РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социально-экономические изменения в начале XXI века в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования в целом. Процесс модернизации образования в России обуславливает развитие инновационных концепций и подходов в образовании. Новые задачи образования в России отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования 3 поколения (ФГОС ВПО 2010), утвержденном приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г.

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования до 2010 года общеобразовательная школа должна была сформировать «новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные базовые ключевые компетенции». [1] Государственная программа по развитию образования на 2013-2020 гг. ставит перед общеобразовательной школой более широкую задачу – создать для обучающихся все условия для самореализации, социализации и развития потенциала. Реализация потенциала молодежи в условиях инновационного социально ориентированного развития страны представляется одной из главных целей образовательного учреждения. Мы считаем, что развитие основных компетенций учащихся должно продолжаться и в высших учебных заведениях, при этом приобретая более узкий целенаправленный и более содержательный характер.

В связи с чем, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования от 2010 года подчеркивается важность обладания студентом общекультурными компетенциями (ОК), которые способствуют формированию самостоятельного человека, имеющего представление о духовно-нравственных ценностях отечественной и мировой культуры.

Под общекультурными компетенциями понимаетсявоспитание социальной и культурной идентичности студента, который должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками, определенными способностями и готовностью к социокультурной деятельности:

  • осознание студентом основных человеческих ценностей: ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);

  • уважение к другим культурам и традициям, что существенно необходимо при жизни в поликультурном обществе (ОК-2);

  • навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3);

  • готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-4);

  • осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5);

  • умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8);

  • обладает способностью занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях (ОК-9);

  • знает свои права и обязанности как гражданина своей страны; умеет использовать действующее законодательство; демонстрирует готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-10); [1]

Овладение студентами общекультурными компетенциями предполагает в своей сути обширную внеаудиторную работу воспитательной социокультурной направленности, так как полностью овладеть названными выше компетенциями только в аудиторное время, мы считаем, невозможным.

Анализируя основную цель воспитательного процесса в вузе, представленную во ФГОС ВПО 3 поколения, Т.А.Носова в своей статье выделяет три уровня воспитательного взаимодействия между студентами и студентами и преподавателем:

  1. индивидуальный

  2. межличностный

  3. социально-личностный. [3; 93]

Нравственные и духовные качества, по мнению автора, относятся к третьему уровню. Также Т.А.Носова подчеркивает важность воспитания патриотизма, стремления к социальной солидарности, развития эстетического вкуса, укрепления ценностей семьи, формирования позитивного отношения к труду, воспитания толерантности и заботы о своем здоровье. Таким образом, на социально-личностном уровне предусматривается как индивидуальное развитие студентом перечисленных выше качеств, так и взаимодействие студента и общества в изменении студентом не только себя, но и в преобразовании им социальной среды. Для этого необходимо в пространстве вуза развитие социокультурных компетенций, как составной части профессиональной подготовки. Особенно это касается студентов педагогических специальностей и направлений подготовки любого уровня (среднего профессионального образования и высшего образования).

Под социокультурными компетенциями мы понимаем знание о закономерностях развития общества и ценностях культуры, умение осознанно применить эти знания в практической деятельности и реальной жизни, что приводит к выработке навыка культуры жизнедеятельности, которую человек ретранслирует в социальное пространство. Устойчивое взаимодействие культуры жизнедеятельности человека и изменяемого им социального пространства обуславливает приобретение уникального опыта, что является показателем обладания человеком социокультурной компетенцией. (см. Схема 1)

Схема 1. Модель овладения студентом социокультурными компетенциями

Очевидно, что в вузе развитию социокультурных компетенций не уделяется достаточно внимания. Одним из самых продуктивных методов по развитию этих компетенций студента мы считаем метод социокультурных проектов и социокультурных практик. Однако применение несистематизированных проектов при условии непрерывного развития студентом социокультурных компетенций представляется недостаточно эффективным, поэтому данные проекты возможно объединить в технологию развития социокультурных компетенций.

