РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ ПО ТЕМЕ «ПОДГОТОВКА К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ ПО ТЕМЕ «ПОДГОТОВКА К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Истинное сокровище для людей – умение трудиться. Целью нашей разработки являлась подготовка учеников к сознательному выбору профессии. В процессе проведения данного классного часа мы ставили перед собой следующие задачи: расширить представление детей о различных професси­ях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональ­ному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

Опишем ход классного часа.

Вводная беседа по теме классного часа.

Пройдет совсем немного вре­мени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнет­ся с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и сча­стье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На слайде написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельно­сти человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Дети дают ответы.)

Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак.

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

В наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мас­терство он показывает в работе. Именно о таких мастерах и говорят: «Артист в своем деле».

Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»

Ребята, как вы думаете, что бу­дет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портить­ся, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие те­ряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа - «Самые забытые профессии».

Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».

Четвертая группа - «Самые отважные профессии».

(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)

Послушаем, что у вас получилось.

Давайте теперь посмотрим на слайд, там написаны все эти категории профессий, может какие-либо вы забыли упомянуть в своих списках.

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, теле­ведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т.п.

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубо­чист, бондарь, ямщик и т. п.

Профессии, которые всегда нужны:врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Самые отважные:пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окру­жает, на страну, в которой живем.

А сейчас я вам немного расскажу про профессиях, о которых вы, возможно даже никогда не слышали. Это самые редкие профессии.

Как вы думаете, чем занимается титестер? Титестер - дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом - исклю­чительно тонким обонянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. А чай, который мы с вами пьем, - смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус.

Еще одна редкая профессия - постижёр. Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством - в театре, пастижер не просто делает парик, а создает образ. Часто в театре пастижеры - это еще и гри­меры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профес­сии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия пастижера является довольно редкой, но сейчас она все больше и боль­ше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса.

Создатели рекламных роликов знают, что самая дефицитная профессия - это мастера спецэффектов. Эти мастера при­думывают эффекты, которые заменяют настоящие продукты.

Газированные напитки, йогурты, шоколад- все, что вы видите на рекламе, - это не настоящие продукты, а их заменители. Например, чтобы пельмени на экране красиво падали в кипяток, они должны быть пластиковыми, а вода - холодной. Видимость кипения создают сразу два устройства: ком­прессор, наподобие тех, что используются в аквариумах, и специаль­ный моторчик, заставляющий воду бурлить. Потом все изображение корректируется на компьютере. Такие эффекты стоят очень дорого. И специалисты оплачивается соответственно.

А теперь давайте попробуем выяснить, почему очень часто происходит, так, что люди ошибаются в выборе профессии.

Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной про­фессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной дорогой. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выбо­ре? Как вы считаете?

Примерные ответы детей:

  • «Давят» родители.

  • Идут за модой.

  • Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

  • Выбирают «за компанию».

  • Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

  • Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

  • Подражают героям кино и телесериалов.

Вы перечислили самые рас­пространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за мо­дой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию? Для этого необходимо определить свои склонности и предпочтения. А кто же мне скажет, что означает термин склонность? (Склонность - это влечение к какому-либо занятию).

Всего существует 5 типов профессиональных склонностей человека, сейчас я немного расскажу про каждый из них.

Первый тип: человек - природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда.

Второй тип: человек - техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие техни­ческие устройства.

Третий тип: человек - человек. Предметом труда в этой профес­сии является другой человек, а характерной чертой деятельности - воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец-консультант.

Четвертый тип: человек - знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

Пятый тип: человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фан­тазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.

Я предлагаю вам пройти тест, который поможет определить, к какому типу склонностей относитесь вы. Для этого выберите один из трех вариантов утверждений – «а», «б» или «в» – и обведите его в бланке. После ответа на все утверждения, подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности а) общаться с самыми разными людьми;б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.в) заниматься расчетами; вести документацию.

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает а) возможность следить за ходом мыслей автора;б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;в) сюжет, действия героев.

3. Меня больше обрадует Нобелевская премия а) за общественную деятельность;б) в области наук;в) в области искусства.

4. Я скорее соглашусь стать а) главным механиком;б) начальником экспедиции;в) главным бухгалтером.

5. Будущее людей определяют а) взаимопонимание между людьми;б) научные открытия;в) развитие производства.

6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь а) созданием дружного, сплоченного коллектива;б) разработкой новых технологий обучения;в) работой с документами.

7. На технической выставке меня больше привлечет а) внутреннее устройство экспонатов;б) их практическое применение;в) внешний вид экспонатов (цвет, форма).

8. В людях я ценю, прежде всего а) дружелюбие и отзывчивость;б) смелость и выносливость;в) обязательность и аккуратность.

9. В свободное время мне хотелось бы а) ставить различные опыты, эксперименты;б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;в) тренироваться.

10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);в) деловое общение.

11. Мне интереснее беседовать о а) человеческих взаимоотношениях;б) новой научной гипотезе;в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал а) технический;б) музыкальный;в) спортивный.

13. В школе следует обратить особое внимание на а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;в) укрепление дисциплины.

14. Я с большим удовольствием смотрю а) научно-популярные фильмы;б) программы о культуре и искусстве;в) спортивные программы.

15. Мне хотелось бы работать а) с детьми или сверстниками;б) с машинами, механизмами;в) с объектами природы.

16. Школа в первую очередь должна а) учить общению с другими людьми;б) давать знания;в) обучать навыкам работы.

17. Главное в жизни а) иметь возможность заниматься творчеством;б) вести здоровый образ жизни;в) тщательно планировать свои дела.

18. Государство должно в первую очередь заботиться о а) защите интересов и прав граждан;б) достижениях в области науки и техники;в) материальном благополучии граждан.

19. Мне больше всего нравятся уроки а) труда;б) физкультуры;в) математики.

20. Мне интереснее было бы а) заниматься сбытом товаров;б) изготавливать изделия;в) планировать производство товаров.

21. Я предпочитаю читать статьи о а) выдающихся ученых и их открытиях;б) интересных изобретениях;в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.

22. Свободное время я люблю а) читать, думать, рассуждать;б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;в) ходить на выставки, концерты, в музеи.

23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о а) научном открытии;б) художественной выставке;в) экономической ситуации.

24. Я предпочту работать а) в помещении, где много людей;б) в необычных условиях;в) в обычном кабинете.

Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.

Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?

1 - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.

2 - склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.

3 - склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.

4 - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.

5 - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.

6 - склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

 

I

II

III

IV

V

VI

1

а

   

б

 

в

2

 

а

 

б

в

 

3

а

б

 

в

   

4

   

а

 

б

в

5

а

б

в

     

6

а

б

     

в

7

 

а

б

в

   

8

а

     

б

в

9

 

а

 

б

в

 

10

     

а

б

в

11

а

б

в

     

12

   

а

б

в

 

13

а

     

б

в

14

 

а

 

б

в

 

15

а

 

б

 

в

 

16

а

 

б

   

в

17

     

а

б

в

18

а

б

в

     

19

   

а

 

б

в

20

а

 

б

   

в

21

 

а

б

в

   

22

 

а

б

в

   

23

 

а

 

б

 

в

24

а

     

б

в

Сумма баллов

           

Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы не выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интере­сов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

Просмотров работы: 3951