Б. М. Теплов определяет одаренность как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области одаренности проводили американцы Дж.Гилфорда, П.Торренса, Ф.Баррона, К.Тейлора. На основе идей психологов Дж.Кэррола и Б.Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж.Брюно. Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: Матюшкин А.М., Шумакова Н.Б. в ряде своих работ, Чистякова Г.Д., Юркевич В.С.
Систематизация видов одаренности определяется различными критериями, которые положены в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты. Если качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности, то количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.
О развитии одаренности можно судить по следующим критриям: по положительной динамике развития индивидуальных интеллектуальных возможностей; по положительным индивидуальным характеристикам эмоционально-волевой сферы личности; по индивидуально-личностному развитию.
На основе выделения видов одаренности лежат следующие критерии: вид деятельности, степень сформированности; форма проявления; широта проявлений в различных видах деятельности; особенности возрастного развития. По виду деятельности выделяют одаренность в практической деятельности, в познавательной деятельности, в художественной деятельности, в коммуникативной деятельности, которая сама подразделяется на лидерскую и аттрактивную одаренность.
Рассмотрим определение лидерской, или социальной одаренности. Лидерская одаренность- это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Они обычно обладают физической привлекательностью и аккуратностью во внешнем облике; их явно принимает подавляющее большинство людей, которых они знают; лидеры обычно заняты в различных общественных мероприятиях и вносят в них положительный вклад; они относятся к сверстникам и к старшим как к равным, сопротивляясь неискренним, искусственным или покровительственным отношениям; они не боятся выражать свои чувства, но делают это к месту; они поддерживают длительные взаимоотношения с людьми и не меняют резко свои дружеские симпатии; они стимулируют продуктивное поведение других.
Цель своего исследования мы видели в сравнении лидерских способностей группы студентов обучающихся по программе «Учитель нового поколения» с группой обычных студентов взятых по случайной выборке и в равном количестве .Для этого были применены 2 методики это Фрейбургский личностный опросник, авторами которой являются И.Фаренберг, Х.Зарг, Р.Гампел, используемый в целях определения первостепенного значения для процесса социальной, профессиональной адаптации и регуляции поведения личности и методику диагностики лидерских способностей Е. Жарикова и Е. Крушельницкого.В результате интерпретации методики диагностики лидерских способностей было выявлено что из 20 студентов посещающих проект «Учитель нового поколения» лидерскими способностями в больших ее проявлениях обладают 55% студентов ,средние значения характерны 45%,низкие же показатели в этой группе свое отражение не нашли. Во второй группе испытуемых показатели методик были другими. Из общего количества студентов высокие лидерские качества были присуще только 7 ребятам, что составляет 35%,средними показателями обладали 6, что составляет 30% и низкие результаты показали 7 студентов, то есть 35% из всей группы. Сравнительный анализ показал, что те студенты, которые посещают проект «Учитель нового поколения» обладают более высокими способностями к лидерству, чем те, кто не посещают данный проект. С помощью Фрайбургского личностного опросника выяснились такие черты лидеров, как открытость, уравновешенность, общительность. Такие признаки как застенчивость, невротичность, депрессивность, у них выражены менее заметно.