Теоретической базой технологии развития социокультурных компетенций являются работы следующих авторов: В.И.Байденко, А.А.Вербицкого, Э.Ф. Зеер, Т. А. Жуковой, O.A. Захаровой, О. Н. Лебедева, А.М. Митяевой, А.Ю. Поленовой, А.Э. Рахимовой, А.П.Садохина, Е.М.Щегловой и др., посвященные проблеме компетентностного подхода в образовании в условиях изменений социокультурных реалий. Работы В.И.Андреева, Л.В.Ведерниковой, Ф.Н.Гоноболина, О.Ю.Елькиной, И.А.Жигаловой, Н.В.Кузьминой, В.Ф.Любичевой, Т.С.Паниной, С.М.Редлиха, В.А.Сластёнина, Т. И.Шалавиной и других, - данные исследования послужили основанием для изучения процесса формирования социокультурной компетенции студентов как одного из аспектов профессиональной подготовки. Культура как творческая деятельность рассматривается в работах Э. А. Баллера, В.Е.Давидовича, Ю.А.Жданова, Л.Н.Когана, А.Н.Леонтьева и мн.др. [2]

Мы полагаем, что разработка содержания технологии развития социокультурных компетенций зависит от:

  • потребности студентов в самореализации в социокультурном пространстве жизнедеятельности,

  • направления социокультурной деятельности студентов вуза (информационно-коммуникативное, духовно-нравственное, ценностно-смысловое, гражданско-патриотическое, профессионально-личностные, творческо-деятельностное),

  • варианта модели овладения социокультурными компетенциями,

  • организации процесса взаимодействия и/или сотрудничества студентов вуза с общественными организациями/фондами, творческими группами/объединениями, учебно-воспитательными учреждениями и проч.,

  • модели отношений студент-педагог,

  • выбранных форм реализации содержания социокультурной деятельности.

Содержание технологии развития социокультурныхкомпетенций студентов вуза должно быть построено на принципах:

  • деятельностного подхода,

  • субъектности,

  • связи обучения и воспитания с жизнью,

  • систематичности и последовательности социокультурной деятельности,

  • гуманизма.

Примером реализации технологии развития социокультурных компетенций студентов вуза может быть следующая схема деятельности студента по подготовке и проведению проектов воспитательной, познавательной, социокультурной и духовно-нравственной направленности. (см. Таблица 1)

Таблица 1

Система социокультурных проектов как метода развития социокультурных компетенций студентов вуза

Тренинги:

Познавательные мероприятия:

Конкурсы:

Благотворительные мероприятия:

Тренинг на развитие взаимопонимания родителей и детей и улучшение отношений в семье:

«Мы вместе!»

Внеклассное занятие:

«Семья – основа жизни человека!»

Конкурс коллажей с последующей защитой на основе оригинального сочинения:

«Дороги и близкие мне люди!»

Помощь многодетным семьям:

«Протяни руку помощи!»

Тренинг на воспитание качеств отзывчивости и взаимопомощи:

«Кто есть человек?»

Внеклассное занятие:

«Кто такой волонтер? Что такое волонтерское движение?»,

«Кто такие русские?»

Конкурс видеороликов:

«Социально-воспитательные видео-ролики - II»

Помощь бездомным животным:

«Братьям нашим меньшим!»

Тренинг на развитие доверия и коммуникабельности:

«Научись доверять своим чувствам!»

Внеклассное занятие:

«Взаимопонимание между людьми. Как его достичь?»

Конкурс эссе:

«Я в/и коллектив(е)»

Благотворительная акция:

«Кто, если не я!»

Тренинг на понимание и развитие толерантности:

«Протестное движение или ксенофобия»

Внеклассное занятие:

«Что такое толерантность?»

