Уровень овладения студентом вуза необходимыми в профессиональной деятельности компетенциями связан с изменением самого студента, хотя мы понимаем, что и от действий педагога и его профессиональной позиции зависит многое.
Творчество – это способ личного общения человека с миром, проявлении себя в нем как уникальной, неповторимой личности. Творчество всегда созидательно, позитивно, оригинально, качественно, неповторимо (и по характеру осуществления, и по результату) и уникально. [2] Уникальность творческой деятельности проявляется, прежде всего, в том, что этот вид деятельности всегда мотивирован и результативен.
Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. [1]
Наиболее интересным видом мотива является мотив саморазвития. По мнению А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Мотив подталкивает человека к реализации своих мыслей в действия, приносящие определенный результат (моральный или материальный). [1]
Ни для кого не секрет, что самореализация и творчество взаимообусловлены. Творческая самореализация сопровождается развитием внутреннего мира человека, его креативных, когнитивных, организационно-деятельностных и методологических качеств. [3]
Особую актуальность творческая самореализация приобретает в студенческой среде во время профессиональной подготовки в вузе. Студенчество является тем резервом, той особо важной для стратегического развития государства социальной группой, которая, находясь в образовательной системе, проходит наиважнейшую стадию своего существования - стадию профессионального и личностного становления и развития.Развитие требует деятельности: развитие человека во многом зависит от того, включен ли человек в деятельность, соответствующую его стратегическим целям по индивидуальному становлению и развитию. Профессиональное становление человека в основном является результатом его собственного, внутреннего развития, благодаря которому профессионализм становится ценностью личности. Самореализация личностных возможностей, раскрытие внутреннего потенциала – вот что, кроме успешной профессиональной деятельности, предоставляет учителю сфомированная уже на студенческой скамье установка на творчество. Она же в дальнейшем позволяет реализовать потребность занять собственную позицию и принимать собственные решения независимо от внешних воздействий и сиюминутных условий и ограничений. [4] Это позволяет мыслить шире и находить новые грани своей личности, а также развиваться, что необходимо для каждого человека в любой профессии.
По нашему мнению, творческий потенциал большинства студентов вуза остается невостребованным: многие студенты, поступившие в вуз, не подозревают, каким творческим потенциалом они обладают. Задача педагога вуза - показать студентам перспективы профессионального и личностного роста и возможности самореализации
Литература:
Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999.
Меерович М. И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. - М., 2000.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.
Шапранова Н.Н. Самореализация студента как показатель качественного профессионально-личностного становления и развития в среде педагогического вуза //Материалы Второго открытого информационного форума «Международный диалог: традиции, формы, практика в поликультурном образовательном пространстве Русского Севера» - Вып. 2. - Петрозаводск: Изд-во КГПУ,2008.