г. (с изменениями от 30.12.2008г)

  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ. (с изменениями от 29.01.2010г)

  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменениями 01.01.2009г)

  5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н от 29.07.98г.(в ред. от 24.12.2010).

  6. "Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации", утвержденным решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации 12 октября 2011г. № 347-П

  7. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н«Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»(с изменениями от 26.03.2007 г.)

  8. Приказ Минфина России от 31 октября 2000 г. №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной дея­тельности организации и Инструкция по его применению (в ред. от 18.09.2006 г.)

  9. Приказ Минфина России от 19.11.02г.№115н. Методические рекомендации по учету затрат на производство продукции, работ, услуг (проект Минфина РФ)

  10. Аверчев, И. В. Управленческий учет и отчетность : Постановка и внедрение / И. В. Аверчев. – М. : Рид Групп, 2011. – 416 с.

  11. Артеменко, В.Г. «Бухгалтерский учет», учебное пособие / В.Г. Артеменко, М.В. беллендир. - 2-е изд. – Москва-Новосибирск, Издательство «Дело и сервис», 2009 г. – 152 с.

  12. Астахов, В.П. Бухгалтерский учет 9-е изд. Учебное пособие для вузов / В.П. Астахов — М.:Издательство Юрайт, 2011 г. — 955 с.

  13. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.:ЮНИТИ – 2008г. – 115 c.

  14. Баканов, М.И. Теория бухгалтерского учета: учеб.для студ.экон.спец / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет – 4-е изд., доп.и перераб.- М.: Финансы и статистика, 2009г. – 414 с.

  15. Бархатов, А.П. Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие / А.П. Бархатов 7-е изд., испр. и доп. — М.: ИТК «Дашков и К°», 2011 г. — 308 с.

  16. Бондина, Н.Н. Бухгалтерский учёт в агропромышленном комплексе: Учебное пособие / Н.Н.Бондина, Н.А.Бондин, Е.И.Мартемьянова, Т.В.Зубкова - М.: КНОРУС, 2006. – 456с.

  17. Вахрушина, М. А. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник, 8-е изд. — М. : Издательство «Омега-Л», 2010 г. — 570 с.

  18. Воронова, Е.Ю. Управленческий учет. Учебник для вузов. — М.:Издательство Юрайт, 2011 г. — 551 с.

  19. Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия / В.Я. Горфинкель 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -- 670 с.

  20. Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит Учебник для вузов.—М.:ЮНИТИ – 2009г. – 479 с.

  21. Друри, К. Управленческий и производственный учет / К. Друри – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. – 735 с.

  22. Казанцев К.А., Попов Е.В. Алгоритм формирования бюджета движения денежных средств при краткосрочном (оперативном) планировании / Экон. анализ: теория и практика. 2009г. – №12 –14 - 19 с.

  23. Каморджанова, Н.А., Карташова, И.Н. Бухгалтерский учет. Краткий курс. / Н.А. Каморджанова, Н.А. Карташова - 3-е изд., - СПб.: Питер-пресс, 2009. – 480 с.

  24. Козлова, Е.П. Бухгалтерский учет / Е.П. Козлова, Н.В. Парашутин, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина – М.: «Финансы и статистика», 2009, - 384 с.

  25. Колчина, Н.В. Финансы организаций / Н.В. Колчина - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2007. -- 383 с.

  26. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: Учебник / Н.П. Кондраков - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 448 с.

  27. Лабынцев, Н.Г. Бухгалтерский учет: бухгалтерская финансовая отчетность.Учебник./ Н.Г. Лабынцев. - Финансы и статистика, 2008.- 240с.

  28. Одинокова, О.В. Новый план счетов: актуальные проблемы в учете затрат// диссертация на соискание ученой степени кандидата наук / О.В. Одинокова - ТИСБИ, 2009 г.

  29. Патров, В.В. Бухгалтерский учет: Учебное пособие по Программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров. Базовый курс/ В.В. Патров, И.И. Бочкарева, Г.Г. Левина; под общ. ред. В.В. Патрова. – М: Издательский дом БИНФА, 2008.-318с.

  30. Петрова В. И., Петров А. Ю., Кобищан И. В., Козельцева Е. А. Управленческий учет и анализ. — М.: ИНФРА-М, 2010 г. — 304 с.

  31. Савицкая, Г.В. Анализ производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий: Учебник./ Г.В. Савицкая. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 368с.

  32. Федорова, Г.В. Информационные технологии бухгалтерского учета, анализа и аудита/ Г.В. Федорова – М: Омега-Л, 2008.-450с.

  33. Чуева, Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник/ Л.Н.Чуева, И.Н.Чуев. – 7-е изд., перераб. и доп. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 352с.

  34. Шеремет, А.Д. Финансы предприятия/ А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. – М.: Инфра-М, 2008.-345с.

  35. Шим Джай К., Сигел Джойл Г. Основы коммерческого бюджетирования / Пер. с англ. Шим Джай К. СПб.: Азбука, 2010г. – с.415

  36. Янковский, К., Мухарь, И. Управленческий учет: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2011 г. — 368 с.

Приложение

Приложения

Просмотров работы: 4387