Конкурс презентаций:

«Русский мир глазами россиян»

Благотворительная ярмарка:

«Распродажа всякой всячины»

(в рамках благотворительного

Праздника «Белого цветка»)

Так вашему вниманию была представлена примерная экспериментальная система социокультуных проектов, реализуемая в 2011-2012 и 2012-2013 гг. в ЮФУ студентами факультетов естествознания, лингвистики и словесности и магистратуры кафедры педагогики ФТиП, в Творческом объединении С.Ю.Самохваловой и Творческой группой Н.Н.Шапрановой (со-руководители – В.А.Лозовая).

Так, первый этап позволяет студенту приобрести качества, необходимые ему для взаимодействия с социальной средой. Наиболее эффективным методом можно считать метод тренингов (см. Таблица 1 – столбик 1), главная цель которого – научить и обучить за короткий промежуток времени (4-8 ч.) определенным умениям, необходимым современному студенту. На данном этапе студент получает знания, вырабатывает умения, являясь при этом участником, но не организатором практической деятельности (например, тренингов).

Второй этап предоставляет студенту возможность применять свои умения в практической деятельности (см. Таблица 1 – столбик 2), включенной в социальное пространство. Проведя внеклассные занятия (в том числе и информативно-познавательной направленности), студент учиться взаимодействовать с детьми, передавать свои знания, умения в доступной для аудитории форме. Такие проекты способствуют улучшению качества профессиональной подготовки студента, так как в данном случае он выступает уже не в роли участника, а в роли организатора деятельности.

Организуя конкурсы и участвуя в них, студент учится выражать свою позицию, анализировать свою работу и работу других, принимать конструктивную критику. Также конкурсы (см. Таблица 1 – столбик 3) помогают в развитии таких социально важных качеств, как умение работать в команде, группе, сопоставлять свои интересы с интересами группы и при этом не терять совей индивидуальности. Тематика конкурсов, представленных в Таблице 1, предполагает также освоение культурных ценностей своего народа в процессе подготовки проекта.

На третьем этапе мы уделяем внимание развитию духовно-нравственной сферы студентов, так как считаем их основой профессиональной педагогической деятельности (см. Таблица 1 – столбик 4). Развитие духовно-нравственной сферы невозможно без благотворительной деятельности - безвозмездной помощи нуждающимся. Организуя подобные мероприятия, студент развивает такие важнейшие духовно-нравственные качества как сострадание, милосердие, доброта, отзывчивость. На данном этапе студентам не предоставляются базы проведения, они сами находят возможности реализации. В этом случае метод социокультурных проектов трансформируется в метод социокультурных практик: студент специализируется на социокультурной деятельности в конкретной области или конкретном учреждении. И как показывает практика, многие студенты весьма успешно реализуют себя в практике социокультурной деятельности.

Итак, ведущими методами экспериментальной технологии развития социокультурных компетенций являются:

метод тренингов, метод проектов, метод социокультурных проектов, метод социокультурных практик.

Для оценки полученных результатов нами были выработаны критерии оценки развития социокультурных компетенций:

  • изменение позиции студента от пассивно к активной, от участника деятельности к инициатору и организатору,

  • изменение мировоззрения и поведения студента по отношению к себе и социуму,

  • отсутствие страха перед ошибкой,

  • умение анализировать свою деятельность и принимать конструктивную критику,

  • стремление к духовно-нравственному самосовершенствованию и изменению жизненного пространства,

  • развитие механизмов внутренней саморегуляции студента.

Данная технология развития социокультурных компетенций студентов находится в стадии разработки и апробирования. Но уже сейчас мы можем утверждать, что данная технология может быть использована не только в вузах, но и в средних профессиональных учебных заведениях и школах.

Литература:

  1. http://nauka-pedagogika.com

  2. www.standart.edu.ru

  3. Носова Т. А. Организация воспитательной работы в вузе в контексте ФГОС ВПО// Высшее образование в России, № 7, 2012 г., с 91-97.

  4. Самохвалова С. Ю. Социокультурная и просветительская практика студентов в высшем профессиональном образовании: технология организации. Ростов-на-Дону 2012.

Просмотров работы: 2949