АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО ПРОСТРАНСТВА ВОДИТЕЛЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО ПРОСТРАНСТВА ВОДИТЕЛЯ

Лесникова Т.Ю. 1, Черунова И.В. 1, Ковалева И.И. 1, Смирнова О.А. 1, Костромина С.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные средства коммуникации невозможно представить без индивидуальных средств передвижения, в частности, автомобиля. Стремительное развитие автомобильной промышленности привело к росту количества автомобилей в городах. Автомобиль из роскоши превратился в предмет необходимости, возросли требования к эргономике, безопасности и дизайну транспортного средства.

Правильное положение тела водителя, а также эргономичный контакт с автомобильным сидением, дает возможность человеку чувствовать автомобиль в процессе его движения. С точки зрения эргономики, кресло должно поддерживать позвоночник в оптимальном положении и обеспечивать нормальное кровообращение [1].

Организация места для водителя требует достаточного пространства для движения верхних конечностей при вращении рулевого колеса, а также свободное место под сидением для нижних конечностей, необходимое при выжимании педалей управления (рисунок 1).

Рисунок 1 – Рекомендуемые параметры сидения

Автомобилестроение стремительно меняется, появились регулируемые сидения, а также в дополнении к нему регулируемое рулевое колесо, причем изменяется длина рулевой колонки, угол ее наклона или оба эти параметра вместе. Но эти регулируемые элементы позволяют лишь частично решить проблемы эргономичности рабочего места водителя с учетом его антропометрических параметров, в том числе роста и комплекции.

Для комфортного передвижения в автомобиле предусмотрена индивидуальная регулировка сидения (рисунок 2) [2].

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 – регулирующие; а, h – регулировка высоты и угла наклона подголовника; b, с – направления перемещения опорного выступа и поясничного подпора;

d, е – направление перемещения передней части подушки сиденья и продольного перемещения; f – направление перемещения задней части подушки сиденья;

g – направление наклона спинки сиденья;

Рисунок 2 – Регулируемы параметры сидения

При этом значительное внимание уделяется размещению органов управления и приборов, поскольку они должны располагаться в зоне досягаемости верхних конечностей водителей разного роста, пристегнутых ремнями безопасности. Их форма и размеры должны обеспечивать максимальное удобство захвата и надежного удержания при управлении, а также легкость распознавания отображенных данных, исключая ошибки при управлении.

Посадка в кресле автомобиля существенно влияет на самочувствие водителя и его утомляемость. Многие факторы зависят от конструкции самого сидения, но также большое влияние оказывают пропорции тела человека [3].

Положение тела водителя в салоне автомобиля классифицируются в зависимости от угла отклонения туловища относительно нижних конечностей (рисунок 3).

а) б) в)

Рисунок 3 - Типы расположения водителя: «стандартное» (а), «вертикальное» (б), «спортивное» (в)

Водитель с избыточной массой тела испытывает значительные трудности с размещение и управлением автомобилем, ввиду дефицита внутреннего рабочего пространства (рисунок 4).

Рисунок 4 – Положение тела человека с избыточной массой тела

Для людей, имеющих отклонения от средних антропометрических размеров, таких как длина нижних конечностей (рисунок 5), предусмотрены разные варианты регулировки положения сидения. Если стопа существенно меньше среднестатистического 270-го размера обуви в мужской половозрастной группе, предусмотрены возможности использования дополнительных компенсирующих элементов в салоне автомобиля.

а) б)

Рисунок 5 – Положение тела человека с удлиненными (а) и укороченными (б) нижними конечностями

В результате аналитического обзора сформулированы требования к эргономичному положению тела человека за рулем автотранспортного средства:

  • Вертикальное положение сидения следует установить так, чтобы кисти верхних конечностей оказались ниже уровня плечевого пояса;

  • Пяточная часть стопы должна находиться на полу перед педалями;

  • Нижняя часть стана туловища должна находиться в углу, образованном подушкой и спинкой автомобильного кресла, а выступающие точки лопаток – соприкасаться со спинкой кресла;

  • Голова не должна касаться подголовника;

  • Конструкция переднего края подушки сиденья должна обеспечивать поддержку бедер водителя без нарушения кровообращения;

  • Подушка и спинка сиденья должны обеспечивать боковую поддержку тела человека.

Список литературы:

  1. Техцентр ВАКСАВТО [Электронный ресурс] / Электрон. дан. , [2010]. Режим доступа :http://www.waxauto.net/uslugi/avtoatele/sidenja-jergonomika. - Загл. с экрана

  2. Судебно-медицинский журнал [Электронный ресурс] / Электрон. дан. , [2009-2012]. Режим доступа :http://journal.forens-lit.ru/node/92 . - Загл. с экрана.

  3. [Электронный ресурс] / Электрон. дан. , [2012]. Режим доступа :http://stroybash.ru/stati/13-proporcii_tela_cheloveka._teloslozhenie..html. - Загл. с экрана

  4. Либрусек много книг [Электронный ресурс] / Электрон. дан. , [2012]. Режим доступа :http://lib.rus.ec/b/349526/read. - Загл. с экрана

Просмотров работы: 2271