ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Потенциал развивающего образования оценивается с точки зрения перспектив личностного роста его субъектов - детей и взрослых. Обеспечение личностного роста полагается в качестве цели развивающего образования по новым государственным стандартам третьего поколения. В статье рассмотрены как минусы, так и плюсы появившиеся в связи нововведений в структуре образовательного процесса. Главная сложность состоит в том, чтобы в новых условиях не только сохранить, но и даже усовершенствовать личностно-ориентированный подход в обучении. Образование рассматривается как уникальная и единственная форма обращения гражданского общества к растущему человеку как к личности. Такой взгляд лежит в основе новой философии образования.

Личностно-ориентированный подход в обучении - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Цель личностно ориентированного образования - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума: способность человека к выбору; умение рефлексировать, оценивать свою жизнь; поиск смысла жизни, творчество; формирование образа “Я”; ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”); автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).

В личностно-ориентированном образовании обучающийся — главное действующее лицо всего образовательного процесса.

Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех детей с учетом их индивидуальных особенностей: возрастных, физиологических, психологических,интеллектуальных; образовательных потребностей, ориентацию на разныйуровень сложности программного материала, доступного ученику; выделение групп учащихся по знаниям, способностям; распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности; отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.

Сластенин В.А. дает такую характеристику: «Личностный подход не исчерпывается ориентацией на формирование личностных смыслов. Тем не менее, именно в них мир предстает перед человеком в свете тех мотивов, ради достижения которых он действует, борется и живет. В личностных смыслах человека открывается значение мира, а не равнодушное знание о действительности. В них рождаются ориентиры жизненного самоопределения, они определяют направленность личности, которая выделяется практически во всех подходах к структурированию личности как ее важнейший компонент.

Личностный подход вне зависимости от дискуссии относительно структуры личности означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий».1

Интерактивный подход — это определенный тип деятельности обучающихся, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока.

В основе интерактивного подхода лежат интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий отобычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие: творческие задания; работа в малых группах; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии); социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки);разминки; изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», использование вопросов; обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем.2

Подходов очень много и каждый из них по своему интересен и полезен, но перед нами сейчас, главным образом, стоит задача адаптировать их вструктуру образования поновым государственным стандартам третьего поколения.

Прежде чем говорить об особенностях ФГОС основного общего образования, необходимо отметить, что он является частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования, при разработке которого соблюдался принцип преемственности.

В то же время ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса по сравнению со ступенью начального общего образования. Впервые он позиционируется как стандарт подростковой школы, что предполагает максимальный учет особенностей детей подросткового возраста, ориентацию на обеспечение успешности и своевременности формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности данной возрастной группы, в том числе посредством адекватного построения образовательного процесса, выбора условий и методик обучения.

Принятие принципиально новых образовательных стандартов общего образования нужно всем: и учителям, и родителям, и обучающимся.

В новом проекте ФГОС есть серьезная попытка впервые предоставить школьникам выбор. Да, многие считают, что наши дети не умеют выбирать, что выбор в руках подростка - это попытка упростить ему жизнь. Однако необходимо понимать, что обеспечение правильного выбора обучающегося - это не сфера регулирования стандарта, а сфера методологии подготовки и повышения квалификации педагогов, которые должны помогать обучающимся в составлении индивидуальных образовательных траекторий.3

В идеале новый стандарт должен помочь ученику в его профессиональном самоопределении, позволив сконцентрировать усилия на действительно важных для него аспектах учения.

Кроме того, и это опять же впервые в истории нашей системы образования после гибели педологии в 1930х годах, в новом стандарте есть попытка сориентировать обучающихся на совместное познание мира, на "нелинейное" рассмотрение проблем и проектный поиск. Да, опять же есть много критиков, которые говорят, что мы копируем американцев. Полагаю, что это результат незнания сегодняшних мировых реалий. Во всех странах, которые сегодня считаются передовыми в плане развития общего образования, в том числе в Финляндии и Китае, подходы к обучению школьников давно уже не линейно-классноурочные.

Все вышеперечисленное - это плюсы. Но без минусов тоже не обошлось, да и не могло обойтись, уж слишком ФГОС политически конъюнктурный документ, к которому прикладывают руки и политические партии, и общественные объединения, и религиозные конфессии. Иными словами, ФГОС - это продукт компромиссов, нередко идущих во вред.

