Урок, как в фокусе, собирает в себе все проблемы школьного воспитания, отражает общий облик школы и несёт на себе как отпечаток времени, так и возможные перспективы переломного периода общественного развития.
Культура современного урока начинается с учителя. Учитель - это живой представитель одного из слоев культуры. Он несет в себе индивидуальное представление о культуре, воспроизводя мнения и традиции социальной группы, которую он представляет. Он строит урок в соответствии с представлениями о красоте, гармонии, порядке. Поэтому у одного учителя кабинет эстетически воспитывает, у другого – отталкивает, вызывая раздражение и нежелание учиться. В одних классах – крики и приказы, в других – ласковое обращение и весёлый детский смех. Всё это во многом зависит от общей культуры самого учителя.
Узкий смысл понятия «культура» предполагает некоторое соответствие уровню жизни. С этой точки зрения, под культурой урока следует понимать характеристику, которая бы свидетельствовала о высоком уровне организуемой педагогом групповой познавательной деятельности, позволяющем говорить, что урок протекает в контексте современной культуры, И тогда не каждый урок может быть квалифицирован как культурный, а некоторые наши уроки приобретают жесткие негативные характеристики бескультурных уроков [1].
Современный урок - это организованное педагогом духовное общение группы, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом - интеллект каждого субъекта урочного общения, его духовное обогащение. Учитель должен понимать, что урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Урок проживает не только ребёнок, но и учитель, как человек современной культуры, поэтому существуют и культурологические нормы его деятельности на уроке. Он не обслуживающий персонал, не слуга детей. Ему тоже должны быть созданы высокие условия работы. Этика взаимодействия, принятая на уроке в группе высокой культуры, предписывает педагогу в школе приучать детей не произносить резких категорических суждений, не подчёркивать интеллектуального превосходства кого-либо, не пренебрегать мнениями других, не перебивать выступающего. А самому быть лаконичным и четким в высказываниях, не допускать фамильярности по отношению к кому-либо, отмечать индивидуально-ценностное начало в работе каждого, выражать благодарность в адрес всех присутствующих [9].
«Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни остаётся всегда наивысший ценностью» [3]– это было провозглашено ещё в эпоху Ренессанса. Гуманизация воспитания - ключевой элемент нового педагогического мышления, требующий изменения отношений в системе «учитель-ученик» - установления атмосферы доверия, уважения к личности ребенка и сотрудничества с ним.
Но гуманизация останется пустым звуком без профессионализма учителя. Только умение работать с детьми, педагогическое мастерство обеспечивают реальность гуманизма. Учитель, кричащий: «Выйди вон!» маленькому человеку, - это не гуманный учитель, а учитель - непрофессионал: он не знает, как справиться с ситуацией на уроке.
Урок - это общение человека с другим человеком. Педагог предъявляет детям наивысшие образцы культуры общения. Но это не всё, учитель должен знать дидактические и психологические требования к современному уроку. Следует целенаправленно, терпеливо работать над освоением новых технологий, умелое применение которых и является признаком профессионализма. Технология – это ремесло. И развивать его мы обязаны каждый день, каждый урок. Развивать и доказывать детям, что мы знаем дело, которому служим. [4]
Подсчитано, что в своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает 25 тысяч уроков. В процессе подготовки и проведения урока ему приходится решать сложнейшие вопросы современной педагогической теории и практики. Каждый школьник в годы своего ученичества посетит почти 10 тыс. уроков. Ему посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике. Урок служит своеобразным полигоном для проверки разных типов обучения: от догматического и объяснительно-иллюстративного до проблемно-развивающего, подвергаясь воздействию новаторских методов и средств обучения [5].
Выделяют несколько принципов организации современного урока, способствующих его успешному проведению [7]:
принцип сотрудничества – базируется на взаимопонимании и взаимодействии учителя и учащихся;
принцип оказания педагогической поддержки как процесса понимания и принятия особенностей саморазвития ребенка;
принцип свободы – важнейшей задачей образовательной среды является обеспечение возможности для каждого ученика открывать себя в различных видах деятельности;
принцип терпимости – способность снижать уровень эмоционального реагирования на неблагоприятные факторы межличностного взаимодействия;
принцип принятия – способность любить ребенка таким, какой он есть, безотносительно внешних эталонов.
Учет дидактических требований также определяет культуру современного урока. Среди основных выделяют следующие [2]:
четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами;
определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки учащихся;
прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, умений и навыков;
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
реализация на уроке всех дидактических принципов;
создание условий успешного учения учащихся.
Урок как явление велик и значим, нельзя полностью описать все его грани. Но все же отметим некоторые достоинства современного урока, среди которых следует выделить следующие [6]:
Высокая экономичность урока. На 25-30 учеников требуется всего один учитель, что бы образование состоялось. Урок имеет четкие временные границы. Для его проведения требуется минимальное пространство и минимальное материально-техническое обеспечение
Гибкость, пластичность урока. Урок пережил многие педагогические парадигмы и концепции. На нем можно использовать самые разные образовательные технологии. Урок располагает мощным арсеналом методических возможностей.
Способность интегрировать другие формы организации обучения. Он легко вмещает в себя лекцию, семинар, консультацию, беседу. На этой основе и выросли многие виды уроков.
Логическая завершенность. На уроке можно организовать и первичное восприятие материала, и процесс его применения, и контроль усвоения. Педагогический процесс полностью совершается в любой педагогической форме организации воспитания и обучения, а вот познавательный - только на уроке. Урок обладает способностью охватить весь познавательный цикл.
Урок – это система управления познавательным процессом с обратной связью. Построенный в диалоговом режиме, он позволяет не просто обмениваться информацией, но и получать данные друг о друге: о состоянии знаний и умений, об отношениях и оценках.
Воспитательная способность урока неоспорима. Каким бы ни был урок, он воспитывает своих участников не только содержанием учебного материала и методами воздействия учителя и учащихся друг на друга, но прежде всего взаимодействием их духовных и нравственных миров.
Урок – это стимул и средство роста ученика и учителя. На конкретном уроке они работают на пределе возможностей: ученику надо стараться получить лучшую отметку, а учителю – провести урок если же не мастерски, то по крайней мере не провалить его. И та и другая стороны работают в экстремальной ситуации.
В заключение можно сделать вывод, что современный урок – это урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, представить человеку максимум свободы для индивидуального развития. Именно в процессе такого урока постигаются образцы высокой культуры отношений, обеспечивается возможность свободного умственного труда, радость общения и интенсивного духовного развития каждого ребенка [8].
ЛИТЕРАТУРА:
Дидактика средней школы. Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982.
Дидактические требования к современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. URL: http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm
Крылова Н.Б. Культурология образования. – М., 2000.
Куртукова Т.Д. О культуре современного урока. URL: http://festival.1september.ru/articles/417836/
Культурология образования: современный урок. Коллективная монография. Выпуск 2. Под ред. Л.П.Качаловой, Е.В. Телеевой. – Шадринск, 2004.
Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
Русских Г.А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия // Методист. 2003. № 1. С.30-39.
Современный урок. URL: http://www.docme.ru/doc/77936/sovremennyj-urok
Серикова И.А. Современный урок. Требования к современному уроку (Методические рекомендации учителю). URL:http://inka.duma.midural.ru/poleznoe/poleznoe_article_03.html
5