АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЭТОЛОГИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЭТОЛОГИИ

Ляхов А.И. 1
1ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Этология (от греч. éthos — характер, нрав и lógos — учение) - одно из направлений в изучении поведения животных, где главным образом рассматривается генетически обусловленное (инстинктивное) поведение и особенности его эволюции. Термин «этология» был введен в биологию в 1859 французским зоологом И. Жоффруа Сент-Илером. Основоположник этологии, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц, называл этологию «морфологией поведения животного».

В классической этологии существуют три основных подхода к изучению поведения животных: виталистический, механистический и этологический.

Сторонники виталистического подхода называемого также натуралистическим, стремятся объяснить поведение животных лишь на основе тех действий, которые можно наблюдать, и пытаются связать эти действия с изменениями в окружающей среде. Они полностью отрицают возможность изучения животных вне их природной среды обитания. Данные, полученные с помощью виталистического подхода, нельзя считать научными в строгом понимании смысла этого слова, так как это всего лишь описания прошлых событий, которые нельзя проверить экспериментальным путем.

Механистический подход, называемый также зоопсихологическим, является сугубо экспериментальным; он подразумевает изучение той или иной формы поведения в контролируемых лабораторных условиях. Его критикуют за искусственность условий эксперимента, в которых оказывается животное, характера поведенческих реакций и интерпретации результатов. Однако такой метод, основоположником которого можно считать И. П. Павлова, широко применяется в зоопсихологии.

Этологический подход является наиболее современным подходом в изучении поведения животных, объединяющий в себе оба описанных выше метода. Сторонники этого направления пытаются объяснить наблюдаемые в естественных условиях поведенческие реакции, связывая их с определенными раздражителями и с последующей проверкой выводов в экспериментах. Этологический подход был разработан Лоренцом, фон Фришем и Тинбергеном.

Вопрос о наиболее эффективном подходе в изучении поведения животных остается открытым.

Изучая поведение животных, необходимо соблюдать особую осторожность при интерпретации результатов наблюдений, чтобы в них отсутствовал субъективный фактор. Следует избегать антропоцентризма, антропоморфизма и телеологии. К сожалению, некоторые данные по этологии животных имеют ярко выраженный субъективный характер, что делает их ненаучными.

Согласно учению Николаса Тинбергена при анализе поведенческого акта исследователь должен учитывать четыре компонента:

- причину (какие воздействия запускают изучаемый поведенческий акт?);

- приспособительную функцию (как изучаемый поведенческий акт влияет на выживание животного и способность оставлять потомство?);

- развитие в онтогенезе (как поведение животного меняется с годами, какой предыдущий опыт необходим для проявления поведения?);

- эволюционное развитие (каковы различия и сходства похожих поведенческих реакций у родственных видов, как эти поведенческие реакции могли возникнуть и развиваться в ходе филогенеза?).

Только при наличии ответов на все вышеуказанные вопросы анализ поведенческого акта можно считать полным и точным.

Этология как наука возникла и развивалась в постоянной дискуссии с бихевиоризмом. Бихевиоризм как научное направление восходит к теории условных рефлексов И.П. Павлова, представленной им европейским коллегам на конгрессе 1906 г. Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон и его последователи применили рефлекторные подходы к объяснению процессов «научения» у животных и человека. Крайним выражением бихевиоризма является идея Б. Скиннера о том, что поведением животного можно полностью управлять, создав необходимый порядок подкреплений. Отрицание врожденной поведенческой программы наиболее ярко воплотилось в исследованиях по «научению» детей. В 70-е годы Б. Скиннер и его коллеги прямо заявили, что путем умелого манипулирования поощрениями и наказаниями абсолютно любое поведение человека может стать условным, закрепленным. С точки зрения бихевиористов, при умелом воздействии на поведение можно вызывать его появление в нужном контексте и в нужное время. Этологи с самого начала выступали как оппоненты бихевиоризма. Это объяснялось целым рядом обстоятельств, прежде всего несовпадением базовых установок и подходов. Перечислим ниже основные различия этологии и бихевиоризма.

1. Объект исследования этологов - внешние проявления поведения и детальное описание процесса действий и взаимодействий между индивидами. Бихевиористы же концентрировались на непосредственной связи между стимулом и реакцией и не рассматривали поведение как сложную многоуровневую систему.

2. Уже ранние этологи настаивали на необходимости проведения исследований в естественной для данного вида среде обитания или в условиях неволи, максимально приближенных к естественным. Для бихевиористов ведущим методом исследований являлись лабораторные эксперименты.

3. Если этологи доказывали необходимость сравнительных исследований, обращая внимание на видоспецифичность репертуара поведения и возможность реконструкции путей эволюции конкретного поведенческого комплекса на основе сопоставления моделей поведения у родственных видов, то бихевиористы предпочитали работать с несколькими видами лабораторных животных, мотивируя это тем, что процессы «научения» у всех животных сходны.

4. Интересы этологов всегда были достаточно широкими. Это и теория коммуникации, сформулированная в работах К. Лоренца, и основы анализа социального поведения, развитые в трудах Н. Тинбергена. Бихевиористы преимущественно исследовали процессы «научения» и пытались разрабатывать методы целенаправленного формирования поведения в онтогенезе.

Бихевиористами применялось два основных методологических подхода для исследования поведения: наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение в естественной среде обитания.

Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека. Бихевиоризм сместил акцент экспериментальной практики психологии с исследования поведения человека на исследование поведения животных. Опыты с животными позволяли лучше осуществлять исследовательский контроль за связями среды с поведенческой реакцией на нее. Чем проще психологический и эмоциональный склад наблюдаемого существа, тем больше гарантии, что исследуемые связи не будут искажаться сопутствующими психологическими и эмоциональными компонентами. Обеспечить такую степень чистоты в эксперименте с людьми невозможно.

Просмотров работы: 1489