Серьезным недостатком нового стандарта, на мой взгляд, является слабая продуманность стоимости его введения, то есть расходов на новые учебники, пособия, лабораторное оборудование, разработку программ, атакже на повышение квалификации и переподготовку учителей. Разработчики заявляют, что стоимость невысока и давление на бюджеты будет минимальным. Однако это лукавство. Какова реальная стоимость внедрения стандарта никто не говорит, хотя на самом деле общественность должна знать заранее, сколько, в какие сроки и за что будет платить государство, а в конечном счете мы - налогоплательщики.

Кроме того, авторы не очень удачно сформировали в новом стандарте старшей школы набор инвариантных дисциплин.3 В нем отсутствует русский язык, литература и математика - не удивительно, что он у многих вызывает отторжение.

Все эти минусы серьезно снижают значимость документа и, на мой взгляд, будут и дальше серьезно препятствовать успешному внедрению эффективных подходов в сфере общего образования.

Но, все же, если немного помечтать, то в идеале должна сложится следующая картина в современном мире образования.

Учитель «новой школы» - это человек творческий, мобильный, компетентный, думающий, ответственный, владеющий новыми технологиями. Он учит детей самостоятельно «добывать» знания, учит учиться. Знания не даются в готовом виде: ученик под руководством учителя постигает их самостоятельно — в этом суть нового, деятельностного подхода в образовании. Дети не просто запоминают, накапливают информацию, а осваивают способы работы с ней.

Большое внимание уделяется коллективной деятельности учащихся: групповой работе, деятельности в паре. Учителя проводят уроки в форме ролевых игр, дискуссионных клубов, образовательных путешествий. Это дает возможность не только получать теоретические знания, но и связывать их с практикой, решать поставленные проблемы и задачи. На таких уроках дети из учеников превращаются в учителей, программистов, врачей, ученых... Таким образом, создается образовательное пространство, в котором дети хотят учиться и развиваться, возрастает их учебная активность и самостоятельность, формируется среда успешности каждого.

Ученик «новой школы» - инициативный, активный ребенок, учеба которого проходит не только «за» школьной партой. В его развитии активную роль играют школьный психолог и социальный педагог, педагоги дополнительного образования. В их активе — занятия внеурочной деятельностью, тренинги, проектная работа и т.д. Несмотря на то, что личностные результаты образования не учитываются, они будут видны по поведению ребят, степени зрелости их суждений. Стандарт ориентирует на то, чтобы в центре внимания школы была личность каждого ребенка, ведь в основе образования сегодня лежит личностно — ориентированный подход. Стандарт предполагает, что учебный процесс в каждом классе строится с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, уровня продвижения в освоении предмета.

Новым стандартом в школу введена внеурочная деятельность. Она

организуется по разным направлениям развития ребенка: спортивно- оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Это значит, что дополнительной формой образования становятся экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно — полезные практики и т.д.

Чередование учебной и внеурочной деятельности делает образовательный процесс интересным, обеспечивает комплексный подход в получении образовательных результатов. Например, на уроке информатики можно разобрать алгоритмы съемки мультфильма, на уроке русского языка подготовить будущий сценарий, на уроке искусства подобрать необходимые материалы, а закончить учебный день можно на занятии кружка «Школьная киноиндустрия».

Школа — пространство охраны здоровья детей, где особое внимание уделяется питанию детей, оздоровлению: оборудуются спортивные и тренажерные залы, уголки отдыха и подвижных игр, медицинские школьные кабинеты. Стандарты предоставляют более широкие возможности и для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В ходе урока учитель осуществляет индивидуальный подход, определяя учебные задачи для каждого ученика отдельно; школьный психолог, разрабатывая программу коррекционной работы, отслеживает и корректирует образовательный маршрут ребенка.

Оборудование современной школы — шаг к открытой информационной среде. Сделать процесс обучения ярче, нагляднее, привлекательнее помогают современные информационные технологии. Все первые классы в нашей области оснащены мультимедийными установками, компьютерами, интерактивным оборудованием. В школах идет формирование современных библиотек с наличием читального зала, медиатеки. Современные учебники дополняются электронными приложениями, с которыми ребята работают с особым удовольствием.

Сегодняшний первоклассник окончит школу в 2023 году. Ему строить общество будущего. И помочь сделать первые шаги на пути открытий, постижения науки, культуры, искусства — задача дня сегодняшнего, общая задача семьи, школы и государства.

Литература:

  1. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М.: Академия, 2007.

  2. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы // Учитель. 2000. №1.

  3. Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: http://standart.edu.ru/

6

Просмотров работы: 19178